Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 23:32, контрольная работа
Русская философия 19-20 вв. отличается тем, что философские мировоззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад.
Введение.
1. Философские взгляды Ф.М. Достоевского.
2. Философия всеединства В.С Соловьева и персонализм Бердяева.
3. Русский космизм.
Заключение.
Список использованной литературы.
3. Русский космизм.
Косми́змом (греч. κόσμος - организованный мир) - это философское мировоззрение, основу которого составляют представления о Космосе (под космосом следует понимать не только пространство, окружающее Землю, но также и саму Землю, весь живой и неживой мир, человечество) о человеке как "гражданине Мира", а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Как отмечает исследователь этого направления в философии Г.В. Железняк "Понятие "космизм" включает в себя все направления мировоззренческого порядка: это и восприятие, и размышление, и умение строить логические цепочки, и предвидение" . Космизм, по её словам можно рассматривать как " проявлением " разумности, интеллектуального роста, проявление единства и универсальности общечеловеческого мышления и связь категории космизма с научными, историческими и поэтико-культурными достижениями". В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Идея Космоса, как единого замкнутого в себе целого, легла в основу научных моделей Вселенной, первая из которых была создана Евдоксом. Применялись идеи космизма применялись в философско-научной школе Пифагора (ок.580-500 г. до н.э.). Ученик Сократа Платон в своей идеалистической философии широко применял идею "духовных сущностей". По Платону, Вселенная - единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная душой и движением. (соч. "Республика"). В средневековой науке вкладом в идею космизма, на наш взгляд можно считать учение Коперника, создавшего гелиоцентрическую систему мира, в противоположность геоцентрической системе, господствовавшей до сих пор. Свой, и немалый вклад в космизм внесли теории о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в), теории относительности А. Эйнштейна и др..
Русский космизм или космическая философия появляется в России в конце XIX - начала XX века. По мнению А.И. Новикова русский космизм "…есть идея глубокой, неразрывной связи человека с Космосом, Земли со Вселенной" [3, с.146]. Интересен и тот факт, что русское слово Вселенная не имеет точных аналогов ни в одном из иностранных языков. Словарь Ожегова дает ему двоякое толкование:
1. Все мироздание, Весь мир;
2. Вся земля, все страны . Далее А.И. Новиков замечает "Русский космизм представляет собой сложный комплекс идей - научных философских, художественных" [с.146]. Русский космизм имеет богатую, восходящую еще к дохристианским временам предысторию, корни, уходящие в языческую мифологию (космогоническим, солярным мифам). Так, Даждьбог - "в восточно - славянской мифологии бог, связываемый солнцем" , занимает почетное место в языческом пантеоне восточных славян.
Принятие христианства дало новый импульс развитию "космического" мировоззрения наших предков. Появились и получили широкое распространение популярные на Руси переводные Толкования Палея и "Шестоднев" Иоанна Экзарха Болгарского, рассматривающие эволюцию Вселенной с библейской точки зрения, а также апокрифы космологического содержания - "Беседа трех Святителей", "Хождение Богородицы по мукам", "Книга Еноха Праведного" и так называемые "Изборники", включавшие немало сведений астрономического и астрологического содержания (например, "Изборник" Святослава 1073 г). В 1136 г. было завершено и первое календарное сочинение, написанное монахом Антониева монастыря в Новгороде Кириком Новгородцем и кратко именуемое "Учение о числах". Здесь впервые на русском языке прозвучали научные идеи о цикличности и круговороте времени и на основе астрономических знаний о движении Луны и Солнца, точных математических расчетов был дан древнерусский свод летосчисления.
В XII в. был создан и первый отечественный космологический трактат "О небесных силах", который до сих пор по непонятным причинам выпадал из поля зрения историков русской науки и философии. Публикатор трактата приписывал его известному писателю и церковному деятелю, автору поучений, торжественных слов и молитв Кириллу Туровскому. Однако принадлежность названного сочинения именно епископу Туровскому была оспорена палеографами еще в прошлом веке, что закрепилось в современной литературе. Но как бы там ни было, перед нами действительно первый (пусть даже и анонимный) из дошедших на русском языке письменных трактатов по космологии. Его полное название - "Слово святого Кирилла о небесных силах: чего ради создан бысть человек на земли". Уже одна эта ключевая фраза свидетельствует об изначальных традициях русского космизма рассматривать Вселенную как неразрывное единство Макро - и Микрокосма. Древнерусский космист не ограничивается анализом проблемы сотворения мира "от небытия к бытию". В трактате упомянуты и постоянно беспокоившие церковь русские двоеверие и многобожие - традиционные космические и пантеистические народные верования: "в солнце, и в месяц, и в звезды, а иные - в реки, и в источники, и в древа... и в огонь, и в звери, и в иные вещи многоразличные", его предтечами можно считать утопические произведения М. Щербатова "Путешествие в землю Офирскую" 1773 - 1774 г, В. Одоевского "….4338 год. Петербургские письма (30 - е годы 19 века). Конечно, эти сочинения трудно отнести вк научным трудам, однако они, по словам А.И. Новикова " …постепенно воссоздавали духовную атмосферу особого рода - неудовлетворенность вечным земным существованием, стремление выйти за пределы Земли, осмыслить место человека во Вселенной. Вне этой духовной атмосферы невозможно понять и научно - технические поиски ХХ века". Русский космизм - есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:
а) философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.
б) религиозные идеи: в основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего - земного и небесного (Федоров, Соловьев, Флоренский).
в) естественно-научные: - не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве .
Заключение
По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили её особый интерес к социально-политическим проблемам. Причём русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны.
Русская философия предстаёт перед нами в стремлении организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния.
В целом русская философия XIX - XX вв. явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.
Список использованной литературы.
1. Волович В. И., Горлач Н. И., Головченко Г. Т., Губерский Л. В., Кремень В. Г. История философии: Учебник для высшей школы / Н.И. Горлач (ред.). -- Х. : Консум, 2002.
2. История философии в кратком изложении / И.И. Богута (пер.). -- М. : Мысль, 1995.
3. Лосский Николай Онуфриевич. История русской философии. -- М. : Академический Проект, 2007.
4. Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ред. Л.Г.Кононович, Г.И.Медведева.- Ростов н/Д.: Изд. <<Феникс>>, 1998 г.
5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. – М.: Молодая гвардия, 2000 г.
6. Зеньковский, В.В. История русской философии.