Проблема эвтаназии – добровольного ухода из жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:34, реферат

Краткое описание

На протяжении многих лет тема эвтаназии вызывает в обществе неоднозначную реакцию. Внимание к проблеме эвтаназии возросло с развитием общественного прогресса, и в частности - технологии поддержания жизнедеятельности тяжело больных людей. Актуальность этой темы трудно переоценить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, - с его жизнью, а во-вторых - по причине малой изученности данной проблемы, недостаточного её освещения в трудах учёных-юристов и практически полного отсутствия соответствующих правовых актов в законодательствах многих стран.

Оглавление

Введение……………………………………………………………. стр. 3
История и сущность эвтаназии…………………………………стр. 4
«За» и «против». Этическая оценка эвтаназии……………….. стр.8
Философский вопрос эвтаназии……………………………….. стр.12
Страны официально разрешившие эвтаназию………………...стр.16
Заключение ………………………………………………………… стр.20
Приложение………………………………………………………….. стр.21
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

Эвтаназия- Реферат.docx

— 49.36 Кб (Скачать)

  Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этической точек зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления, что нашло отражение в законодательстве ряда стран. Вместе с тем во многих странах эвтаназия в той или иной мере свободно применяется даже вопреки существующим нормам закона.

   Противоречивые взгляды на эвтаназию  с медицинской и морально-этической  точек зрения породили и противоречивую  юридическую оценку этого явления,  что нашло отражение в законодательстве  ряда стран. Например, в Голландии  после длительной дискуссии в  законодательство официально внесено  разрешение пассивной эвтаназии  с определёнными оговорками. В  соответствии с законодательством  штата Индиана (США) действует  так называемое прижизненное  завещание, в котором пациент  официально подтверждает свою  волю на то, чтобы его жизнь  не продлевалась искусственным  образом при определённых обстоятельствах.  В Англии же, напротив, после долгих  обсуждений принят закон о  безусловном запрещении любой  эвтаназии в медицинской практике. Вместе с тем во многих странах  эвтаназия в той или иной  мере свободно применяется даже  вопреки существующим нормам  закона.

   В 1977 г. в штате Калифорния (США)  после долгих лет обсуждений  на референдумах был принят  первый в мире закон «О праве  человека на смерть», по которому  неизлечимо больные люди могут  оформить документ с изъявлением  желания отключить реанимационную  аппаратуру. Однако официально воспользоваться этим законом до сих пор никому не удалось, так как одним из условий осуществления эвтаназии должно быть заключение психиатра о вменяемости пациента, а Американская ассоциация психиатров запрещает своим членам участие в подобных процедурах. Другое обязательное условие состоит в том, что проводить эвтаназию должен врач, что также невозможно, поскольку Американская медицинская ассоциация приняла решение о запрещении своим членам участия в эвтаназии.    

 Многие  учёные полагают, что формулировка  «право на смерть» вообще неудачна, поскольку обладающий правом  на смерть человек будет обладать  и правом настаивать на исполнении  своего желания третьими лицами, что очевидно недопустимо. Предлагается  использовать выражение «право  человека умереть достойно».

  Следует ещё раз отметить, что в странах, где эвтаназия разрешена законодательно, речь идёт только о пассивной эвтаназии. Важно также указать, что законодательные акты, разрешающие пассивную эвтаназию, содержат три основополагающих принципа:

1) эвтаназия  должна быть добровольной;

2) только  врач может оказывать помощь  или осуществлять эвтаназию;

3) состояние  пациента должно быть с медицинской  точки зрения неудовлетворительно15.

 Активная  эвтаназия карается законом всех  стран, хотя практическое применение  законов наблюдается редко.

 Широко  известно имя врача из США  Джека Кеворкяна («Доктор Смерть»,  как называли его газеты), который  изобрёл «машину смерти» –  аппарат, вводящий в организм  пациента смертельный раствор.  В дальнейшем он усовершенствовал  свою машину, снабдив её маской  с автоматической подачей смертельной  дозы углекислого газа. Уже многие  безнадёжно больные люди воспользовались  этим аппаратом в присутствии  его автора и при его консультации. В США это вызвало негодование  общественности, прежде всего в связи с тем, что бывший патологоанатом единолично, без консилиума врачей-специалистов определял фатальность болезни и ассистировал в подобных делах.16

 Широкую  огласку получают судебные процессы  над медицинскими работниками,  применившими эвтаназию. Особый  резонанс вызвал судебный процесс  в Вене над четырьмя медицинскими  сестрами. На судебном заседании  «сестры милосердия» сознались,  что с 1983 по 1989 гг. они умертвили  50 больных с помощью сильнодействующих  снотворных средств.

 В  США после недавнего стихийного  бедствия, вызванного ураганом Катрина,  появились публикации признаний  врачей клиник Нового Орлеана.  После отключения в городе  электричества и соответственно  оборудования клиник ряд пациентов  оказался обречён на полную  страданий агонию. Врачи были  вынуждены прибегнуть к активной  эвтаназии, которая запрещена  законом штата Луизиана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Проблема эвтаназии до сих  пор остаётся нерешённой. Вплоть  до сегодняшнего дня к эвтаназии  относятся по-разному; общественное  мнение расколото до жёстко  полярных точек зрения.

