Реформация и Северное Возрождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:36, доклад

Краткое описание

Однако гуманистическое движение еще в ХV в. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культуру стран, расположенных к северу от родины Ренессанса. Поэтому в литературе принято использовать термин «Северное Возрождение», подразумевая под ним не только географическую характеристику, но и некоторые особенности Возрождения в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции.

Файлы: 1 файл

Северное возраждение.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

5.3. Реформация и Северное  Возрождение

Однако гуманистическое движение еще в ХV в. вышло за пределы  Италии и оказало мощное воздействие  на культуру стран, расположенных к  северу от родины Ренессанса. Поэтому  в литературе принято использовать термин «Северное Возрождение», подразумевая под ним не только географическую характеристику, но и некоторые особенности Возрождения в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции.

Северное Возрождение отличалось от итальянского некоторыми существенными  особенностями: во-первых, оно происходило в период Реформации, во-вторых, связь с античностью была значительно слабее, так как в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.

Для понимания особенностей Северного Возрождения остановимся на краткой характеристике нескольких реформационных направлений в странах Западной Европы.

Реформация — это широкое  антикатолическое движение за обновление христианства в Европе ХVI в. Его основателями и вождями выступили Мартин Лютер и Жан Кальвин. Реформация явилась не просто религиозным обновлением, но и глубочайшей трансформацией всей христианской культуры, итогом которой стал новый вариант христианского вероисповедания — протестантизм, сформировавший в недрах европейской цивилизации новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе. Реформация изменила традиционную систему ценностей и заложила основы христианской культуры нового типа [2].

Реформация началась в Германии, распространившись затем на большинство западноевропейских стран. Она была вызвана серьезными изменениями, происходившими в недрах феодального общества. Ортодоксальная католическая религия с ее фанатизмом и аскетической моралью противоречила интересам молодой национальной буржуазии. Распространение идей итальянского Возрождения среди образованного населения Западной Европы привело в увлечению философией гуманизма.

Начало Реформации в Германии связано  с выступлением Мартина Лютера (1483—1546), который 31 октября 1517 г. вывесил для обсуждения на воротах Виттенбергской церкви 95 тезисов против индульгенций. В них, в частности, провозглашался принцип всеобщего священства, из которого следовало, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком, поэтому церковь не может отпускать грехи.

Лютер отверг идею спасения в силу каких бы то ни было заслуг: спастись можно только верой в очистительную  жертву Христа. Вера человека — единственное средство общения с Богом, поэтому  претензии церкви на господствующее положение в мире беспочвенны.

Единственным источником вероучения была провозглашена Библия, которую  Лютер впервые перевел на немецкий язык и вменил в обязанность каждому  верующему изучать и толковать  ее без посредничества священников.

В результате дальнейших реформ церкви было ликвидировано монашество, отменено почитание икон и упрощено богослужение.

Антиклерикальная направленность тезисов Лютера, требования обновленной  церкви, секуляризации ее земель, провозглашаемые  реформаторами, привлекли под знамена  лютеранства широкие слои немецкого общества. Протест крестьянства против католической церкви и феодалов вылился в кровопролитную Крестьянскую войну 1525 г. В результате религиозного мира 1555 г. на территории Германии образовались две группы немецких княжеств. В одной из них удержала свои позиции Католическая церковь, в другой происходило реформирование церкви в духе лютеранства.

Вслед за Германией Реформация быстро распространилась на другие страны Западной Европы, получив наиболее мощное развитие в Швейцарии. Реформационное движение там возглавили Ульрих Цвингли (1484—1531) и Жан Кальвин (1509—1564). Учение Ульриха Цвингли (цвинглианство) имело много общего с лютеранством, но более решительно требовало изменения обрядности и отстаивало республиканские принципы устройства церкви и общества

Культура Возрождения, Реформация.


 Жан Кальвин, прибывший в Женеву из Франции в 1556 г., наиболее последовательно  защищал интересы буржуазии. Учение Кальвина (кальвинизм), было направлено как против католицизма, так и  против народной Реформации. В значительной мере успех кальвинизма в Швейцарии и в других странах был определен республиканскими принципами организации реформированной церкви в сочетании с нетерпимостью к проявлениями инакомыслия [1].

Лютер, освободив  церковь от власти Папы, не избежал ее зависимости от государства. Кальвин же осуществил принцип независимости церковной общины от государства. Более того, руководители этой общины (а первым из них был сам Кальвин) обретали значительную власть над своими прихожанами.

Однако парадокс заключается в том, что именно протестантизм (и особенно его кальвинистский вариант) стал духовной основой уважительного отношения к свободе индивидуального человека. Здесь сработали изначальные смысловые основы протестантизма.

