Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:50, контрольная работа
Моей целью в рассмотрении этого вопроса будет конечно же выявление причин проблемы субъекта и объекта в познании. Но для этого надо будет рассмотреть такие вопросы как: что изучает гносеология?, что такое субъект и объект познания?, каковы цели познания?.
Вступление
Основная часть
Заключение
Список литературы
Белорусский Государственный Университет Культуры и Искусств
Кафедра философии
Контрольная работа по теме:
«ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ГНОСЕОЛОГИИ»
Содержание:
Моей целью в рассмотрении этого вопроса будет конечно же выявление причин проблемы субъекта и объекта в познании. Но для этого надо будет рассмотреть такие вопросы как: что изучает гносеология?, что такое субъект и объект познания?, каковы цели познания?.
Для начала хотелось бы рассказать, что такое гносеология и что она изучает.
Гносеология (учение о познании) исследует целый ряд вопросов, касающихся познавательной деятельности человека, которая реализуетсяв конкретных науках, а также во вне научных способах познания. Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности, отличаясь тем самым от когнетивной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики и многих других наук, рассматривающих частные аспекты процесса познания. Исходные гносеологические принципы философа, как правило, определяются его ценностными установками, онтологическими представлениями, сложившейся системой убеждений и верований, в силу чего в философии сформировались разные, зачастую альтернативные, гносеологические позиции. Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира. Проблема структуры процесса познания конкретизируется в вопросах о том, что такое субъект и объект познания, в чём состоит специфика субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. В исследованиях познавательных способностей человека главным образом рассматривается вопрос о чувственном и рациональном в познании, о природе интуиции и её гносеологических функциях. Особое место в гносеологии занимает методология. Изучение способов познания связано с анализом эмпирических и теоретических методов исследования, также процедур аргументации и доказательства. Рассматривая условия, движущие силы и закономерности познания, гносеология поднимает вопрос о социокультурных факторах, влияющих на формирование субъекта и объекта познания, о функциях практики в познании. Представляя значение как результат процесса познания, философы изучают различные виды знания: научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное и др. В связи с тем, что научное знание играет особую роль в современном мире, его исследование выделилось в относительно самостоятельные отрасли философии – философию науки и эпистемологию.
Вопросы, изучаемые
в этих отраслях философии,
представляют собой
«Все люди стремятся к знанию» - так начинает Аристотель свой знаменитый труд , получивший название «Метафизика». Но каковы цели познания? Отвечая на этот вопрос, философия выработала теоретическую альтернативу. Многие философы склоняются к прагматической, в широком смысле слова, позиции: знание полезно человеку, оно помогает ему жить и конечный смысл познания заключён в его практической реализации. Несмотря на очевидную убедительность этой позиции, не менее многочисленную группу составляют философы, полагающие, что практика, безусловно, стимулирует познание, но не является его подлинной целью, знание ценно само по себе, независимо от того, приносит ли оно практическую пользу человеку.
Обратимся к проблеме субъекта и объекта познания, которая является одной из основных для классической гносеологии. Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он, по словам И.А. Ильина, обязан всегда считаться с реальностью, сданными ему объективными обстоятельствами и законами. Правда, он может и не считаться с ними, но этим он обеспечивает себе рано или поздно жизненную неудачу, а может быть, и целый поток страданий и бед (1). Так что для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект, и без этого ему жизнь не в жизнь.
Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Понятия “субъект” и “объект” соотносительны. Говоря “субъект”, мы задаемся вопросом: субъект чего — познания? действия? оценки? Говоря “объект”, мы также спрашиваем себя: объект чего — познания? оценки? действия?
Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете высший производитель знания и мудрости — все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых, выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности.
По крупицам, из века в
век, накапливает он сведения о явлениях
природы, о животных или, например, о
целебных свойствах растений, свойствах
различных материалов, о нравах и
обычаях различных народов. В
обществе исторически выделяются группы
индивидов, специальным назначением
и занятием которых является производство
знаний, имеющих особую жизненную
ценность. Таковы, в частности, научные
знания, субъектом которых выступает
сообщество ученых. В этом сообществе
выделяются отдельные индивиды, способности,
талант и гений которых обусловливают
их особо высокие познавательные
достижения. Имена этих людей история
сохраняет как обозначение
Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т.п. Но часто под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.
Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. сознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т.д.
Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле “собственностью” субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне ее отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Она как бы стала “вопрошающей”, говорящей субъекту: “Ответь мне — что я такое? Познай меня!” Словом, объект в его отношении к субъекту — это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания — сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.
С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект — без субъекта. Так, ген не только во времена античности, но и для Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина, существуя в структуре живого, не был объектом научной мысли. До поры до времени ученые не могли вычленить эту тончайшую биологическую реальность в качестве объекта своей мысли. Это было сделано лишь сравнительно недавно, когда произошли существенные изменения в общей научной картине мира. Или, скажем, только несколько десятилетий назад научная мысль, достижения техники и социальные условия позволили сделать объектом исследования отдаленнейшие просторы Космоса.
В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них “видит” человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина — его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.
Известно, что человек
является творцом, субъектом истории,
сам создает необходимые
В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется: тут объект есть одновременно субъект исторического творчества.
В социальном познании
все вращается в сфере
Субъект и объект познания, это
парные категории, возникшие на достаточно
позднем этапе развития философии и представляющие
из себя единство противоположностей.
Субъект познания — это познающее сознания
или источник целенаправленной активности,
носитель познавательной, предметно-практической
и оценочной деятельности.
И так, субъектом познания могут быть:
— индивид, наделенный сознанием, способностью
к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью
оперировать образами, абстрактными понятиями;
— группа (коллектив)
— общество в целом.
Общество считается универсальным (трансцендентальным —
по Канту) субъектом, в котором объединены
субъекты всех других уровней, люди всех
поколений. В настоящее время нет возможности
представить познание вне общества. Поэтому,
с одной стороны — познание каждого человека
обусловлено состоянием общечеловеческой
культуры, а с другой стороны, общество,
как субъект, реализует свои познавательные
способности через познавательную деятельность
индивидуальных субъектов. Особую роль
в познании играет язык.
Объект, это то, что противостоит субъекту,
на что направлена познавательно-предметная
и оценочная деятельность человека.
Понятия субъект и объект относительны:
то, что в одном отношении выступает как
объект, в другом отношении может быть
субъектом и наоборот.
Один человек, являясь субъектом познания, в то же время может служить объектом познания для другого человека.
Каждый человек способен
делать объектом познания самого себя:
свои ощущения, чувства, мысли. поведение.
Порой грани между субъектом и объектом
трудноуловимы или отсутствуют вовсе.
Человек — изучает мир, являясь его частью.
Учитель учит ученика, но в процессе обучения
они оба являются субъектами. В квантовой
механике доказана особая роль прибора
и наблюдателя в познании микрообъектов,
то есть объект зависит от условий познания,
а условия познания являются частью объекта.
Связь субъекта и объекта в гносеологии
выражается еще и в том, что объектом является
не просто любой фрагмент реальности, а только
тот, на который направлено внимание субъекта,
который вовлекается в практическую или
теоретическую мыслительную деятельность
субъекта. Поэтому в каком-то смысле «субъект
порождает объект» или превращает предмет
в объект своей деятельности.
[ 1 ] Спиркин А.Г. Философия :учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007.- 736 с.
[ 2 ] Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие / Ф 51 Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова [и др.], под редакцией А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М.: Изд-во Проспект, 2009.-336 с.
Информация о работе Проблема субьекта и обьекта познания в истории гносеологии