Прогностическая функция философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:44, доклад

Краткое описание

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Файлы: 1 файл

Будущее всегда занимало особое место в философии и в человеческом разуме вообще.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Будущее всегда занимало особое место в философии и  в человеческом разуме вообще. По одной  из теорий (Индетерминизм), будущее  не предопределено, и люди могут  сами творить его. По другой теории, будущее предопределено заранее (см. Детерминизм). В рамках циклической модели времени (вселенной) в будущем повторяется то, что уже было в прошлом.

 

Многие религии предлагают пророчества  о жизни после смерти, а также  о конце света. Конфликт в христианстве между знанием будущего Богом  и свободой воли человека ведёт, например, к доктрине предопределения. Значимость будущего подчёркивается тем, что люди сильно нуждаются в предсказаниях и прогнозах того, что с ними произойдёт. Возможно, что развитие человеческого мозга в большой своей части — развитие познавательных способностей, необходимых для того, чтобы прогнозировать будущее, то есть воображения, логики и индукции.

 

Прогностическая функция заключается  в том, чтобы на основании имеющихся  философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Так, идеи Платона о  геометрическом строении материи (диалог Тимей) предвосхитили открытие Кеплера  и Галилея, в ХХ веке отголосок  этих идей звучит в творчестве физиков Гейзенберга и Паули. Идеи неевклидового строения пространства были впервые высказаны Николаем Кузанским; интуиция о принципиальной связи электрических и магнитных явлений – немецким философом Шеллингом, и т.п. Идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла свое отражение в знаменитом «принципе дополнительности» Нильса Бора, легшего в основу квантовомеханической картины мира. Идеи Циолковского о ракетном освоении пространства во многом стимулировались космическими идеями русского мыслителя Н.Ф.Федорова. Немецкий философ и учёный Г. Лейбниц (1646-1716) разработал учение о монадах - частицах, обладающих свойствами всего мира. Эта избыточная для своего времени идея о взаимоотношении части и целого важна сейчас в ядерной физике, в частности, для разработки учений о том, что любая элементарная частица включает в себя все другие, но потенциально, что любой микрообъект (Фридман) для внешнего наблюдателя - частица, а для внутреннего - Вселенная. Особым вниманием мы хотели бы выделить Леонардо да Винчи, его мечу – полет человека и его стремление управлять временем, с точки зрения философии, с помощью различных летательных аппаратов, чертежи которых он зарисовал. (Приложение №1 и №2)

Способность забегать вперед и порождать дерзкие гипотезы делает философию столь привлекательной для науки, особенно когда последняя попадает в ситуацию методологического и мировоззренческого кризиса и ощущает дефицит свежих идей (именно такой была ситуация на рубеже 19–20 вв. во времена кризиса ньютоновской классической механики). Создание в системе философского знания новых идей осуществляется за счёт постоянного развития философских категорий. Можно указать два способа, обеспечивающих это развитие. Во-первых, это — экспликация (выявление  глубинного смысла, объяснение) универсалий культуры — наиболее общих понятий и представлений о мире, таких, как «человек», «общество», «труд», «мышление», «истина», «красота», «долг», «причинность»,  «закономерность», «часть»,  «целое», и т. д. В своём сцеплении они представляют строй миропонимания и мышления своей эпохи. Для человека универсалии культуры - это «очки, сквозь которые он смотрит на мир». Изменению их содержания и связей соответствует преобразование этого строя, изменение «системы координат» человеческого мира в ходе исторического развития.

Философия выражает универсалии  культуры в понятийно-логической форме. Она выступает как рефлексия над основаниями культуры. В процессе философской экспликации и анализа происходит определённое упрощение и схематизации универсалий культуры, которые теперь выражаются в философских категориях, где акцент делается на понятийно-логическом способе постижения мира. Но при этом во многом исключаются аспекты переживания мира, эмоционального отношения к нему, остается в тени определённый личностный смысл, заложенный в универсалиях культуры. По степени общности категории философии совпадают с универсалиями культуры, но отличаются от последних рационально-логической формой. Выявление изменений, которые происходят в универсалиях культуры, путём философского анализа научных знаний, естественного языка, искусства, нравственных проблем, политического и правового сознания, достижений техники и др. позволяет разрабатывать новые категориальные модели действительности.

Второй способ осуществления  философией прогностической функции основан на применении аппарата логического оперирования с философскими категориями, что позволяет за счет «внутреннего движения» в поле философских проблем и выявления связей между категориями как идеальными объектами выработать их новое определение и новое содержание. В результате такого движения во многом обеспечивается развитие философией нестандартных категориальных моделей мира, выходящих за пределы старой культуры.

Прогностическая функция  философии особенно важна в периоды  социальных потрясений, когда начинается «брожение» умов, возникают ереси, старые универсалии культуры перестают работать, люди чувствуют, что мир устроен как-то не так, что-то в нём не то. Вот тут-то и нужна философия, чтобы с возможно меньшими потерями перестроить мировоззренческие ориентиры людей. В идеальном случае изменение универсалий культуры и философских категорий должно бы предшествовать социальным революциям, тогда бы общество сумело избежать периода растерянности и отчаяния.

В реальной познавательной практике  прогнозирование связано с  процедурами выдвижения  предположений о будущих событиях на  базе, в большинстве случаев, заранее  известного истинного знания. Если  прогнозирование осуществляется на  базе описания, то мы имеем дело с  предвидением, если на базе  объяснения, то с научным прогнозом, а  если прогнозирование осуществлено из  ничего, то мы имеем дело с  пророчеством. Прогноз, как и  объяснение, является языковой формой  представления концептуального  знания и предполагает в свою очередь  реализацию процедур логического вывода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1. (Предположительно вертолет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №2. Парашют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Прогностическая функция философии