Развтие логики в период Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:23, реферат

Краткое описание

Античность – период зарождения европейской культуры и философии. Логика возникла и развивалась в недрах философии, как единой науки, которая объединяла представления людей об окружающем мире и самом человеке и его мышлении. Многие культуры выработали сложные системы рассуждения, но логика как наука получила основательное развитие в трех культурах: китайской, индийской и греческой. Логика формировалась на протяжении нескольких тысячелетий.

Файлы: 1 файл

Развитие логики в период Античности2.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

1. Взгляды Аристотеля  на логику как  науку.   

      Античность  – период зарождения европейской  культуры и философии. Логика возникла и развивалась в недрах философии, как единой науки, которая объединяла представления людей об окружающем мире и самом человеке и его мышлении. Многие культуры выработали сложные системы рассуждения, но логика как наука получила основательное развитие в трех культурах: китайской, индийской и греческой. Логика формировалась на протяжении нескольких тысячелетий.

      Наиболее  подробно теоретические проблемы логики были разработаны в Древней Греции. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с другими государствами. Естественно, знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой кругозор. Современная логика берет свое начало именно в древнегреческой, аристотелевской логике, которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посреднической и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских мыслителей.

      Как правило, основателем логики считается  древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 г.г.до н.э.), так как им были созданы новые научные направления, разработаны основы формальной логики. Цикл его сочинений «Органон» состоит из шести частей, которые посвящены логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения». В своих научных трудах. Посвященных логике, Аристотель впервые дал ее систематическое изложение и назвал «традиционной» формальной логикой. В то время формальная логика включала в себя несколько разделов: понятия, суждения, умозаключения (дедуктивные, индуктивные, по аналогии), гипотеза, законы (принципы) правильного мышления, логические основы теории аргументации.

      Центральной частью логического учения Аристотеля является исследование категорического  силлогизма. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины. В трудах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» дана характеристика силлогизма, теория доказательства, определение и деление понятий.

      В детально разработанной теории познания  Аристотель выделяет такие разделы как мышление и его формы, понятие, суждение и умозаключение. 

      Законы  правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего – Аристотель изложил в  своем главном произведении “Метафизика”. Законы мышления Аристотель рассматривал первоначально как законы бытия, а логические формы истинного мышления считал отображением реальных отношений. Для Аристотеля истина есть соответствие мысли действительности. Истинным он считал суждение, в котором понятия соединены между собой так, как связаны между собой вещи в природе. Важно заметить, что Аристотель впервые в истории античной философии занимался изучением внутренней структуры мышления человека и стремился вывести логические формы из действительно содержания мысли.

      Задача  понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к чему-то абстрактному. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое. Аристотель полагал, что идеи зависят от предметов. Он утверждал, что понятия формируются самим человеком в процессе познания. По мнению Аристотеля, сущность человеческого разума сводится к проникновению в сущность вещей и явлений, при котором все несущественное, вторичное, случайное сбрасывается, а все существенное. Первичное, необходимое отражается в виде понятия.

      Из  понятий складываются суждения, которые могут быть или истинными, либо ложными. Аристотель первым сформулировал понятие определения (дефиниции), под которой он понимал такое суждение, в котором определяемое слово объясняется при помощи его родового названия в сочетании с видовыми признаками. Например, в суждении «человек – это живое разумное существо» родом является выражение «живое существо», а видовым признаком – свойство «разумное». И действительно, человек принадлежит к множеству всех живых существ, а его отличительным признаком является разумность.

      Из  суждений складывается силлогизм –  совокупность связанных между собой  суждений, в котором из двух или  более суждений выводится новое  суждение (то есть первые суждения логически обосновывают последнее). Первые суждения, входящие в силлогизм, Аристотель называл посылками, последнее суждение – заключением. Примером силлогизма может быть следующее рассуждение: 1) Все люди смертны. – 2) Сократ – человек. – 3) Следовательно, Сократ смертен.

      Труд  «Топика» Аристотеля посвящена рассмотрению оснований наук, так называемым общим местам (топам, топосам), т.е. общераспространенным мнениям, часто выступающим основаниям умозаключений по сходству, вероятностным умозаключениям, диалектическим, индуктивным. Аристотель в сочинении «Топика» в качестве доказывающего сформулировал основное правило исчисления высказываний - правило «отделения заключения» (разрешающее при истинности высказываний «если А, то В» и «А» как истинное заключение «отделить» высказывание «В»).

      В учении о познании и его видах  Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Яркая особенность теории познания Аристотеля в том, что для него задачей науки может быть только достоверное — общее и необходимое — знание. Научное знание Аристотель четко отличает от предположения и от мнения.1

      Цель  науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом  только путем соединения дедукции и  индукции:

      1) знание о каждом отдельном  свойстве должно быть приобретено из опыта;

      2) убеждение в том, что это  свойство — существенное, должно  быть доказано умозаключением  особой логической формы —  категорическим силлогизмом.

      Аристотель  находит, что «диалектический» (в  его, аристотелевском, смысле) силлогизм и «индукция» определяют формальный характер двух видов вывода, которые он назвал «энтимемой» и «примером».2

      Важное  место в учении Аристотеля занимает теория доказательства.

      Первая  часть теории познания Аристотеля —  «диалектика». Она ведет в своих  результатах главным образом к критическому очищению знания от ошибочных утверждений и только подготовляет ум к созерцанию, или непосредственному усмотрению (интуиции) истинных начал, исходных положений знания. Этим двум целям служат сопоставление вероятных предположений, анализ языка, оптическое рассмотрение исторически известных учений и содержащихся в них противоречий.

      Вторая  часть теории познания совпадает  с логикой. Она выясняет условия, исследует методы уже не вероятного только, а достоверного знания. Главные предмета этой части — теория определения и теория доказательства.3

      Основной  принцип силлогизма выражает связь  между родом, видом и единичной  вещью. Система научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды, а именно категории, к которым сводятся остальные роды сущего. Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога.  

2. Развитие логической  мысли у предшественников  Аристотеля.

      Предшественниками Аристотеля в развитии логической мысли в Древней Греции были Парменид (он занимался вопросами бытия и познания; разделил истину и субъективное мнение), Зенон Элейский (последователь Парменида, обратил внимание на проблему логического мышления, на соотношение истинности и ложности), Демокрит, Сократ и Платон.

      Занимался логическими вопросами Демокрит (460 – 370 до н.э.). Он считается одним  из основателей индуктивной логики, т.к. свою логику он строит на эмпирической основе.  В его трактате «О логике, или Каноны», состоящий из трех книг, отражена система логики. Он обратил внимание на форму мышления – понятие и суждение; в логике необходимо соблюдать правило мышления. 

3. Взгляды Сократа.

Принято Аристотеля считать отцом логики, хотя, как известно, он учился у Платона. Платон — ученик Сократа. Сократ (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э) выработал новый метод философского мышления. По свидетельству Аристотеля, Сократ первым применил индуктивно мышление и стад использовать определения. В контексте очень важного для Сократа поиска истины, имеющей практическую ценность, это проявлялось в том, что он отказывался от конкретных примеров и стремился формулировать строго определенные общие понятия. Любой предмет может быть познан, если его свести к общему понятию. Истина, по мнению Сократа, достигалась в процессе дискуссии. Сократ большую часть своей долгой жизни потратил на разоблачение псевдоучености софистов, которые до него уже исследовали вопросы языка и мышления, ими еще не разделяемые. Софисты (Протагор, Гиппий, Пр  
 
 
 
 
 

Информация о работе Развтие логики в период Античности