Русская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:02, реферат

Краткое описание

Когда речь идет о русской философии, встает вопрос, неизбежный при любом историко-философском исследовании: является ли русская философия безусловно оригинальной и в чем это проявляется, или же она является лишь талантливой популяризацией, просветительством, "выпавшим" из академической западной традиции и познакомившим мировую общественность с содержанием периферийного мышления по вопросам русской самобытности, облеченного в нестрогие формы полемики и культурно-философской эссеистики.

Оглавление

Введение
1. Становление, особенности и этапы развития русской философии
2. Философия русского Просвещения XVIII в.
3. Славянофилы и западники
4. Русская философия второй половины XIX - начала XX вв.
5. Философия русского космизма
Заключение

Файлы: 1 файл

Философия4.docx

— 59.17 Кб (Скачать)

Своеобразие развития философии в  России связано прежде всего с тем, что здесь меньшее место было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом и пр., а на первый план выходит социально-антропологическая и нравственно-религиозная проблематика. Это позволяет объяснить факт тесного переплетения в России литературы, публицистики и философии. Это же придает импульс развитию социально-антропологической философии, в центре которой стоит учение о смысле жизни, месте человека в обществе и истории, о путях развития истории.

Временем появления философии  в России в ее современном значении, как отмечают многие исследователи (назовем хотя бы такие имена, как  В.В. Зеньковский (1881 - 1962), А.И. Введенский (1856-1925), Э.Л. Радлов (1854-1928), Г.Г. Шпет (1879-1937), А.Ф. Лосев (1893-1988)), можно считать 1755 г. - год основания Московского университета, т.е. эпоху Просвещения. Однако это не означает, что до этого периода философия в России отсутствовала. В развитии русской философии можно выделить следующие этапы.

"Подготовительный период", или  "пролог", - XIV-XVIII вв. Философствующий  человек этого периода реализует  свои мысли в собственных деяниях  и поведении. Он знает истину, он постиг ее. Это отличает его от обычных людей, вызывая у последних самые разные чувства - от восхищения до гнева. Наиболее крупной фигурой до XIX в. является Г.С. Сковорода (1722-1794), который в рамках христианской философии ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики, намечая в то же время пути свободной, отделенной от религии философии.

Период до 70-х гг. XVIII в. характеризуется  развитием светской культуры в России под влиянием идей европейского Просвещения  и связан с разработкой социальных учений. В это время живут и  действуют такие мыслители, как  Татищев, Щербатов, Новиков, Радищев, в  трудах которых превалировала социальная и нравственная проблематика.

В этот период выступает и М.В. Ломоносов (1711 - 1765), с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфилософ, а с другой - как поэт и религиозный мыслитель.

Период конца XVIII-XIX в., который А.И. Введенский называет временем "господства немецкого идеализма", характерен наиболее бурным развитием философии  в России. В это время под  влиянием духовных академий получает дальнейшее развитие христианская философия, а под влиянием Московского университета - светская. После войны 1812 года в  Москве возникают философские кружки и работают такие мыслители, как  В.Ф. Одоевский и П.Я. Чаадаев. Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между  западниками и славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Разработкой и интерпретацией философии  Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские  философские кружки, разрабатывающие  социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).

В этот период творит А.И. Герцен. Под  влиянием позитивизма и марксизма  работают такие философы, как Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.

Период начала XX в. характеризуют  как "вторичное рождение" или "период систем". Он действительно представляет собой этап классического развития философии, отличающийся созданием  больших систем, которые охватывают все стороны бытия и человеческого  существования. Здесь прежде всего  следует отметить творчество Вл. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики: учение об идеях и Абсолюте; гносеологию, антропологию и эстетику; космологию - понятие "Софии". Софийность, соборность, всеединство на долгие годы становятся главными идеями русской философии. Н.Ф. Федоров развивает экзистенциально-антропологическую тенденцию в русской философии. Он обсуждает такие проблемы, как проблема смерти человека и пути воскрешения, бессмертность человека и Космос.

В начале века получают дальнейшее развитие такие направления, как религиозная  философия и экзистенциализм (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов), антропологическое направление (князья С. и Е. Трубецкие), трансцендентальная метафизика (П.Б. Струве, П.И. Новгородцев). Философия права, соотношение права, морали и нравственности, роль насилия  в общественной жизни, своеобразная критическая переработка гегелевского наследия - проблемы, стоявшие в центре внимания оригинального русского мыслителя  И.А. Ильина. И наконец, разрабатываются  проблемы феноменологической философии  в работах Г.Г. Шпета и А.Ф. Лосева. Особое место занимает в данный период такое направление в русской философии, как метафизика всеединства (Л.П. Карсавин - С.Л. Франк, П.А. Флоренский - С.Н. Булгаков).

Философия XX в. в России проходит под  знаком господства идей марксизма (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин), в  этот период происходит становление  философии диалектического и  исторического материализма.

После революции в России наступил догматический период бесконечной  интерпретации трудов классиков  марксизма, а позже марксизма-ленинизма  и сталинизма. Все же необходимо отметить, что и в этих условиях философские изыскания в нашей  стране не стояли вдали от магистральных  линий развития мировой философии, в них обнаруживаются те же течения  и тенденции. Попыткой своеобразного  ухода от идеологии явилось развитие прежде всего историко-философской проблематики, а также вопросов эпистемологии, логики и философии науки.

 

 

Список используемой литературы

Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. - Белгород, 2000. - С.152-171.

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская  философская мысль Х - XVII веков. - М., 1990.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М., 1995.

Русская философия: Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. - М., 1995.

Русский космизм: Антология философской  мысли. - М., 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  и науки Самарской области

Министерство здравоохранения  и социального развития Самарской  области

ГБОУ СПО Новокуйбышевский медицинский колледж

 

 

 

 

 

 

Доклад 

Тема: «Русская Философия»

По дисциплине: «Философия»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Исмаилзаде  Г. Ф.

Группа 250

Преподователь:

Шиловская С.В.

 

 

 

 

 

 

г. Новокуйбышевск 2012г.


Информация о работе Русская философия