Религиозный экзистенциализм Сёрена Кьеркегора

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 23:12, реферат

Краткое описание

В своих работах Кьеркегор ведет полемику с Декартом, Кантом, Лейбницем и, конечно, Гегелем. При чтении его произведений чувствуется восхищение античной философией и, прежде всего, Сократом. Но главным источником вдохновения Кьеркегора остаются Слово Божье и протестантская догматика. Кьеркегор яростно отрицал «дух научности» в философии, ибо «подлинное существование», «экзистенция» не могут подчиняться необходимости, закону, всеемству, они всегда – неповторимость персонального человеческого бытия. Главный лейтмотив экзистенциального философствования – противостояние Личности – Системе, бунт единичного против всеобщего, право человека быть собой.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. БИОГРАФИЯ 4
III. ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 5
IV. ИСТОКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ КЬЕРКЕГОРА 9
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

1.docx

— 35.76 Кб (Скачать)

Вера Кьеркегора не иррациональна  – она, как и отчаяние, рассматривается  высшим итогом сознательного осмысления бытия. Сознание человека определяет и  его понимание отчаяния, и его  веру. Больше сознания – больше личности, больше воли. Чем сильнее воля, тем глубже самосознание. Отчаяние является мерой самосознания: чем глубже сознание, тем сильнее отчаяние. Противоположностью отчаянию может быть только вера: отчаиваться – утрачивать вечность, обретать веру – обретать вечность.

Кьеркегор исходил из идеи, что все экзистенциальные категории – абсурд, страх, тревога, отчаяние, ничто, вера, дух, смерть – тесно связаны с человеческим существованием и направлены на формирование самосознания личности. Собственную феноменология духа Кьеркегор творил как феноменологию отчаяния, фактически отождествляя отчаяние и активное состояние духа.

Человек как дух постоянно находится  в состоянии отчаяния. Такие фундаментальные категории как бесконечность и конечность, вечность и бренность, возможность и необходимость, – все они концентрируются вокруг категории отчаяния и вопрошают об отчаянии. Страх человека перед «ничто» заставляет его сознание лихорадочно и напряжённо искать выход. Отчаяние у Кьеркегора носит в высшей степени сознательный характер – это высшая ступень сознания и самосознания. Чем выше сознание, тем выше, глубже, разностороннее и содержательнее личность, и, наоборот, чем содержательнее, глубже и разностороннее личность, тем выше её сознание и самосознание.

Кьеркегор яростно отрицал «дух научности» в философии, ибо «подлинное существование», «экзистенция» не могут подчиняться  необходимости, закону, всеемству, они всегда – неповторимость персонального человеческого бытия. Главный лейтмотив экзистенциального философствования – противостояние Личности – Системе, бунт единичного против всеобщего, право человека быть собой. Не историческая мишура мировых события, не героика исторических личностей или «веселие-беснование толпы» но приватная жизнь, драма «души страдающей и бурной».

Экзистенциальное, или «лирическое», по словам Кьеркегора, мироощущение призвано, снимая слой за слоем предметное инобытие человека, добраться до сердцевины, ядра существования, где отсутствует деление бытия  на субъекты и объекты, а истина перестаёт  быть мыслью о бытии и становится тождественной бытью как подлинному существованию.

Экзистенциальное  мировидение импрессионистично: «выглаженности»  классического стиля противополагается пуантилизм, вспышки интуиции,  мгновенная озарённость, непосредственная фиксация гениальных «очевидностей», в которых высвечивается сокрытый смысл бытия.

 

Категорический  императив экзистенциализма можно  сформулировать примерно так: «решайся и выбирай своё Я, единственное и неповторимое», но выбирать надо не с помощью рационального перебора возможностей, но как раз полностью освободившись от каких-либо «соображений», со всей силой непосредственной внутренней уверенности, не забывая только одного: чем субъективнее и безогляднее твоё решение, тем оно вернее. Мы видим, что экзистенциалистская философия определяет лишь, «как» следует выбирать, но не «что» выбирать. Следовательно, мы вправе сделать вывод, что с точки зрения экзистенциализма не важно, что мы выбираем, лишь бы выбирали всем существом, а не голым разумом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Хрестоматия по истории философии от Шопенгауэра до Дерриды. М. 2003;
  2. Гарин И. Что такое философия? М. 2002;
  3. Рассел Б. История западной философии, Книга Третья - Новосибирск.:, 2001.
  4. История философии. М. 2001;
  5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004;
  6. Стретерн П. Кьеркегор за 90 минут - М.:, Астрель, 2004.

 


Информация о работе Религиозный экзистенциализм Сёрена Кьеркегора