Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:15, реферат
опросы о справедливости и несправедливости всегда очень сложны для рассмотрения в силу своей субъективности. Равно как в физике для того, чтобы проследить движение, следует выбрать систему координат и точку отсчета, относительно которой будут проводиться наблюдения, в философии нужно определиться с субъектом, в отношении которого будут действовать упомянутые два понятия. Ведь абсолютной, общей справедливости просто не существует в нашем многоликом мире, на его разных уровнях личного, социального и гражданского бытия.
Вопросы о справедливости и несправедливости всегда очень сложны для рассмотрения в силу своей субъективности. Равно как в физике для того, чтобы проследить движение, следует выбрать систему координат и точку отсчета, относительно которой будут проводиться наблюдения, в философии нужно определиться с субъектом, в отношении которого будут действовать упомянутые два понятия. Ведь абсолютной, общей справедливости просто не существует в нашем многоликом мире, на его разных уровнях личного, социального и гражданского бытия. Платон в диалоге «Государство» предлагает несколько моделей справедливости, по одной для каждой стороны человеческой жизни: личной, в его отношениях и контактах с окружающими людьми, и гражданской, предусматривающей его поведение в системе государства. Древнегреческий философ вдохновенно и последовательно доказывает устами Сократа свои рассуждения. Он нередко отправляется от обратного, постепенно возводя модель идеальной справедливости, включающей в себя все, что затрагивает беседа ученых мужей. Однако с универсальностью платоновских справедливости и несправедливости я не могу согласиться. Ведь всегда резонный контраргумент Сократа, призванный сделать негодным аргумент его оппонента, не в силах полностью уничтожить его в моих глазах. Справедливость проявляется во многих формах и ситуациях, которые не может загнать в рамки даже самый мудрый античный философ. Точно так же, как и несправедливость.
Первую часть оживленной
дискуссии Платон посвящает
Другая интересная дилемма, расширяющая горизонты обсуждения, касается вражды и дружбы. Ведь справедливый человек, помимо того, чтобы воздавать благо праведнику и наказывать подлеца, должен делать другу добро, а врагу зло. На что Платон резонно замечает, что человеку свойственно ошибаться, впадать в заблуждения и вводить в заблуждение окружающих. Т.е. совсем не очевидно, что друг не окажется негодяем, а враг – достойным человеком. И не всегда все происходит по словам философа, когда друг кажется хорошим. Вполне можно замечать, что он ужасный человек, но продолжать общаться по ряду причин. И как же тогда быть со справедливостью? Поскольку Платон не разбирает такой ситуации, рискну предположить, что дружба является добродетелью сама по себе и не зависит от остальных добродетелей, которых в ней может и вовсе не быть. Человек обязан подобающе относиться к другу, каким бы он ни был, пока он считает его своим другом. По отношению к добродетельному врагу человек также не должен проявлять справедливую злость, если он видит достоинства этого человека и уважает его.
Еще более дискуссионны мысли и воззрения Платона по поводу справедливых и несправедливых явлений в государственном масштабе. Здесь я по этическим соображениям не могу отдать победу ни Фрасимаху, ни Сократу, и не могу согласиться ни с кем из них без существенных оговорок. В своих умозаключениях Платон как обычно использует тезис и антитезис, которые непримиримо противостоят друг другу. В речи Фрасимаха, отдающего власти ничем не ограниченное господство над людьми, проявляется критический реализм – попытка узаконить то, что происходит на самом деле только на основании того, что так происходит. Но ведь так быть не должно, и цель философии, на мой взгляд, не в том, чтобы описывать действительность (этим занимается история) и принимать ее как данность, а в том, чтобы эту действительность моделировать и совершенствовать. Ответ Фрасимаху из уст Сократа отдает народу первенство над властью и так же не является достойным примером для подражания, являя нежизнеспособную идеалистическую концепцию, которая не может и не будет существовать. Ровно настолько, насколько речь Фрасимаха привязана к неприглядной действительности, утверждение Сократа держится формализма. Оно скорее – гениальный трюк, пример того, как можно опровергнуть тезис оппонента, искусно сводя его к собственной противоположности, - нежели попытка отыскать настоящую справедливость. Спорящие, перекидываясь между делом более или менее дружелюбными репликами, кажется, отклонились от главной задачи.
