Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:59, контрольная работа
В эпоху, когда науки о природе делают огромные успехи и когда идеологическая борьба ведется в особо острых формах, идейная реакция пытается гораздо активнее использовать старое и проверенное веками средство духовного воздействия на широкие массы людей — религию и религиозную идеологию.
Введение ………………………………………………………………..…3.
1. Неотомизм ………………………………………………………………3
2. Неопротестантизм …………………………………………………..….6
3. Религиозный модернизм ……………………………………………....7
4. Персонализм …………………………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………….10
Список использованных источников……………………………………11
Модернизм религиозный(лат. modernus — современный) — одна из форм адаптации религии и теологии к новым историческим условиям и изменившемуся сознанию современного верующего.
Религиозный моденизм состоит в обновлении различных сторон религиозного комплекса, введении новых понятий, устранении наиболее архаичных установок и представлений, частичном изменении форм обоснования вероучения и внедрении новых элементов в культовую и внекультовую практику. Он направлен на упрочение позиций религии и церкви в современном мире, на преодоление секулярных тенденций в мировоззрении современного человека.
Модернизм религиозный не представляет собой организационно оформленного течения, этим понятием объединяют разного рода взгляды и позиции представителей духовенства, теологов, верующих, общей установкой которых является стремление к обновлению в противовес традиционализму. Позиция этого направления сейчас свойственна многим православным и протестантским церквям, она распространяется в исламе, буддизме и др. религиях. На II Ватиканском соборе (1962— 1965) католицизма точка зрения религиозного модернизма заняла ведущие позиции, благодаря чему было, принято решение о возможности проводить богослужение не только на лататинском, но и на национальных языках.
Наиболее полное развитие
Персонализм(лат. persona – личность) – концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой. Развивается мыслителями как католической, так и отчасти протестантской ориентации, в единичных случаях оформляются на базе православия или как внеконфессиональная.
Первое употребление термина “персонализма” относится к “Речи о религии к образованным людям, ее презирающим” Шлейермахера (1799).
Выделяют:
1)американскую ветвь персонализма (Б.П. Боун, Дж. Ройс, Дж. X. Хауисон, Р.Т. Флюэллинг, Э.Ш. Брайтмен, У. Хокинг); печатный орган – журнал “Perso-nalist” (с 1920); 2) французскую ветвь персонализма (Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель, П.Л. Ландсберг, Г. Мадине, Д. де Ружмон, Ж.-М. Доменак, в определенный период своего творчества – Рикер и М. Дюфрен); печатный орган – журнал “Esprit” (“Дух”, с 1932). Могут быть зафиксированы также представители этого направления в английской (Б. Коутс, Х.У. Керр), германской (В. Штерн) и русской (Бердяев) философских традициях.
“Личностный метод”, выражающий саму суть такого вектора мысли, как теизм, обретает в персонализме инструментальный статус, не только задавая трактовку человека как уникальной субъективности, но и определяя парадигмальные установки персоналистской концепции в целом. Фундаментальный для теизма принцип диалогичности сосуществования человека и Бога, наиболее наглядно проявляющий себя в мистической концепции, эксплицитно выступает основой философской концепции персонализма как в сфере нравственно-этической проблематики, так и в рамках социально-философской доктрины.
Базовой для персонализма является коммуникативная теория личности, фундированная идеями трансцендентности целей ее существования. Будучи тварной, личность характеризуется “вовлеченным существованием”, т.е. укоренена в земной контекст. Однако, наряду с “вещным”, в ней обнаруживает себя и “невещное” начало – божественный духовный “свет Творца”. В силу этой амбивалентности для личности характерны три вектора ее существования: – экстериоризация, т.е. самоосуществление вовне, в миру (“деятельность человека – это его завершение, ткань его жизни” – Мунье); внешнее самовыражение может принимать любые творческие формы (например, искусство, позволяющее, по оценке Мунье, с помощью “косвенных знаков” выразить трансцендентное, которое “живет среди нас” и потому “поддается некоторой характеристике”), однако, автохтонной сферой экстериоризации личности является личное общение, коммуникация, где “встреча Я с Ты”, переживаемая в качестве ценности, задает в земном контексте особые формы существования – прямое и не имеющее внешней цели соприкосновение двух Я – “незаинтересованная деятельность, непосредственно не предусматривающая организации внешних отношений” (Мунье), живое общение “по ту сторону слов и систем”, а горизонт коммуникативной сферы задается через перспективу трансценденции: “чтобы быть собой, следует быть, по меньшей мере, вдвоем; для того, чтобы быть в полной мере собой, необходимо, чтобы другим был Бог” (Недонсель) и именно в этом смысле личность представлена в персонализме как творческая и творящая (“creative personality” у Флюэллинга); – интериоризация, т.е. духовная самоуглубленность, возможность реализовать себя во внутреннем душевном мире (“наиболее непреходящий, перманентный предмет в творении – это потребность человеческой души в свободе” – Флюэллинг); однако, “движение, которое создает личность, не замыкается на себе самом, оно указывает на трансценденцию” (Мунье), выводя персональное сознание на над индивидуальный, но при этом не перестающий быть персонально артикулированным уровень; – трансценденция (“бездна личностной трансценденции” – Мунье), т.е. ориентация на высшую самореализацию, возможную в акте духовного единения (коммуникации) с Богом.
Коммуникативный потенциал личности во взаимодействии с внешним миром проявляет себя как опыт: “все существующее есть опыт и проявление энергии личности, которая больше, чем природа” (Брайтмен). В этом контексте проблема объективности “может быть разрешена только с допущением существования творческого космического разума”, в качестве которого выступает “дух персональный, всеобъемлющий и верховный” (Флюэллинг). Соответственно этому, и “вся история человечества в своем глубинном смысле есть история саморазвития персонального духа”, асимптотически “стремящегося к достижению царства Божьего” (Флюэллинг). В этом отношении бытие личности обретает свой центральный смысл посредством детерминации будущим, а – в обратном векторе – история выступает не как имманентная себе, но как “динамика личного существования” (Мунье).
Термин персонализм в настоящее время используется не только в рамках христианской философии, обретая более широкое оценочно-семантическое звучание и выражая общеаксиологическую установку на доминирование “человека” над “человечеством”.
В последнее время, учитывая происходящие в мире сдвиги, полевение широких масс, непрерывное падение влияния религии, католические руководители и идеологи начали вести более гибкую политику, идя на некоторые уступки общественному мнению. Положительное значение имеют осуждение Ватиканом колониализма и войны как средств разрешения международных споров, выступление пап Иоанна XXIII и Павла VI в .защиту мира. Однако эти акции Ватикана остаются весьма абстрактными, ибо они не основаны на действительном анализе источников международной напряженности и не сопровождаются практическими мерами, направленными на сохранение мира. Как и раньше, важнейшей причиной всех социальных противоречий католические деятели считают ослабление веры, которое и привело к росту эгоистических склонностей человека, Возвращение к вере и духу христианства, усиление роли католической церкви во всей политической, экономической и идеологической сферах общественной жизни — такова, по их мнению, панацея от всех бед.
Таким образом, современная
буржуазная философия, наиболее влиятельными
течениями которой являются экзистенциализм,
неопозитивизм, неотомизм, в целом представляет
собой реакционную, антинародную идеологию
умирающего капитализма.
Список использованных источников
Информация о работе Религиозная филосовия в контексте современной европейской культуры