Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:44, доклад
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Будущее всегда занимало особое место в философии и в человеческом разуме вообще. По одной из теорий (Индетерминизм), будущее не предопределено, и люди могут сами творить его. По другой теории, будущее предопределено заранее (см. Детерминизм). В рамках циклической модели времени (вселенной) в будущем повторяется то, что уже было в прошлом.
Многие религии предлагают пророчества о жизни после смерти, а также о конце света. Конфликт в христианстве между знанием будущего Богом и свободой воли человека ведёт, например, к доктрине предопределения. Значимость будущего подчёркивается тем, что люди сильно нуждаются в предсказаниях и прогнозах того, что с ними произойдёт. Возможно, что развитие человеческого мозга в большой своей части — развитие познавательных способностей, необходимых для того, чтобы прогнозировать будущее, то есть воображения, логики и индукции.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Так, идеи Платона о геометрическом строении материи (диалог Тимей) предвосхитили открытие Кеплера и Галилея, в ХХ веке отголосок этих идей звучит в творчестве физиков Гейзенберга и Паули. Идеи неевклидового строения пространства были впервые высказаны Николаем Кузанским; интуиция о принципиальной связи электрических и магнитных явлений – немецким философом Шеллингом, и т.п. Идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла свое отражение в знаменитом «принципе дополнительности» Нильса Бора, легшего в основу квантовомеханической картины мира. Идеи Циолковского о ракетном освоении пространства во многом стимулировались космическими идеями русского мыслителя Н.Ф.Федорова. Немецкий философ и учёный Г. Лейбниц (1646-1716) разработал учение о монадах - частицах, обладающих свойствами всего мира. Эта избыточная для своего времени идея о взаимоотношении части и целого важна сейчас в ядерной физике, в частности, для разработки учений о том, что любая элементарная частица включает в себя все другие, но потенциально, что любой микрообъект (Фридман) для внешнего наблюдателя - частица, а для внутреннего - Вселенная. Особым вниманием мы хотели бы выделить Леонардо да Винчи, его мечу – полет человека и его стремление управлять временем, с точки зрения философии, с помощью различных летательных аппаратов, чертежи которых он зарисовал. (Приложение №1 и №2)
Способность забегать вперед и порождать дерзкие
гипотезы делает философию столь привлекательной
для науки, особенно когда последняя попадает
в ситуацию методологического и мировоззренческого
кризиса и ощущает дефицит свежих идей
(именно такой была ситуация на рубеже
19–20 вв. во времена кризиса ньютоновской
классической механики). Создание в системе
философского знания новых идей осуществляется
за счёт постоянного развития философск
Философия выражает универсалии культуры в понятийно-логической форме. Она выступает как рефлексия над основаниями культуры. В процессе философской экспликации и анализа происходит определённое упрощение и схематизации универсалий культуры, которые теперь выражаются в философских категориях, где акцент делается на понятийно-логическом способе постижения мира. Но при этом во многом исключаются аспекты переживания мира, эмоционального отношения к нему, остается в тени определённый личностный смысл, заложенный в универсалиях культуры. По степени общности категории философии совпадают с универсалиями культуры, но отличаются от последних рационально-логической формой. Выявление изменений, которые происходят в универсалиях культуры, путём философского анализа научных знаний, естественного языка, искусства, нравственных проблем, политического и правового сознания, достижений техники и др. позволяет разрабатывать новые категориальные модели действительности.
Второй способ осуществления
философией прогностической функции
основан на применении аппарата логического
оперирования с философскими категориями,
что позволяет за счет «внутреннего движения»
в поле философских проблем и выявления связей между категориями
как идеальными объектами выработать
их новое определение и новое содержание.
В результате такого движения во многом
обеспечивается развитие филосо
Прогностическая функция философии особенно важна в периоды социальных потрясений, когда начинается «брожение» умов, возникают ереси, старые универсалии культуры перестают работать, люди чувствуют, что мир устроен как-то не так, что-то в нём не то. Вот тут-то и нужна философия, чтобы с возможно меньшими потерями перестроить мировоззренческие ориентиры людей. В идеальном случае изменение универсалий культуры и философских категорий должно бы предшествовать социальным революциям, тогда бы общество сумело избежать периода растерянности и отчаяния.
В реальной познавательной практике прогнозирование связано с процедурами выдвижения предположений о будущих событиях на базе, в большинстве случаев, заранее известного истинного знания. Если прогнозирование осуществляется на базе описания, то мы имеем дело с предвидением, если на базе объяснения, то с научным прогнозом, а если прогнозирование осуществлено из ничего, то мы имеем дело с пророчеством. Прогноз, как и объяснение, является языковой формой представления концептуального знания и предполагает в свою очередь реализацию процедур логического вывода.
Приложение №1. (Предположительно вертолет)
Приложение №2. Парашют.