Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:22, реферат
Итак, перед нами Декарт . Но беда в том, что он перед нами предстает в очень обманчивой ясности и как бы кристальности. “Это самый таинственный философ Нового времени или даже вообще всей истории философии.” – так писал о Декарте М.К. Мамардашвили. Он тайна при полном свете. Точно так же, как нет в истории философии текстов, написанных более прозрачно, просто и элегантно, так нет и текстов более непонятных, чем декартовские. В них ныряешь, как в прозрачную глубину, а там какие-то темные, непроницаемые глыбы, хотя и имеющие четкие очертания. С одной стороны, он максимально прост. Даже умирая, Декарт , в отличие от других мыслителей и философов, которые оставили нам великие фразы типа "Света, больше света" или что-нибудь в этом роде, на простейшем французском языке, причем выбрав самый фамильярный фактически из домашнего обихода оборот, произнес: "На этот раз пора уходить".
Введение.........................................................................................................3
1. Рассуждение о методе...............................................................................4
1.1 Соображение касающееся наук.............................................................4
1.2 Основные правила метода......................................................................5
1.3 Несколько правил морали, извлеченные из этого метода...................8
1.4 Доводы касающееся существования бога и бессмертия души.........10
1.5 Порядок физических вопросов.............................................................11
1.6 Что необходимо, чтобы продвинутся вперед в исследовании природы..................................................................................................................12
2. Правила для руководства ума................................................................15
Список литературы.....................................................................................21
По мнению Декарта , метод является орудием человека, и схема взаимодействия человек - метод в процессе работы очень проста и сводится к следующему : метод совершенствует определенные способности человека, доводя само совершенство до крайних границ Его теория познания вкратце изложена в правиле ХП. Вот ее основные положения.
1. Нужно уяснить себе то, что все внешние чувства, поскольку они составляют части тела, хотя мы и применяем их к объектам посредством действия, то есть местного движения, ощущают собственно лишь пассивно, подобно тому как воск принимает фигуру печати.
2. Нужно уяснить себе, что после того как внешнее чувство приведено объектом в движение, воспринятая фигура моментально сообщается другой части тела, называемой общим чувствилищем, и притом так, что никакое естество не переходит реально с одного места на другое.
3. Нужно себе
уяснить, что общее
4. Нужно себе уяснить, что движущая сила, или сами нервы, имеют свое начало в мозгу, где находится воображение, возбуждающими их разными способами, подобно тому, как внешнее чувство возбуждает общее чувствилище.
5. Нужно себе уяснить, что сила, посредством которой мы собственно познаем вещи, является чисто духовной, отличающейся от всего телесного не менее, чем кровь от костей или рука от глаза, единственной в своем роде, хотя она вместе с фантазией то воспринимает фигуры, исходящие от общего чувствилища, то оперирует фигурами, сохраняющимися в памяти, то создает новые.
Декарт ввел множество удобных обозначений. Создал теорию пропорциональных отношений и многое другое. "Правила для руководства ума" имеют огромное философское, методологическое и математическое значение. Каждый раз, когда современный логик или математик обращает внимание на то, как совершаются открытия или изобретения, он неизменно обращается к "Правилам..." Декарта . Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что развивая свое учение о методе , Декарт стал основателем рационализма, то есть направления в теории познания согласно которому всеобщий и необходимый характер истин математики и точного естествознания имеет источник не в опыте а в разуме. Критерием достоверности он провозгласил логические принципы рационального познания – ясность и отчетливость.
Список литературы
1. Александров А. Д. "проблема науки и познания ученого." – Л., 1988.
2.Джованни Реле, Дарио Антисери. - Западная философия от истоков до наших дней - М.;Политиздат, 1992.- 546 с.
3. История философии: Запад - Россия - Восток - М.; Политиздат, 1987. - 422 c
4. Спиркин А.Г. - Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М.; Политиздат, 1988. - 592 с.
5. Введение в философию: Учебник для вузов.
В 2 ч. Ч.1
/Под общ. ред. И.Т. Фролова./- М.; Политиздат,
1989.-367 с.
6.Арефьева Г. С. "Общество. Познание. Практика." – М. 1988.
7.Ведин Ю. И. "Познание и знание" – Рига, 1982.