Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:37, контрольная работа
Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления.
ВСТУПЛЕНИЕ
1. История развития познания
1.1 Сущность познания
2. Понятие интуиции
2.1 Виды интуиции
2.2 Классификация форм интуиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
1. История развития познания
1.1 Сущность познания
2. Понятие интуиции
2.1 Виды интуиции
2.2 Классификация форм интуиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проблемы теории познания в наше время
выступают в различных формах. Но существует
ряд традиционных проблем, среди которых
истина и заблуждение, познание и интуиция,
чувственное и рациональное и др. Они образуют
фундамент, опираясь на который можно
осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь
познания и практики, формы и типы человеческого
мышления.
Проблема интуиции имеет богатейшее философское
наследие. Пожалуй, немногие философские
проблемы в своем развитии претерпевали
такие качественные изменения и подвергались
анализу представителей самых различных
областей знания. Вопрос об интуиции часто
оказывался предметом острой борьбы и
вокруг нередко образовывался целый круговорот
зачастую исключающих друг друга концепций.
Проблема интуиции родилась в науке как
бы дважды. Первый раз как гносеологический
феномен в системе зарождающейся теории
познания (древнеиндийская и античная
философия). Вторично интуиция была открыта
наукой уже в качестве психологического
феномена. С этого времени (конец 19 в.) исследование
проблемы пошло по двум относительно самостоятельным
направлениям: собственно философскому
(гносеологическому) и психологическому.
В последние годы проблема интуиции привлекает
к себе пристальное внимание представителей
самых разных областей научного знания:
математики, кибернетики, медицины, физиологии
высшей нервной деятельности и особенно
философии.
В процессе развития философской науки
проблема интуиции неоднократно получала
весьма определённые и конкретные решения.
Но всякий раз зги решения несли на себе
печать исторической и логической детерминации
того или иного этапа развития человеческого
знания.
1. История развития познания
Для философии, познание окружающего
мира человеком является одной из
важнейших мировоззренческих
Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос
о возможности точного и полного отражения
мира в сознании человека, его ориентации
и деятельности в мире.
Функцию ориентации человека выполняет
знание.
Знание - это высший уровень сведений о
мире, получаемых человеком с помощью
сознания. Без знаний невозможно формирование
картины мира. Бэкон: "Знание - есть сила".
Сущность познавательных отношений человека
к миру заключается в активном и целенаправленном
поиске и получении им знаний. Раздел философии,
в котором рассматриваются проблемы познания,
называется гносеологией, или теорией
познания.
Знание и вера не противоречат друг другу.
Вера - это познание вещей без доказательств.
Вера - это уверенность человека. Если
знание открывает нам вещи видимые, то
вера помогает обнаружить вещи еще не
видимые и таинственные для человека.
Основы гносеологии были заложены еще
в античной философии. Познание рассматривалось,
как особый процесс. Демокрит
выделил знание "темное" (чувственное)
и "истинное" (рациональное). Он считал,
что истинно лишь то, что доказано и проверено
на опыте, но прийти к истине может не каждый,
а лишь мудрец.
Сократ поднимал
вопрос о методах достижения истинного
знания. Главный из них - диалектика, как
искусство ведения спора.
Аристотель
создал наиболее совершенную по тем временам
теорию познания. Истину он рассматривал
как знание, соответствующее вещая, а заблуждение
- искажение истины. Он выделял субъект
и объект познания.
В средние века основные усилия гносеологии
были направлены на доказательство существование
Бога, как высшей причины всех вещей. Разум
- ниже веры. Отсюда лозунг - "Знать, чтобы
верить в существование Бога".
В эпоху Возрождения познание рассматривалось,
как бесконечный процесс.
В философии Нового времени интерес к
проблемам гносеологии возрос. Это было
обусловлено промышленной революцией,
а немецкая философия обозначила проблему
познавательных способностей и возможностей
человека. Это сделал Кант. Он считал, что
человеком может быть постигнут только
мир явлений, а мир сущностей непознаваем.
Марксизм убежден в познавательности
мира. Познание тесно увязано с практикой,
причем, мир можно не только познать, но
и преобразовать.
В истории философии сформировалось и
такое течение, представители которого
то сомневались, то отрицали познаваемость
мира - агностицизм. Его представители
не отрицали сам процесс познания, но они
считали, что он ограничен познавательными
возможностями человека.
1.1 Сущность
познания
1. Познание - это особый вид отражательной
деятельности человека.
2. Познание - есть духовная сторона практической
деятельности человека.
3. Познание - высший уровень информации,
достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание - это социальный заказ в виде
актуальных потребностей общества (в средние
века на познание огромное влияние оказывала
церковь, в ХХ веке - это потребность изучения
космоса)
Познание возможно только при опоре на
так называемый интеллектуальный фонд,
под которым подразумеваются совокупные
знания человечества, методы познания
и т.д. Важно опираться на уже достигнутое.
Познавательный процесс возможен лишь
при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология,
т.е. оценка конкретных общественных явлений
с позиций различных социальных групп
и слоев общества (частная собственность
для одних - благо, для других - зло).
На познание активно влияет чувственность,
весь эмоциональный мир человека.
