Автор: Алина Галимжанова, 12 Октября 2010 в 01:35, реферат
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.
1.Введение…………………………………………………………………. 3 стр.
2.Понятие сознания и его определение………………………………….. 4 стр.
3. Структура и источники сознания……………………………………... 5 стр.
4. Понятие самосознания………………………………………………… 6 стр.
5. Предметность и рефлексивность самосознания……………………... 7 стр.
6. Заключение…………………………………………………………….. 9 стр.
7.Список литературы……………………………………………………...
Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.
Важно
подчеркнуть, что самосознание не только
возникает в процессе совместной
деятельности и общения с другими людьми
и генетически связано с отношением к
себе с «точки зрения другого», но и что
оно постоянно проверяется, корректируется,
исправляется и развивается в ходе включения
человека в систему межчеловеческих отношений.
Заключение
Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.
Самосознание
является частью сознания, а точнее
его особой формой. Самосознание предполагает
выделение и отличение человеком самого
себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание
рефлексивно с его помощью человек оценивает
себя, свое место в жизни и обществе, свои
поступки. Самосознание возникло не в
качестве духовного зеркала для праздного
самолюбования человека. Оно появилось
в ответ на зов общественных условий жизни,
которые с самого начала требовали от
каждого человека умения оценивать свои
поступки, слова и мысли с позиции определенных
социальных норм.
Список
литературы:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. “Философия”. Москва 1999г.
2. “Введение в философию”. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2, Политиздат 1989г.
3. Георгиев Ф.И. “Сознание, его происхождение и сущность”. Москва 1967г.
4. Н.М. Солодухо “Систематический курс философии: Квинтэссенция” учебное пособие. Казань 2006 г.
5. Спиркин А.Г. “Философия”. Москва 1998г
6. Тугаринов В.П. “Философия сознания”. Москва 1971г