Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 00:11, контрольная работа
Древнегреческая философия возникла на восточной окраине греческого мира - в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками и развивших раньше, чем это произошло в самой Греции, рабовладельческую промышленность, торговлю и выросшую на их основе духовную культуру.
Первые материалистические учения на грани VII-VI веков до н. э. возникли в Милете - крупнейшем в VI в. до н. э. из всех малоазиатских греческих городов.
I. Ведение ……………….…………………………………………………………………..…. 3
1. Становление ранней греческой философии ……………………………………………4
2. Милетская школа ………………………………...…………………………….…………. 5
Фалес ………………………...…………………………………………...…....… 6
Анаксимандр ……………...………………………………………..…………… 7
Анаксимен …………...…………………………………………………..........… 9
3. Гераклит …………………………………………………………………………….…… 10
4. Пифагор ………………………………………………………………………………...... 11
II. Заключение …………………………………………………………………………….…. 13
III. Список литературы ………..…
Если Фалес искал начала природы, то его последователи остановились уже не только перед началом, но и перед тем, что в нем существует изначально, неизменно, и то, что изначально было, есть и будет, стали называть «натурой». В том значении, в котором сегодня говорят о «натуре» вещи, греческие философы употребляли это слово с древних времен. Термин, которым обычно обозначалось становящееся, подвергающееся изменению в вещах, в философии начал означать, собственно говоря, то, что не подлежит изменению в них.
Изменяющиеся явления имеют устойчивую природу. Природа с ее необходимостью была для греков наивысшим совершенством, поскольку включала в себя самое прекрасное, с чем даже прекрасное искусство, по их мнению, не могло равняться.
Анаксимандр
не только сформулировал общий закон превращения
первичной материи, но также описал, в
частности, в каком порядке превращения
происходят. Используя принятый им общий
принцип, он стремился объяснить, почему
природа имеет тот, а не иной вид. Например,
почему Земля посередине, а небеса вокруг
нее. Описание Анаксимандра является первой
немифологической космогонией, которая
создается без участия богов, а следующие
друг за другом этапы развития мира объясняются
исходя из принятого начала.
2.3. Анаксимен
Анаксимен (585 – 525 гг. до н.э.) - третий представитель милетской натурфилософии, ученик и последователь Анаксимандра, автор сочинения "О природе".
Как и его предшественники, другие милетские философы, Анаксимен осмысливает реальность с позиции противоположностей. Однако в качестве бесконечной, непрерывной среды - "апейрона", в отличие от Анаксимандра, он принимает одну из стихий - воздух.
Анаксимен сохранил принципиальные взгляды своего предшественника: мир беспределен, а движение вечно. Но Анаксимандр принцип беспредельности не определил более строго (по видимому, в убеждении, что раз материя беспредельна, следовательно, она и бесконечна), Анаксимен же отождествлял его с определенностью и известной из опыта материей — с воздухом. Воздух во взглядах Анаксимена занял место, аналогичное тому, какое вода занимала у Фалеса.
Понимая,
что воздух может иметь различную
плотность, он считал, что там, где
имеется равномерное
Все эти физические рассуждения усилили убеждение Анаксимандра в единстве природы; все объекты демонстрируют единство, поскольку состоят из одной и той же воздушной материи и могут переходить в иное состояние плотности, в достаточно отличный от воздуха вид материи.
Анаксимен
рассматривал также причины, которые
приводят к изменениям в природе. Прежде
всего, движение, неотделимое от материи,
приводит к разрежению и сгущению воздуха,
сближая и отдаляя его частички. Во-вторых,
тепло и холод приводят к изменению в состоянии
воздуха. Анаксимен заметил связь между
температурой и состоянием плотности
материи; огонь был для него горячим и
наиболее разреженным, камень же — наиболее
плотным и наиболее холодным. Этими размышлениями
греческий мыслитель встал на путь, которым
пошла физика в Новое время.
3. Гераклит
Спустя несколько поколений в ионийской космологии появились новые теории. Теорий было достаточно много, и они часто давали противоположные истолкования и решения тех проблем, которые поставили первые натурфилософы. Одной из таких теорий была теория всеобщей изменчивости, предложенный Гераклитом.
Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе (504—501 гг. до н. э.), из этого можно приблизительно вывести дату его рождения (около 540 г.).
С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем платоновского диалога.
Гераклит является одним из основоположников диалектики.
Основное положение философии Гераклита «Что все движется и ничто не покоится и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в ту же самую реку».
Движение — наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Тезис об универсальности движения относится одинаково и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся временным движением.
Мысль о всеобщности движения и изменения тесно связана у Гераклита с диалектическим пониманием самого процесса движения. Именно эта сторона учения Гераклита вызвала впоследствии возражения Аристотеля. Гераклит утверждает, что из факта движения и непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречивый характер их существования, так как о каждом движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что, поскольку он движется, он и существует и не существует в одно и то же время.
