Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:00, доклад
Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как единственно истинную философию; это стало обязательным со времени рескрипта, изданного Львом XIII в 1879 году. В результате этого философия св. Фомы не только представляет исторический интерес, но и поныне является действенной силой, как философские учения Платона, Аристотеля, Канта и Гегеля, на самом деле большей силой, чем два последних учения.
ВВЕДЕНИЕ. с.3
1. Основные факты биографии. с.5
2. Философские воззрения Фомы Аквинского. с. 6
2.1. Проблема соотношения философии и теологии.с.6
2.2. Проблема существования Творца. с.8
2.3. Проблема бытия. с.10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 13
2.3. Проблема бытия
В онтологии Фома Аквинский принимает
аристотелевскую концепцию
Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Есть бестелесные формы — ангелы. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог; он есть существо чисто духовное.
Рассматривая проблему соотношения общего и единичного (проблему «универсалий»), Аквинат выдвигает своеобразное ее решение. Общее, утверждает он в соответствии с позицией Аристотеля, содержится в единичных вещах, составляя, таким образом, их сущность. Далее это общее извлекается отсюда человеческим умом и поэтому наличествует в нем уже после вещей (это — мысленная универсалия). Третья разновидность существования универсалий — до вещей. Здесь Фома Аквинский отходит от Аристотеля, признав по существу независимый от природного мира платоновский мир идей. Итак, согласно Фоме Аквинскому, общее существует до вещей, в вещах и после вещей. В споре номиналистов и реалистов это была позиция умеренного реализма [1, с. 89].
Но в отличие от многих христианских мыслителей, которые учили, что Бог непосредственно правит миром, Фома вносит поправку в трактовку влияния Бога на природу. Он вводит понятие естественных (инструментальных) причин, посредством которых Бог управляет физическими процессами. Тем самым Фома невольно расширяет поле деятельности для естествознания. Оказывается, что наука может быть полезна людям, так как позволяет совершенствовать технику [2, с. 14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фома Аквинский считается
Фома Аквинский выступил против распространившейся в христианском богословии положения о противопоставлении духа и природы, что вело к отрицанию земной жизни и всего, что с ней связано («дух – все, тело – ничто» - наследие Платона).
Фома утверждал, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. «Труп (тело) – это не человек, но и привидение (дух) - тоже не человек». Человек – это личность в единстве души и тела, а личность - самая главная ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Природу создал Бог и в ней отражается, так же как и в человеке. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому блаженству.
Теоретические построения Фомы Аквинского
стали каноническими для
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев, П.В., Панин
А.В. Философия: Учебник [
2. Основы философии: Учебное пособие для вузов [Текст] / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.
3. Росенко, М. Н. Основы современной философии: Учебник для ВУЗов [Текст] / Под ред. Росенко М. Н. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.
4. Спиркин, А. Г. Философия: Учебник [Текст] / А. Г. Спиркин– М.: Гардарики, 2000. – 816 с.