Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:57, контрольная работа
С греческого на русский язык слово «философия» переводится как любовь (φιλέω), и мудрость (σοφία) - любовь к мудрости, или любомудрие. Философское значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное. Назначение философии - поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, обеспечение его бытия в этом мире, его самосовершенствование. У истоков философии были первобытные народы - древние китайцы и индийцы. Но как отдельное культурное образование появилась она во времена древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Философия прошла четыре крупных этапа развития: античная, средневековая, нововременная и новейшая (современная) философии. Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3 1.ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ………..5 2.РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВГУСТИНА И ФОМЫ АКВИНСКОГО………………………………………………………....................8 3.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА…………………………………………………………………………11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….................................13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСЛЕДОВАНИЙ……14
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
С греческого на русский язык слово «философия»
переводится как любовь (φιλέω), и мудрость
(σοφία) - любовь к мудрости, или любомудрие.
Философское значит максимально универсальное,
всеохватное, основательное, фундаментальное,
существенное. Назначение философии -
поиск и нахождение человеком ответов
на главные вопросы своего бытия, обеспечение
его бытия в этом мире, его самосовершенствование.
1.ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Средневековая
философия выдвинула плеяду выдающихся
философов: Августин, Ансельм, Абеляр,
Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется
величественная фигура Иисуса Христа.
Многие считают его великим философом.
Величие это видят в том, что он выдвинул
философию не для избранных мудрецов,
а для всех - даже для нищих духом людей
и детей. Основные идеи философского значения
содержит Библия. Она составляет Ветхий
и Новый Заветы. Завет - это договор Бога
с родом человеческим. (Если речь идёт
о божественной личности - слово Бог пишется
с большой буквы.) Монотеизм - означает,
что Бог един и уникален, в отличие от античной
философии, где было признано многообразие
богов - политеизм. Теоцентризм - означает
центральное положение Бога. Согласно
принципам теоцентризма источником всякого
бытия, блага и красоты являлся Бог (античная
же философия была космоцентрична). Теоцентризм
по сравнению с космоцентризмом усиливает
личностное начало. Креационизм - учение
о сотворении мира Богом из Ничто. В философии
не считают, что из ничто, можно сделать
нечто. В креационизме философы ценят
развитие идеи творения, творчества. Этой
философской идее всегда обеспечивается
яркая жизнь. Вера - означает «то, что обеспечивает
истину». Библия возвышает веру над интеллектом
(в античности разум сводился к интеллекту,
который считался враждебным вере). Веры
бывают разные, в том числе, несостоятельные.
Каждый человек верит; вера - это личностное
самоопределение человека, составная
часть его внутреннего мира. Именно средневековая
философия впервые разработала проблематику
веры. Добрая воля - целеустремлённость
к исполнению того, чего хочет Бог. Только
человек, обладающий доброй волей, способен
соблюдать библейские заветы. В античности
же считали, что добро совершается посредством
интеллекта и только. Христианство открыло
горизонт воли. Этика долга, моральный
закон - закон, который даёт Бог. Человек
ответственен перед Богом.
[5;141] Христианская этика - это этика долга
перед Богом. В античной философии считали,
что моральный закон - закон самой природы,
который на стороне и Бога и человека выступает
как добродетель. Совесть - познание, сопровождающее
связь человека с Богом. В Ветхом Завете
слово «совесть» не встречается, а в Новом
Завете оно используется около тридцати
раз. Ветхий Завет создавался до нашей
эры, а Новый Завет - после. В таком случае
совесть - новое изобретение, благодаря
которой человек может открыть свою греховность,
а также пути её преодоления. Следующей
идеей является любовь. Согласно Библии
Бог есть любовь. Кто не любит - тот не познал
Бога. Апостол Павел высочайшим образом
оценивал все три главные ценности христианства
- веру, надежду, любовь, но любовь выделял
особо. Это вполне соответствует Библии,
где символ любви - сердце - упоминается
около тысячи раз. Христианская любовь
- это дар Бога, реализация совести, она
не знает исключений: «любите врагов наших».
Надежда - это ожидание, упование на будущее,
переживание времени. В античности время
считалось цикличным, повторяющимся, в
средневековой же философии отрицали
цикличность, считая, что рождение, смерть
и воскресение Христа не может повториться.