Познание - это всегда творческий процесс,
а его главным критерием являются новизна
и общественная значимость полученных
результатов. Большую роль в творчестве
играет интуиция, как тип мышления.
О состоянии познания
и практики:
В философии под практикой принято
понимать деятельность человека, направленную
на преобразование окружающего мира. Основной
формой практики является труд.
Роль практики в процессе познания:
1. Практика - источник, основа, движение,
сила познания. Запросы практики вызавали
к жизни познавательные потребности и
задачи человека. Практика стимулирует
развитие новых отраслей познания.
2. Практика - цель познания. Знания, получаемые
людьми, предназначены для использования
их в жизни.
3. Практика - критерий истинности человеческих
заний. Но этот способ проверки истинности
заний не универсален, т.к. не все можно
проверить практически, поэтому наука
использует логические доказательства.
2. Понятие интуиции
Интуиция - способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή. Термины для обозначения двух видов познания появились у Филона Александрийского, а затем у Плотина, различавшего επιβολή (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических умозаключений). Перевод понятия επιβολή на латинский язык термином «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием. В XIII веке немецкий монах Вильгельм из Мёрбеке (1215–1286) повторил перевод Боэция, и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.
В
психологии интуиция означает способность
сознания непосредственно постигать
предмет познания без опосредствующего
влияния знаково-символического и
доказательно-логического
2.1 Виды интуиции
До определенного времени
такого рода явления были неподвластны
логическому анализу и изучению
научными средствами. Однако последующие
исследования позволили, во-первых, выявить
основные виды интуиции; во-вторых, представить
ее как специфический
Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение). Ф.Ж. Кюри отметил, что «часто открытие бывало делом случая». Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия).
2.2 Классификация форм интуиции
Остановимся на вопросе о классификации форм интуиции. Чаще всего исследователи ссылаются на классификацию, предложенную М. Бунге. Он различает, прежде всего, чувственную и интеллектуальную интуиции.
Чувственная интуиция по Бунге имеет следующие формы:
I. Интуиция как восприятие
1. Интуиция как восприятие,
выражающаяся в процессе
2. Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.
3. Способность интерпретации.
II. Интуиция как воображение
1. Способность представления или геометрическая интуиция.
2. Способность образования
метафор: умение показать
3. Творческое воображение.
Интеллектуальную интуицию Бунге классифицирует следующим образом:
I. Интуиция как разум.
1. Ускоренное умозаключение
– стремительный переход от
одних утверждений к другим, иногда
с быстрым проскакиванием
2. Способность к синтезу или обобщенное восприятие.
3. Здравый смысл – суждение,
основанное на обыденном
II. Интуиция как оценка.
1. Здравое суждение, проницательность
или проникновение: умение
2. Интеллектуальная интуиция как обычный способ мышления.
Однако классификация, приведенная Бунге, несмотря на ценность исследования в целом, не может претендовать на решение проблемы.
Проблема классификации интуиции представляет собой один из самых сложных моментов в исследовании проблемы в целом. Это объясняется тем, что сам предмет, подвергающийся операции классифицирования, не поддается действию правил, необходимых, скажем, для формальной классификации. Всякая формальная классификация предполагает, прежде всего, четкое, резкое обособление предметов одной группы от предметов другой группы. Вполне понятно, что интуиция не поддается формальной классификации. Установление четкого сходства и различия разновидностей интуиции не представляется целесообразным.
В отличие от формальных содержательные классификации опираются на диалектические принципы. В содержательных классификациях главный акцент делается на раскрытие внутренних закономерностей между группами классифицируемых предметов. Содержательные классификации соответствуют естественным классификациям. Последние строятся на учете всей совокупности признаков классифицируемого предмета, взятых в их взаимной связи и обусловленности. По-видимому, этот способ классифицирования может быть применен к проблеме интуиции.
Классификация Бунге не соответствует ни одному из рассмотренных способов классификации. За основу своей классификации Бунге берет видовое деление различных интуиций, имеющих место в процессе научного познания, причем выбирая из общей иерархии те, которые наиболее часто употребляются исследователями.
Наиболее удачным
Концептуальная интуиция – процесс формирования новых понятий на основе имевшихся ранее наглядных образов.
Эйдетическая интуиция – построение новых наглядных образов на основе имевшихся ранее понятий.
Предложенный вариант
классификации предназначен специально
для гносеологического анализа
и представляет собой не просто условное
разделение, а своего рода рабочую
схему исследования, освобожденного
от необходимости
Опираясь на эту схему, мы получаем возможность не просто констатировать факт существования интуиции, как формы познавательного процесса, но перейти к анализу ее действительных проявлений в сфере научного познания.
Почти все люди в своей жизни так или иначе выступают в роли субъектов познания. Для того, чтобы человек смог разобраться в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные основы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и т.д. Думаю, гносеология может облегчить жизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать окружающий нас мир.
Некоторые ученые утверждают, что все великие изобретения появились только благодаря человеческой лени. Человеку просто не хочется что-либо делать, и он изобретает какой-либо механизм, делающий это за него или значительно упрощающий этот процесс. Практически также дело обстоит и с познанием. Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире.
Особую роль в познании играет интуиция – способность человека постигать истину путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии. Интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения. Важным свойством интуиции является ее непосредственность.