Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:46, доклад
Проблема человека - центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека, проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи. Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им.. Главные истоки проблем мировоззрения: 1) индивидуально-экзистенциальные, 2) социально-классовые, 3) внутринаучные, 4) художественно-эстетические.
Проблема человека - центральная проблема философии.
В качестве отдельных сторон человека
проблема сознания и самосознания человека,
проблема познавательных возможностей
и методов познания, проблема отношения
человека и Бога, любви и счастья, свободы
и неволи. Философская проблематика,
концентрируясь вокруг основного вопроса,
не исчерпывается им.. Главные истоки проблем
мировоззрения: 1) индивидуально-
1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.
2.Проблемы познания мира,
или проблемы гносеологии:
3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и ?факты? реальности и т. д.?
4. Проблемы преобразовательной
деятельности человека, или проблемы
праксиологии: способен ли человек
преобразовать мир; где
5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.
Специфика проблем философии:
1)В ряду характерных признаков проблем философского мировоззрения на первом месте стоит их функция выражать и представлять специфический предмет философии. Все философские проблемы спроецированы на предмет философии, его отражают и его спецификой обусловлены. Своеобразие этих проблем — это прежде всего своеобразие предмета философии. Предмет философии -все сущее во всей полноте своего содержания и смысла, который включает в себя учение о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире ,теорию познания и творчества , эстетику, этику ,культуру и историю философии.
2) всеобщность, предельность — важнейшая и определяющая черта проблем философии.
3) Следующая особенность проблем философского мировоззрения (в сравнении с проблемами частных наук) — их «вечность» Но в мировоззренческом знании преобладают проблемы «вечные», постоянные для всех времен. Это проблема «мир в целом», проблема человека, смысла жизни, свободы, взаимоотношения философии и культуры, философии и естествознания и др. Философия, отмечал B. И. Вернадский, «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово» (Вернадский В. И. «Очерки и речи».). Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что «они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы». специфика проблем философии состоит также и в том, что значительная их часть является постоянно воспроизводимой на новой основе и в этом смысле «вечными».
4)Философские проблемы частной науки — это такие теоретические частнонаунные проблемы, предполагаемые решения которых (гипотезы, теории) требуют философской интерпретации. Здесь имеется возможность для совместной деятельности философов и представителей частных наук. При философской интерпретации гипотезы или теории часть получаемой информации остается внутри естественнонаучного знания, а часть передается философии и используется ею для развития своего содержания.
Основные разделы философии
7)Онтология (ontos-сущность+logos-учение).
Один из разделов философии. Определяется, как 1) учение о бытие, как таковом; 2)
учение о сверхчувственном мире; 3) учение о мире в целом. Понятие онтология в ходе
развития неоднократно менялось. В средние века пытались построить учение о бытии,
являетсяся философским доказательством истин религии. В Новое время под онтологией
стали понимать особую часть метафизики, учения о сверхчувственной структуре всего
сущего. Онтология активно критиковалась классиками идеализма (Кант, Гегель). В
дальнейшем онтология получила определение, как наука о мире в целом.
Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) - теория познания; изучает взаимоотношения
субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности,
возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Гносеология исследует сущность
познавательного отношения
исходные условия и всеобщие основания.
Аксиология (axia-сущность+logos-учение) - философское исследование природы
ценностей, их места в реальной жизни, структуре ценностного мира и связи ценностей
между собой. Человек есть мера всех вещей и рассматривается как наивысшая ценность, а
все его действия и их результат и последствия рассматриваются с точки зрения категорий
"добра" и "зла".