Будучи универсальным, т. е. охватывая все явления, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью; мыслящее исследование обнаруживает в нем господствующую над ним необходимость. Эту мысль Гераклит изложил в нескольких афоризмах, из которых самый важный — 30-й: «Этот мировой порядок, — говорит Гераклит, — тождественный для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим».
Гераклит остановился именно на огне как на первовеществе. Ведь основная характеристика гераклитовского бытия — его подвижность. Но именно огонь — наиболее подвижное, изменчивое из всех наблюдаемых в природе явлений.
Вторая важная мысль 30-го фрагмента — отрицание акта сотворения мира богами.
В сохранившихся фрагментах Гераклита имеется ряд прекрасных по стилю отрывков, в которых Гераклит говорит, что процесс изменения, происходящий в природе, есть борьба противоположностей.
Гераклит как человек и мыслитель, видимо, в какой-то мере отличался от философов милетской школы. Так, среди материалов, приписываемых Гераклиту, почти нет фрагментов астрономического, математического характера и т.д. Можно высказать предположение, что специальные преднаучные размышления, какие занимали много места у Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, Гераклита уже почти не интересовали. Его в гораздо большей мере привлекало философское размышление, которое у него частично является абстрактным, а частично еще переплетается с множеством конкретных сюжетов. Несомненно и то, что Гераклита больше, чем его предшественников, волнуют, становясь объектом философских раздумий, социальные, этические, нравственные вопросы.
4. Пифагор
Еще особую школу основал в Италии знаменитый Пифагор, современник Ксенофана (Ксенофан считается основателем в западных колониях Элейской школы философии (Элея— колония фокейцев в Южной Италии) она также происходила из ионийских колоний.)
Милетским
философам, полагавшим первоначалом нечто
вещественное или материальное, противостоит
живший в VI в. до н. э. Пифагор. Пифагор
родился в Сидоне, Финикия, около 570
года до нашей эры.
Пифагор
Самосский как и милетцы говорил, что нас
окружают совершенно различные предметы,
но должна быть у этого многообразия единая
мировая основа. В чем же она? Все вещи
можно посчитать. Числом можно все выразить
или описать. Число есть то, что всегда
и неизменно присутствует в совершенно
различных вещах, является их связующей
нитью, единой объединяющей основой, поэтому
его можно назвать первоначалом мира.
Но число – нематериальная сущность, оно
идеально и в этом принципиальное отличие
пифагорейского воззрения от милетского.
Из всех чисел главным является единица,
так как любое число есть всего лишь та
или иная комбинация единиц. Единице, говорит
Пифагор, соответствует точка, а двойке
– две точки, но через две точки можно
провести прямую, таким образом, числу
два соответствует прямая; тройке соответствует
плоскость, потому что ее можно построить
только через три точки, а через четыре
строится пространство, которое, следовательно,
соответствует четверке. Оно делится на
четыре стихии: землю, воду, огонь и воздух,
а каждая из них, в свою очередь, - на различные
предметы, взаимодействие которых и приводит
к бесконечному разнообразию вещей. Это
многообразие, таким образом, сводится
к четырем стихиям, они – к пространству,
пространство – к плоскости, плоскость
– к прямой, а прямая к точке, которая является
единицей. Получается, что весь мир представляет
собой последовательное разворачивание
идеальной сущности – числа, оно же является
ни чем иным как свернутым в едино мирозданием.
Заключение
Как видно, первоначало всего можно было с одинаковым успехом
усмотреть как в чем-то материально-вещественном, так и в чем-то идеально-бестелесном, что и сделали первые греческие философы, развернув и обосновав два противоположных взгляда на происхождение и устройство мира.
Первый период развития философии имел, по сути дела, подготовительный характер. Милетская школа важна не своими достижениями, а исканиями. Она была вызвана к существованию благодаря контактам Греции с Вавилоном и Египтом. Философские построения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена следует рассматривать, как научные гипотезы. Возможно, их размышления кажутся нам нелепыми, но это будет неверное суждение. Потому что в их суждениях просматривается некая закономерность, которую они пытаются объяснить уже рациональной мыслью. И именно эта интеллектуальная революция (переход от мифологии к рациональному мышлению), представляющая столь внезапный и глубокий переворот, получила название «греческое чудо» (это понятие ввел известный французский филолог, историк религии и философии Эрнест Реан). И, действительно, если проследить ход развития досократовской философии, то будет видно, что она произвела свое влияние возможно даже на всю последующую философию.
Философские представления тех далеких времен, например о том, что мир появился из воды или из четырех стихий, либо представление о том, что первоосновой мира является число; главным образом, ошибочны, но они сохранили свою ценность потому, что проложили путь к последующим истинам. Этот период заслуживает внимания не столько в силу значимости теорий, созданных в то время, сколько в силу важности происходившего процесса формирования понятий (например, бытия, природы, начала), с помощью которых в более поздние периоды возникли уже другие теории.
Философия
последующих поколений
Список
литературы