Фрасимах считает справедливость сущностью, которая пригодна сильнейшим людям в государстве – его правителям – и находится у них на службе. Это резонное замечание, с которым можно согласиться в том смысле, что правители обычно устанавливают законы, являющиеся мерилом справедливого / несправедливого в их государстве, и поэтому оказываются причастны к справедливости. Но с чем согласиться невозможно – так это с тем, чтобы правители таким образом ставили справедливость себе на службу и по средствам нее правили в своих интересах. Фрасимах считает естественным это явление и даже высказывает беспокойство, что когда власть определяет, что для нее лучше, она может ошибиться в некоторых законах и, напротив, нанести себе вред. Лично я этого беспокойства не разделяю, как и не считаю справедливость исконно пригодной лишь сильным мира сего. Последние скорее ею злоупотребляют, нежели облекают ее в надлежащий вид. Они могут отнять ее, вырвать, но как только они это делают, справедливость превращается в свою противоположность. Справедливость оказалась бы в действительности таковой, если бы властители установили ее не по своей прихоти и необходимости, а руководствуясь искренним внутренним соображением того, что могло бы быть по-настоящему справедливо. И к тому же, если бы они при этом были добродетельны и умны. Тогда справедливость все же не была бы достигнута в полной мере, ведь человеческий разум субъективирует все проходящее сквозь него, но наиболее приблизилась бы к истинной справедливости миропорядка, которая известна только высшим существам.
Рассуждение Сократа
так же идеалистично и
Интересны рассуждения Платона о бытии несправедливого и справедливого человека. Философ резонно указывает на то, что люди склонны осуждать несправедливость лишь постольку, поскольку опасаются от нее пострадать. И вовсе не осуждают, а напротив – испытывают благоговение и уважение к тем, кто сумел осуществить несправедливость сполна – правителям и сильным мира сего. Да и вообще любая форма воплощения несправедливости (включая ремесло воров-карманников и прочее) хороша до тех пор, пока она не обнаружена и не раскрыта. Подобные соображения, вложенные автором в уста Фрасимаха, на этот раз не вызывают возмущения и резкого отторжения, потому что это так естественно и очевидно для природы человека. А вот опровержение Сократа снова построено на исключительном формализме. Он указывает, что несправедливый человек стремится превзойти и себе подобного, и справедливого, а справедливый – только несправедливого человека. Также и невежда рад превзойти и глупца, и мудреца, а мудрый человек – только свою противоположность. Поэтому, заключает Сократ, справедливость тождественна мудрости, а несправедливость – невежеству. Скорее всего, в этом есть зерно истины, но абсолютно никто из государственных деятелей не был до конца справедлив. Но называть их невеждами для меня не представляется целесообразным. Что же касается дальнейших выводов – что бытие мудрого и добродетельного человека (справедливого) не может быть хуже бытия невежды (несправедливого), который считается жалким, никчемным и неспособным к сотрудничеству, для меня так же сомнительно. Во-первых, если обратиться к истории, ни один мудрец не благоденствовал так, как говорит об этом Сократ, а даже напротив – терпел бедствия и лишения, которые приписываются на долю невежд. И, во-вторых, сотрудничество между несправедливыми людьми вполне имеет место, если оно скреплено общей выгодой и интересами. А для того, чтобы возненавидеть и начать друг другу вредить, необязательно быть несправедливыми – такими, как по Платону.
Продолжают тему человеческой
природы рассуждения Главкона
и Адиманта. Несмотря на свой
нарочитый характер, имеющий целью
вызвать сократово опровержение
Справедливость возникала как нечто среднее между тем, чтобы творить несправедливость и терпеть ее. Она появилась тогда, когда люди устали и от того, и от другого. Справедливость иногда все же бывает вознаграждена – славой, почестями и дарами. Правда, как я уже говорила, для того, чтобы все это получить, необязательно (а иногда и вредно) быть подлинно справедливым. Достаточно сохранять благопристойную видимость и пожинать плоды обеих крайностей. Для этого не помешает быть умнее и хитрее в жизни.
Чем же, по мысли
Платона, является справедливость?
Ведь не вызывает сомнений
то, что Сократ выражает его
собственные взгляды на
Справедливость в
государстве представляется
Остроумную аналогию проводит Платон между государством и индивидом как его частью. Подобно тому, как существует три типа людей, отправляющих потребности государства и занимающих разное положение, человеческая душа также состоит из трех начал. Речь идет о разуме, присущем философам, ярости, присущей стражам и чувственности, характерной для простого люда. Справедливость заключается в поддержании душевной гармонии и качеств души в их первоначальных пропорциях. Недопустимо, чтобы какое-то из них возобладало и начало подавлять другие – так среди справедливых людей появляются несправедливые, скверные люди.
Если концепция
Информация о работе Проблема справедливости и несправедливости в диалоге Платона "Государство"