Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:23, реферат
Античность – период зарождения европейской культуры и философии. Логика возникла и развивалась в недрах философии, как единой науки, которая объединяла представления людей об окружающем мире и самом человеке и его мышлении. Многие культуры выработали сложные системы рассуждения, но логика как наука получила основательное развитие в трех культурах: китайской, индийской и греческой. Логика формировалась на протяжении нескольких тысячелетий.
1. Взгляды Аристотеля на логику как науку.
Античность – период зарождения европейской культуры и философии. Логика возникла и развивалась в недрах философии, как единой науки, которая объединяла представления людей об окружающем мире и самом человеке и его мышлении. Многие культуры выработали сложные системы рассуждения, но логика как наука получила основательное развитие в трех культурах: китайской, индийской и греческой. Логика формировалась на протяжении нескольких тысячелетий.
Наиболее подробно теоретические проблемы логики были разработаны в Древней Греции. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с другими государствами. Естественно, знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой кругозор. Современная логика берет свое начало именно в древнегреческой, аристотелевской логике, которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посреднической и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских мыслителей.
Как
правило, основателем логики считается
древнегреческий философ
Центральной частью логического учения Аристотеля является исследование категорического силлогизма. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины. В трудах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» дана характеристика силлогизма, теория доказательства, определение и деление понятий.
В детально разработанной теории познания Аристотель выделяет такие разделы как мышление и его формы, понятие, суждение и умозаключение.
Законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего – Аристотель изложил в своем главном произведении “Метафизика”. Законы мышления Аристотель рассматривал первоначально как законы бытия, а логические формы истинного мышления считал отображением реальных отношений. Для Аристотеля истина есть соответствие мысли действительности. Истинным он считал суждение, в котором понятия соединены между собой так, как связаны между собой вещи в природе. Важно заметить, что Аристотель впервые в истории античной философии занимался изучением внутренней структуры мышления человека и стремился вывести логические формы из действительно содержания мысли.
Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к чему-то абстрактному. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое. Аристотель полагал, что идеи зависят от предметов. Он утверждал, что понятия формируются самим человеком в процессе познания. По мнению Аристотеля, сущность человеческого разума сводится к проникновению в сущность вещей и явлений, при котором все несущественное, вторичное, случайное сбрасывается, а все существенное. Первичное, необходимое отражается в виде понятия.
Из понятий складываются суждения, которые могут быть или истинными, либо ложными. Аристотель первым сформулировал понятие определения (дефиниции), под которой он понимал такое суждение, в котором определяемое слово объясняется при помощи его родового названия в сочетании с видовыми признаками. Например, в суждении «человек – это живое разумное существо» родом является выражение «живое существо», а видовым признаком – свойство «разумное». И действительно, человек принадлежит к множеству всех живых существ, а его отличительным признаком является разумность.
Из суждений складывается силлогизм – совокупность связанных между собой суждений, в котором из двух или более суждений выводится новое суждение (то есть первые суждения логически обосновывают последнее). Первые суждения, входящие в силлогизм, Аристотель называл посылками, последнее суждение – заключением. Примером силлогизма может быть следующее рассуждение: 1) Все люди смертны. – 2) Сократ – человек. – 3) Следовательно, Сократ смертен.
Труд «Топика» Аристотеля посвящена рассмотрению оснований наук, так называемым общим местам (топам, топосам), т.е. общераспространенным мнениям, часто выступающим основаниям умозаключений по сходству, вероятностным умозаключениям, диалектическим, индуктивным. Аристотель в сочинении «Топика» в качестве доказывающего сформулировал основное правило исчисления высказываний - правило «отделения заключения» (разрешающее при истинности высказываний «если А, то В» и «А» как истинное заключение «отделить» высказывание «В»).
В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Яркая особенность теории познания Аристотеля в том, что для него задачей науки может быть только достоверное — общее и необходимое — знание. Научное знание Аристотель четко отличает от предположения и от мнения.1
Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:
1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;
2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.
Аристотель находит, что «диалектический» (в его, аристотелевском, смысле) силлогизм и «индукция» определяют формальный характер двух видов вывода, которые он назвал «энтимемой» и «примером».2
Важное место в учении Аристотеля занимает теория доказательства.
Первая часть теории познания Аристотеля — «диалектика». Она ведет в своих результатах главным образом к критическому очищению знания от ошибочных утверждений и только подготовляет ум к созерцанию, или непосредственному усмотрению (интуиции) истинных начал, исходных положений знания. Этим двум целям служат сопоставление вероятных предположений, анализ языка, оптическое рассмотрение исторически известных учений и содержащихся в них противоречий.
Вторая часть теории познания совпадает с логикой. Она выясняет условия, исследует методы уже не вероятного только, а достоверного знания. Главные предмета этой части — теория определения и теория доказательства.3
Основной
принцип силлогизма выражает связь
между родом, видом и единичной
вещью. Система научных знаний не может
быть сведена к единой системе понятий,
ибо не существует такого понятия, которое
могло бы быть предикатом всех других
понятий: поэтому для Аристотеля оказалось
необходимым указать все высшие роды,
а именно категории, к которым сводятся
остальные роды сущего. Размышляя над
категориями и оперируя ими в анализе
философских проблем, Аристотель рассматривал
и операции ума и его логику, и, в том числе,
логику высказываний. Разрабатывал Аристотель
и проблемы диалога.
2. Развитие логической мысли у предшественников Аристотеля.
Предшественниками Аристотеля в развитии логической мысли в Древней Греции были Парменид (он занимался вопросами бытия и познания; разделил истину и субъективное мнение), Зенон Элейский (последователь Парменида, обратил внимание на проблему логического мышления, на соотношение истинности и ложности), Демокрит, Сократ и Платон.
Занимался
логическими вопросами Демокрит
(460 – 370 до н.э.). Он считается одним
из основателей индуктивной
3. Взгляды Сократа.
Принято
Аристотеля считать отцом логики, хотя,
как известно, он учился у Платона. Платон
— ученик Сократа. Сократ
(ок. 469 г. до н.
э., Афины — 399 г. до н. э) выработал новый
метод философского мышления. По свидетельству
Аристотеля, Сократ первым применил индуктивно
мышление и стад использовать определения.
В контексте очень важного для Сократа
поиска истины, имеющей практическую ценность,
это проявлялось в том, что он отказывался
от конкретных примеров и стремился формулировать
строго определенные общие понятия. Любой
предмет может быть познан, если его свести
к общему понятию. Истина, по мнению Сократа,
достигалась в процессе дискуссии. Сократ
большую часть своей долгой жизни потратил
на разоблачение псевдоучености софистов,
которые до него уже исследовали вопросы
языка и мышления, ими еще не разделяемые.
Софисты (Протагор, Гиппий, Пр