Сумма разрозненных сведений не есть
наука. Отражая мир, наука образует единую,
взаимосвязанную, развивающуюся систему
знаний о его законах. Она разделяется
на множество отраслей. По предмету выделяются
- естествознание, гуманитарные и социальные
науки, технические науки и математика,
в каждую из которых входят свои научные
дисциплины. По отношению к практике науки
делятся на фундаментальные и прикладные.
Каковы специфические признаки
(особенности) научного познания?
В обнаружении объективных
законов действительности, законов познания
и мышления, в ориентации на общие свойства
предмета и их выражении в системе абстракций;
В объективности, в достижении
объективной истины преимущественно рациональными
средствами и методами, при участии живого
созерцания;
В ориентации на изменение окружающего
мира, на воплощение в практику;
В рационально-теоретическом
способе ориентации, постижении человеком
мира. Наука вырабатывает теоретические
модели объекта и особые категории, отличные
от обыденного опыта.
В фиксации знаний, как целостной
системы понятий, теорий, гипотез, законов
и других идеальных форм в естественном
и искусственном (формулы, математические
уравнения) языке и постоянном воспроизводстве
знания;
В применении специфических
материальных средств (приборы, инструменты,
оборудование), а так же идеальных средств
и методов (логика, диалектика, системный,
математический, кибернетический и другие
методы);
В доказательности, обосновании
научных результатов достоверности выводов.
Кроме названных выделяются
и другие критерии научности: внутренняя
системность знания, формальная непротиворечивость,
опытная проверяемость, воспроизводимость
, открытость для критики, строгость и
т.д.
Данные критерии распространяются
и на социальное познание. При этом специфика
социального (гуманитарного) познания
проявляется в ряде моментов.
Его предмет - “мир человека”, отношения людей, а не реальные вещи и их свойства. В этом мире тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, цели, мотивы, страсть. Особая часть - это деятельность людей в ее многообразных формах.
Социальное познание неразрывно связано с ценностями. Таковы политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его принципы, мотивы поведения. Они входят в процесс социального исследования и сказываются на объективности получаемых знаний.
Характерной чертой социального
познания является анализ единичного,
индивидуального, но на основе общего
и закономерного.
Методы такого познания – диалог,
процедуры понимания, интерпретации, социальный
эксперимент. В социальном эксперименте
исследуемые реагируют на духовный мир
исследователя, значит надо учитывать
влияние самого исследователя.
В социальном познании критериями
объективности социального знания являются.
Эти особенности возникают
в связи со сложным, противоречивым характером
социальных процессов и явлений, их пронизанностью
ценностями, мировоззренческими компонентами,
смысло-жизненными ориентациями людей.
Об этом свидетельствует и то, что в социальном
познании отсутствуют устойчивые парадигмы,
подвижен эмпирический базис, сложна природа
теоретических обобщений.
Современная наука дисциплинарно
организована, она принадлежит как целое
к типу сложных развивающихся систем.
В каждой отрасли науки (физике, химии,
биологии) обнаруживаются многообразных
формы знания: факты, законы, гипотезы,
теории. Все разнородные знания организуются
в целостность благодаря основаниям науки.
Выделяют 3 блока оснований науки:
Идеалы и нормы исследования;
Научная картина мира;
Философские основания;
Блок идеалов и норм включает
идеалы и нормы:
Доказательности и обоснования
знания
Построения и организации знаний
Эти идеалы и нормы отличают
науку от других форм познания, и по отношению
к науке конкретной эпохи выражают стиль
мышления этой эпохи, и конкретизируются
применительно к определенной науке.
Так например, обосновать знание
в Средневековье значит раскрыть его смысл
согласно Святому Писанию, а в Новое время
- провести его опытную проверку.
Второй блок составляет научная
картина мира. Она складывается в результате
синтеза знаний, получаемых в различных
науках, и содержит общие представления
о мире, вырабатываемых на соответствующих
стадиях их исторического развития. За
три века развития науки сменились механическая,
электродинамическая (последняя четверть
19 в.) и квантово-релятивистская теории
мира. Катина мира одновременно обеспечивает
систематизацию знаний, функционирует
как исследовательская программа. Ломка
картины мира представляет собой научную
революцию.
Третий блок оснований науки
образуют философские идеи и принципы,
которые обосновывают идеалы и нормы,
картину мира и обеспечивают включение
научного знания в культуру.
2.2 Познание как деятельность
и выражение в сознании человека реальности.
Эмпирическое, теоретическое и интуитивное.
Познание есть специфический вид духовной
деятельности человека, процесс постижения
окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется
в тесной связи с общественной практикой.
Познание это действие, а вот знание это
уже сам результат этого действия. В своей
сущности, познание есть отражение мира
в научных представлениях, гипотезах и
теориях.
Познание - прежде всего процесс приобретения
и развития знания, его постоянное углубление,
расширение и совершенствование. Некое
взаимодействие объекта и субъекта, результатом
которого является новое знание о мире.
