Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:08, контрольная работа
специфика социальной философии
1.Специфика социального познания………………………………… стр.3-5
2.Предмет и функции социальной философии……………………... стр.6-9
3.Объясните, что такое «объект социального познания» и «субъект социального познания». Покажите их конкретно-исторический характер и диалектику взаимодействия………………………... стр.10-12
4.Список литературы………………………………………………….. стр.13
Какую роль играет социальная философия в обществе? Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии.
1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей);
2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);
3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);
4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества.
Говоря о специфике социальной философии, следует особое внимание уделить следующим ее функциям:
1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп);
2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);
3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);
4) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);
5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения - мифологии и религии - социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);
6) аксиологическая или ценностная функция (любая со- циально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;
7) социальная функция (в наиболее широком смысле со- циальная философия призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);
8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).
Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Таким образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии.
Известный
философ К.Х.Момджян
Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум.
Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.
В силу большой степени общности своих положений, законов и принципов, социальная философия выступает и как методология для других общественных наук.
Указанные функции социальной философии
проявляются в мышлении человека, если
он овладевает философским мировоззрением,
теорией и методологией философии. В этом
случае он приобретает способность мыслить
системно, диалектически, рассматривать
общественные явления в их взаимодействии,
изменении и развитии. В результате формируется
определенная методологическая дисциплина
мышления, делающая его строго логическим
и четким, что является показателем культуры
мышления.
Все функции социальной философии диалектически
взаимосвязоны.
Познанием называется процесс деятельности
человека, основным содержанием которого
является отражение объективной реальности
в его сознании, а результатом — получение
нового знания об окружающем мире. В процессе
познания всегда присутствуют две стороны:
субъект познания и объект познания. В
узком смысле под субъектом познания обычно
подразумевают познающего человека, наделенного
волей и сознанием, в широком — все общество.
Объектом познания соответственно является
либо познаваемый предмет, в широком смысле
— весь окружающий мир в тех границах,
в которых с ним взаимодействуют отдельные
люди и общество в целом.
Если рассматривать процесс научного
познания в целом как системное образование,
то в качестве его элементов в первую очередь
следует выделить субъект и объект познания.
Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта.
Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт) до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами.
Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).
Главной особенностью социального познания
как одного из видов познавательной деятельности
является совпадение субъекта и объекта
познания. В ходе социального познания
общество познает себя. Такое совпадение
субъекта и объекта познания оказывает
огромное влияние как на сам процесс познания,
так и на его результаты. Получаемое социальное
знание всегда будет связано с интересами
индивидов — субъектов познания, и этим
обстоятельством во многом объясняется
наличие разных, часто противоположных
выводов и оценок, возникающих при изучении
одних и тех же общественных явлений. Социальное
познание начинается с установления социальных
фактов. Различают три вида таких фактов:
1) действия или поступки отдельных индивидов
или больших социальных групп;
2) продукты материальной или духовной
деятельности людей;
3) словесные социальные факты: мнения,
суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (т. е. объяснение)
этих фактов во многом зависят от мировоззрения
исследователя, интересов той социальной
группы, к которой он принадлежит, а также
от задач, которые он ставит перед собой.
Целью социального познания, как и познания
в целом, является установление истины.
Истиной называют соответствие полученных
знаний содержанию объекта познания. Однако
установить истину в процессе социального
познания нелегко, потому что:
1) объект познания, а им является общество,
достаточно сложен по своей структуре
и находится в постоянном развитии, на
которое оказывают влияние как объективные,
так и субъективные факторы. Поэтому установление
социальных закономерностей крайне затруднено,
а открытые социальные законы носят вероятностный
характер, ибо даже аналогичные исторические
события и явления никогда полностью не
повторяются;
2) ограничена возможность применения
такого метода эмпирического исследования,
как эксперимент (воспроизведение изучаемого
социального явления по желанию исследователя
практически невозможно). Поэтому наиболее
распространенным методом социального
исследования является научная абстракция.
Главным источником получения знаний
об обществе является социальная действительность,
практика. Поскольку общественная жизнь
изменяется достаточно быстро, то в процессе
социального познания можно говорить
об установлении только относительных
истин.
Понять и правильно описать происходящие
в обществе процессы, открыть законы общественного
развития можно только при использовании
конкретно-исторического подхода к социальным
явлениям. Основными требованиями данного
подхода являются: 1) изучение не только
ситуации, сложившейся в обществе, но и
тех причин, результатом которых она явилась;
2) рассмотрение социальных явлений в их
взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
3) анализ интересов и действий всех субъектов
исторического процесса (как социальных
групп, так и отдельных личностей).
Если в процессе познания социальных явлений
между ними обнаруживаются некоторые
устойчивые и существенные связи, то обычно
говорят об открытии исторических закономерностей.
Историческими закономерностями называются
общие черты, которые присущи определенной
группе исторических явлений. Выявление
таких закономерностей на основе изучения
конкретных социальных процессов в конкретных
обществах в определенный исторический
период и составляют сущность конкретно-исторического
подхода и в конечном итоге являются целью
социального познания.