   В случае полной легализации эвтаназии многие по-прежнему будут считать, что эвтаназия (как умерщвление невинного) есть безусловное зло. Велика также опасность злоупотреблений. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения. С другой стороны, нельзя не видеть, что эвтаназия уже фактически существует в медицинской практике. Очевидно, что эта проблема требует срочного правового решения и закрывать на неё глаза больше нельзя.

    С развитием в последние годы практики трансплантации органов появляются новые проблемы, в некоторых случаях напрямую связанные с разрешением эвтаназии. Орган человека, который, по медицинскому заключению, всё равно умрёт в течение краткого срока, мог бы спасти другого человека, дав ему реальный шанс жить дальше. А ведь многие умирают, так и не дождавшись донора. Выходит, что мы из наших догматических принципов об эвтаназии как зле теряем сразу две жизни.

  Это ещё раз говорит о том, что об эвтаназии нельзя судить категорично. Не все жизненные ситуации измеряются нашими теоретическими убеждениями, а люди, столкнувшиеся в реальности с этой проблемой, начинают относиться к ней иначе. Моё собственное мнение значительно изменилось в ходе написания этой работы.

  Тем не менее, несмотря на сложность проблемы, надо продолжать искать достойный путь её решения, идя на компромиссы и избегая крайностей. 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

  Декларация об  эвтаназии (принята  39-й Всемирной  медицинской ассамблеей, Мадрид, октябрь 1987)

  Эвтаназия  как акт преднамеренного лишения  жизни пациента, даже по просьбе  самого пациента или на основании  обращения с подобной просьбой  его близких, неэтична. Это не  исключает необходимости уважительного  отношения врача к желанию  больного не препятствовать течению  естественного процесса умирания  в терминальной фазе заболевания.

  Этический кодекс  российского врача  (утвержден 4-й  Конференцией Ассоциации  врачей России, Москва, ноябрь 1994)

 Статья 14. Врач и право пациента на  достойную смерть.

Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения  жизни пациента по его просьбе  или по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме  пассивной эвтаназии. Под пассивной  эвтаназией понимается прекращение  лечебных действий у постели умирающего больного. Врач обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами. Врач обязан гарантировать пациенту право по его желанию воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии…

Декларация  конгрегации вероучения (принята  в 1980 г.)

 Совершенно  необходимо объявить со всей  решительностью, что ничто и никто  не может разрешить убийство  невинного человека, будь он эмбрионом  или плодом, или ребенком, или  взрослым, или пожилым, неизлечимо  больным, или умирающим. Кроме  того, никто не может требовать  совершить такое убийство ни  в отношении самого себя, ни  в отношении кого-либо другого,  находящегося под его ответственностью, не может также согласиться  на это ни прямым, ни косвенным  образом. 
 
 
 

Литература.

  1. Бурже Жака-Мари «Пари-Матч» № 43 от 1989г.
  2. Гольмен Д., Харрис Д., Зваак Л. «Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика», М.,1998г.
  3. Грандо А. А. «Врачебная этика и медицинская деонтология» - Киев. -1998г.
  4. Грегори В. Рутеки «Влияние субъективного отношения лечащих врачей на меры по ускорению смерти», Пер. Головко Г. / http://www.crimea.com/~creation/tex.
  5. Гусейнов А. А. Этическая мысль. Науч.-публицист. чтения // Дж. Рейчелс. Активная и пассивная эвтаназия. М., 1990.с.132
  6. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. «Этика», М., 1998, С. 426
  7. Жорж Нива «Права человека» / 50/50 Опыт словаря нового мышления / /Под общ. ред. Ферро М., Афанасьева Ю. А., М., 1889, С. 473
  8. Кузе Х. - Международный медицинский журнал. - 1998. - С. 357-360
  9. Пулмэн Д. «Достоинство человека, боль и страдание» // Человек. 2001. № 3. С. 104.
  10. Ревяко Т. И., Трус Н. В. « Катастрофы сознания. Энциклопедия самоубийств» - М.,- 1997г. С.576
  11. Руфь Б. Хайцер «Эвтаназия», Пер. Турлак Олег / http://www.crimea.com/~creation/text.
  12. Рязанцев  С.В. Танатология « Наука о смерти». – М. 1994г.  Стр. 384
  13. Судо Жак. Эвтаназия. М., 1987.
  14. Туманов А.В. Эвтаназия - преступление или благо? // Правда, 2008, №14
  15. Уранова В. Н. Врачебные ассоциации: Сб. офиц. док. М., 1995.
  16. Oxford English Dictionary, second edition, edited by John Simpson and Edmund Weiner, Clarendon Press, 1989, twenty volumes, hardcover, ISBN 0-19-861186-2
  17. Richard D Della Penna, MD Review: Final Exit: The Practicalities of Self-Deliverance and Assisted Suicide for the Dying // The Permanente Journal. — Permanente Federation, Весна 2005. — Т. 9. — № 2. — С. 112-113

Интернет  – источники.

  1. «Эвтаназия имеет ли человек право на смерть» (http://russian.irib.ir/tematicheskie-programi) 

Информация о работе Проблема эвтаназии – добровольного ухода из жизни