Права человека как нормативная форма взаимодействия индивидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:14, доклад

Краткое описание

Права человека являются нормативной формой взаимодействия людей, координации их поступков, деятельности. По существу они нормативно формулируют условия и способы жизнедеятельности людей, необходимых для нормального функционирования индивида, общества, государства.

Файлы: 1 файл

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК НОРМАТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДОВ.docx

— 16.32 Кб (Скачать)

     УДК 331.5.024.5

     С.А.Яковлев (08-ТМ-1), А.О. Габдулина (ВКГТУ)  

     ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК НОРМАТИВНАЯ ФОРМА  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДОВ 

       Права человека являются нормативной формой взаимодействия людей, координации их поступков, деятельности. По существу они нормативно формулируют условия и способы жизнедеятельности людей, необходимых для нормального функционирования индивида, общества, государства.

     Данные  нормативы основаны на принципах  свободы, равенства, справедливости. Право  на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность личности, автономию личной жизни  и др., являются необходимыми условиями  устройства жизни человека в обществе, должны безоговорочно признаваться и охраняться государством.

     В теории права существует конкретно-исторический подход к содержанию прав человека. Так, решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции 17-18вв., которые выдвинули широкий набор прав человека, принцип формального равенства. Права человека, основанные на формальном равенстве, оказали огромное влияние на характер государства. Формирование правового государства было бы невозможно без утверждения в общественном сознании и практике прав человека.

     Права человека формировались из многократно  повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. Права человека – это сложное, многомерное явление. В большой степени это связано с происхождением правовых норм, в которых сформулированы права человека. Революционным поворотом в общественном сознании явилось учение о естественных, прирожденных правах человека, которые независимы от усмотрения и произвола государственной власти. То есть индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.

     Таким образом, в основе данного учения лежат нравственные принципы и категории  свободы, справедливости, человеческого  достоинства и счастья.

     Учению  о естественных, прирожденных правах человека противостоял позитивистский подход к природе прав человека, взаимоотношениям государства и  личности. Согласно этому подходу, права  человека, их объем и содержание определяются государством, которое «дарует» их человеку.

     По  мнению ученых в области теории государства и права, в современном мире конституционная практика развитых государств устранила противостояние указанных доктрин к правам человека на основе конституционного закрепления основных прав и свобод. То есть закрепление в конституциях основных прав и свобод человека исключает подавление и насилие государства по отношению к личности, отстаивает приоритет прав человека по отношению к государству. На такой основе стало возможным закрепление основных прав человека в конституциях демократических государств.

     В теории права под основными правами  индивида понимают, прежде всего, конституционные  права. Основные права являются субъективными  правами. Конституция Республики Казахстан в разделе втором «Человек и гражданин» закрепила основные общепризнанные права и свободы, принадлежащие каждому от рождения. Это позволяет подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер: «Права и свободы человека принадлежат каждому от  рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов» (статья 12 п2).

     Права и свободы человека являются объектом не только внутренней компетенции государства, но и всего международного сообщества. Принятие Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Международного пакта о гражданских  и политических правах (1966г.), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), и ряда других международных актов внесло коренные изменения в правосубъектность человека.

     Таким образом, основными правами являются не только содержащиеся в конституции государства, но и в важнейших международно-правовых документах по правам человека.

     Основные  права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, от основных прав могут отпочковываться другие права. Все они в совокупности обеспечивают различные сферы жизни  человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. Эти права  также различаются по времени  возникновения. Поэтому в теории права существует понятие «поколения прав человека».

     Права охватывают сферу отношений индивида с государством, членами общества. Права и свободы индивида являются его социальными возможностями, законодательно закрепленные государством. Права человека – это субъективные права, выражающие реальные возможности  индивида, закрепленные в конституции, международно-правовых актах, законах. Субъективное право является юридической категорией и раскрывается через определенные возможности индивида: возможности пользоваться определенным социальным благом; совершать определенные действия; требовать соответствующих действий от других лиц; обращения к государству с требованием защиты или восстановления нарушенного права.

     Список  литературы

  1. Конституция Республики Казахстан.- Алматы: Жеті-Жарғы, 2009.-144с.
  2. Г.В.Игнатенко. Международное право.-Москва, 2000.
  3. Е.А.Лукашева. Права человека.-Москва, 2000.
  4. В.С.Нерсесянц. Общая теория права и государства.-Москва, 2002.

Информация о работе Права человека как нормативная форма взаимодействия индивидов