Средневековая концепция времени - это
переход к линейному времени, к прогрессу.
Время не сводится к природным процессам,
его воплощением выступают надежда и провидение,
понимание истории как осуществление
заранее предусмотренного Богом плана
спасения человека. Христианское мировоззрение
намного историчнее античного. В античности
считали, что человек обладает телом и
душой, в средневековой философии добавляют
ещё один аспект - дух или духовность. Духовность
человека - причастность к божественному
посредством веры, надежды и любви. Ещё
одной идеей средневековой философии
является символизм. Символизм - это умение
находить скрытый смысл. Два ключевых
символических эпизода в Библии - это грехопадение
Адама и Евы и распятие Христа. Грех Адама
и Евы обусловил грешность всех их потомков.
Грех Адама вменяется в вину всем людям.
Адам в символическом виде представлял
всех людей. Соответственно распятие Христа
также имеет символическое значение, он
заменил собой всех. Символизм не был чужд
и античности, но только в средневековье
он стал широко распространённым способом
постижения действительности. Средневековый
человек везде видел символы. Тем самым
он учился распознавать отношения. Доказать
существование Бога нельзя. Существование
Бога принимается на веру, на основе божественного
откровения, интуитивно, без доказательства,
в силу авторитета Библии. Существует
лишь некоторые аргументы в пользу его
существования.
2.РЕЛИГИОЗНО
– ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
Августин
Аврелий - христианский теолог и философ,
признанный в католицизме святым.
Сильное влияние на Августина
оказал неоплатонизм. Августин сыграл
огромную роль в разработке католической
догматики. Ему принадлежит онтологическое
доказательство бытия Бога, вытекающее
из идеи о существовании
3.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА
Основоположником
восточного перипатетизма является
Аль-Кинди, получивший звание «философ
арабов». В основу своего мировоззрения
Аль-Кинди положил идею всеобщей
причинной связи, в силу которой
всякая вещь, если только она осмыслена
до конца, позволяет, как в зеркале,
познать в ней всю вселенную.
Ортодоксальные приверженцы Корана
смотрели на него как на еретика. Из
многочисленных сочинений Аль-Кинди
сохранились лишь небольшие отрывки.
Ему принадлежат: «Обзор сочинений
Аристотеля», «О пяти сущностях», «О ближайшей
причине возникновения и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия это удел каждого человека. Философия помогает человеку найти ответы на важные для него вопросы. Даже не занимаясь философией, человек всё равно философствует, так как мыслит. Для решения какой-либо проблемы у человека появляются некоторые идеи. Идеи, существующие в сознании, обозначают чувственный образ отражения чувственных предметов. Философия и её изучение помогает найти верную дорогу к истине. Как развивалась философия, можно проследить по древнейшим источникам, книгам, трактатам. Средневековье это эпоха после античности и до эпохи Возрождения. В средние века, используя знания античности (Аристотеля, Платона), философы делали выводы и, либо допускали их учения, либо не принимали их, и находили новые объяснения тех или иных явлений. Последователям следует знать философию средних веков, для того, чтобы иметь основу знаний для дальнейшего использования или их опровержения. Изучая философию прошлых веков, можем проследить, как она менялась в учениях разных мыслителей. Парадоксально, но мыслители средних веков, отрицая философию и логику античности, постоянно прибегали к работам античных авторов и пользовались их логикой. Особенность философии средних веков характеризуется её слиянием с религией. Многие философы были священники и богословы. Например, Фома Аквинский, противопоставлял государство и церковь. Он даже ставил выше церковь, чем государство. В средневековой религии христианства - Бог - абсолютная личность, Бог един. А человек понимается как единство веры, надежды и любви. Жизненность, заключённая в христианстве, состоит в развитии личностного начала. Не только теология влияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСЛЕДОВАНИЙ
1. Канке
В.А. Философия, - М.: «Логос», 2001. С-25
2. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии:
учебное пособие, - М.: «Академический проект»,
2004.с-156
3. Под ред. Кохановского В.П. История философии,
- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.с-78
4. Под ред. Фролова И.Т. Философский словарь,
- М.: «Республика», 2001.с-243 5. Фролов
И.Т. и др. Введение в философию: учебное
пособие, - М.: «Республика», 2003.с-141
Информация о работе Религиозно-философские воззрения Августина и Фомы Аквинского