Познание связано с раскрытием тайны об
изучаемом объекте. Следует отметить,
что в процессе познания человек использует
как чувства, так и разум, причем в тесной
их связи между собой и прочими способностями
человека. Так, органы чувств снабжают
разум человека данными и фактами о познаваемом
предмете, а разум их обобщает и делает
определенные выводы.
Выделяются обыденные и научные знания.
Первые не являются результатом профессиональной
деятельности и, в принципе, присущи в
той или иной мере любому индивиду. Сфера
обыденного познания включает в себя здравый
смысл, верования, приметы, традиции, предания,
назидания, интуитивные убеждения, предчувствия
и пр.
Второй вид знания возникает в результате
глубоко специализированной, требующей
профессиональной подготовки деятельности,
называемой научным познанием. Обратимся
к научному познанию и к исследованию
как к процессу (действию). Он включает
в себя 2 основных уровня - эмпирический
и теоретический.
1.Эмпирическое познание.
Живое созерцание - это скорее не познавательная
способность, а результат реализации этих
способностей или сам процесс познания
указанной стороны объекта.
Различают три взаимосвязанные формы
живого созерцания:
- ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;
- восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений;
- представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.
Ощущения, по органу чувств, посредством
которого они получены, делятся на зрительные
(самые важные), слуховые, вкусовые и др.
Обычно ощущения являются составной частью
восприятия.
Различают образы памяти и воображения.
Обычно образы являются нечеткими, расплывчатыми,
усредненными, но зато в образах обычно
выделены наиболее важные свойства предмета
и отброшены несущественные.
Познавательные способности человека
связаны с органами чувств. Человеческий
организм имеет экстерорецептивную систему,
направленную на внешнюю среду (зрение,
слух, вкус и т.д.) и интерорецептивную
систему, связанную с сигналами о внутреннем
физиологическом состоянии организма
[20, 132-133].
Все эти способности объединены в одну
группу, названную «способностью к чувственному
отражению действительности». Вследствие
многозначности слова «чувство», правильнее
разделять чувственное на чувственно-эмоциональное
и чувственно-сенситивное.
2.Теоретическое
познание.
Теоретическое познание наиболее полно
и адекватно выражено в мышлении.
Мышление - процесс обобщенного и опосредованного
отражения действительности, осуществляющийся
в ходе практической деятельности и обеспечивающий
раскрытие ее основных закономерных связей
(на основе чувственных данных) и их выражение
в системе абстракции.
Различают два уровня мышления:
рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;
разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.
Разум и рассудок имеют место и при живом
созерцании, и при абстрактном мышлении,
на эмпирическом и теоретическом уровнях
научного познания.
Рассудок и разум представляют
собой особое сечение познавательного
процесса, когда мышление носит либо рассуждающий
и ориентировочно-приспособительный,
либо понимающий и творчески-конструктивный
характер.
Интуитивное познание.
К обыденному познанию можно
отнести интуитивное познание или другими
словами интуиция.
Процесс мышления не всегда
осуществляется в развернутом и логическом
виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно
быстро, почти мгновенно схватывает сложную
ситуацию и находит правильное решение.
Способность постижения истины путем
прямого ее усмотрения, без обоснования
с помощью дискуссии именуется интуицией.
Она занимает важное место в познании,
сообщает ему новый импульс и направление
движения. Под интуицией (догадка) понимается
интуиция интеллектуальная, которая позволяет
проникать в суть вещей. Интуицию издавна
делят на две разновидности: чувственную
и интеллектуальную. Также интуиция бывает
технической, научной, обыденной, врачебной
и т.п., в зависимости от спецификации деятельности
субъекта.
Различные толкования интуиции
подчеркивают в ее феномене общий момент
непосредственности в процессе познания,
в отличие или в противоположность от
опосредствованного характера логического
мышления.
Интуиция поддается экспериментальному
изучению. Здесь следует отметить труды
Я.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару.
Посредством наблюдений над
людьми было доказано, что интуиция широко
распространена даже в обычных условиях.
Нередки случаи, когда в нестандартной
ситуации, требующей быстрого решения
в условиях ограниченной информации, субъект
производит выбор своих действий, как
бы предчувствуя, что нужно поступить
именно так, а не иначе.
Одним из важнейших свойств
интуиции является ее непосредственность.
Непосредственным знанием (в отличие от
опосредованного) принято называть такое,
которое не опирается на логическое доказательство.
Для интуиции также характерна внезапность
и неосознанность.
К общим условиям формирования
и проявления интуиции относятся следующие:
основательная профессиональная
подготовка субъекта, глубокое
знание проблемы;
поисковая ситуация, состояние
проблемности;
действие у субъекта поисковой
доминанты на основе непрерывных попыток
решить проблему, напряженные усилия по
решению проблемы или задачи;
наличие «подсказки».