Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:56, реферат
Выбор моральный - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другого.
ФАТАЛИЗМ (лат. fatum - судьба;
fatalis - роковой, неотвратимый) -воззрение
на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное
богом, судьбой или объективным законом
развития и вытекающие отсюда представления
о невозможности изменить их никакими
человеческими усилиями. Применительно
к морали фатализм имеет различный смысл.
Чаще всего он связан с проповедью смирения,
непротивления судьбе, обрекает людей
на пассивность и покорность, на отказ
от борьбы за переустройство общества.
Фаталистическим является, напр., религиозное
учение о происхождении зла на земле, о
возможности его преодоления лишь посредством
искупления во Христе и конечного спасения
(Эсхатология). Иногда, напротив, Фатализм
выражается в том, что отдельным людям,
верящим в предопределение, приписывается
роль посланцев судьбы, проводников божественной
воли, которые должны поэтому приложить
все силы ради исполнения предначертанного.
Такие проявления Фатализма, обычно смыкаются
с фанатизмом. Марксистская этика исходит
из историко-материалистического учения
об объективных законах развития общества
и роли масс и личности в истории. Она считает,
что исторические законы, определяя общий
ход развития общества тем не менее оставляют
место для морального выбора, поэтому
не устраняют личной ответственности
человека за свои поступки и необходимости
их нравственной оценки.
Фатализм, напротив, предопределяет
изначально весь ход жизни человека и
его поступки, объясняя их или судьбой,
или детерминизмом замкнутой системы,
где каждое последующее событие жестко
связано с предыдущими. При таком подходе
не остается места для свободного выбора
и творчества человека, ибо отрицаются
всякие альтернативы жизни. Жесткая необходимость
и вытекающая отсюда полная предсказуемость
основных этапов жизни человека и главных
событий характерна для астрологии и других
оккультных учений прошлого и настоящего,
равно как и для всевозможных..социальный..утоп
Есть ли у Вас свой вариант решения этой
проблемы?
Морально зрелая личность способна осознавать содержание нравственных принципов и их значение, исходя из них, ставить перед собой моральные цели и самостоятельно вырабатывать способы их достижения, применительно к конкретным обстоятельствам. Давая человеку общую перспективу его поведения, моральные принципы обычно служат основанием для более частных норм поведения, в которых они конкретизируются.
Мораль нуждается в развитой, самостоятельной, нравственно-воспитанной и обладающей чувством долга и ответственности личности и сама же порождает такую личность. Поэтому нравственный, духовно развитый человек - это и цель, и средство общественного развития.
Список литературы:
1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие.-М.: ПЕР СЭ, 2001. - 447с
2. Д. Л. Родзинский .Философия в вопросах и ответах.- Учебное пособие. –М.:2009. -444 с.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с.
4. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с. стр. 274-278
1 Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с. стр. 274-278
2 Мораль- это пространственно-временная проекция нравственности, а нравственность – это идеально-универсальная или абсолютная мораль. Поэтому мораль- это низшая форма проявления нравственности, а нравственность – это высшая форма установленной морали.
3 Д. Л. Родзинский .Философия в вопросах и ответах.- Учебное пособие. –М.:2009. -444 с. 191-198 с.
4 Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с. стр. 137-149
5 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. I. С. 499-500.