Отрицая свободу  человека как духовный феномен, протестантизм фактически обосновывал необходимость этой свободы как явления практической и гражданской жизни. Истолкование Писания, отданное во власть человеческого разума, оказывается по сути его оправданием.

В протестантизме истина веры оказывается неотделимой от работы разума, а дело веры (честный труд как мирская аскеза) становится практическим делом разума. Именно человеческому разуму отдано толкование веры и полное руководство по ее практической реализации.

Кроме того, кальвинизм при всей внутренней духовной дисциплине отстаивает свободу церковной общины в делах веры (проповедник есть только избираемое лицо) и независимость этой общины от государства. Именно эта независимость и самоопределяемость сплоченной церковной общины послужила основой для быстрого оформления институтов гражданского общества, ставшего основой западноевропейского пути развития [2].

Северное Возрождение

Северный Ренессанс запаздывает  по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.

Философской основой Cеверного Ренессанса был пантеизм . Пантеизм, не отрицая прямо существования Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то делали вывод: каждый кусочек природы достоин изображения.

Такие представления приводят к  появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Основоположником пейзажного жанра  в Европе считается мастер из Антверпена Патинир. Мастерами пейзажа были и немецкие художники А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах, они изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.

Второй жанр, который получил  развитие в искусстве Северного Возрождения — это портрет, представленный творчеством Ганса Гольбейна Младшего и Яна ван Эйка

Культура Возрождения, Северный Ренессанс.


Третьим жанром, родившимся в Нидерландах, стала бытовая картина, изображавшая будничную жизнь народа: торговцев  в лавках, крестьян на рынках, игроков  в карты и кости, национальные праздники, городские таверны.

Развитию данных жанров в Нидерландах XVI века в значительной степени способствовала Реформация, включающая элемент иконоборчества. Церковные реформы, требующие простоты богослужения и соответствующего интерьера протестантских церквей, по сути упразднили религиозное искусство. Художники вынуждены были искать новые направления и разрабатывать жанры станковой живописи.

 Крупнейший мастер жанровой живописи — Питер Брейгель-старший. Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни и даже библейские сюжеты помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью: выложенный плиткой двор, рисунок на ковре, кружева на платье молодой девушки. Такая картина очень увлекательна для зрителя: чем больше ее разглядываешь, тем больше находишь там интересных вещей.

Ренессансные традиции в культуре Франции и Англии связаны прежде всего с литературой и театром.

Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор  сатирического романа "Гаргантюа  и Пантагрюэль" Франсуа Рабле (1494—1553). В основу этого произведения легли распространенные в ХVI веке народные книги о великанах. Скрываясь за фольклорными образами героев, автор высмеивает невежество, ханжество, раболепие своих современников, беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей. Около двадцати лет пишет этот роман, издавая его частями, Франсуа Рабле — образованнейший человек своего времени, доктор медицины и философ. Книга отразила эволюцию гуманистической мысли, иллюзии и разочарования благородных поборников просвещения народа, их надежды и мечты, победы и поражения

Культура Возрождения, Северный.


Расцвет Ренессанса в Англии пришелся на конец ХVI — начало ХVII вв., достигнув  своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Перу английского драматурга принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне со сцен многих театров в мире "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Отелло", "Генрих IV", "Ричард III". Герои шекспировских трагедий исполнены той внутренней мощи и достоинства, которые порождены были великой эпохой, провозгласившей человека центром мира. Трагедийный накал их страстей, разочарований и утрат отразил столкновение ренессансных представлений о мире с реальностью социального бытия.

Благодаря творчеству Шекспира получает развитие театральное искусство  Англии, которое играло значительную просветительскую роль.

Подводя итоги, отметим, что Возрождение, зародившись в Италии, охватило впоследствии все западноевропейские страны. При наличии национального своеобразия в развитии каждой из них, общими чертами ренессансной культуры являлись:

  • утверждение философии гуманизма,
  • растущее самосознание личности,
  • переоценка значения индивидуума в социокультурном процессе,
  • творческие поиски и открытия в художественной практике.

Возрождение заложило основы системы  ценностей современной западноевропейской цивилизации, оно явилось тем "культурным переворотом", в результате которого родилось новое представление о  мире и о человеке. Теперь человек полагается на свой разум, опыт, знания, умения, с помощью которых он способен изменить мир.

Оставаясь христианами, не посягая  на права церкви, гуманисты сумели сделать ценности дохристианского  мира культурным достоянием современников. Европа впервые ощутила связь времен. Благодаря идеям гуманистов и их вере в безграничные возможности человека европейская культура не только смогла сохранить свою целостность, но и сумела отстоять и укрепить ее в последующие века своей богатой катастрофами истории.

Хрестоматия; Е. Р. Баканова.



Информация о работе Реформация и Северное Возрождение