Познание и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 13:49, реферат

Краткое описание

Познание, таким образом, носит социально детерминированный характер. Только через призму усвоенной культуры мы получаем знания о реальности. Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания, человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании.

Файлы: 1 файл

Философия. Познание и деятельность.docx

— 49.67 Кб (Скачать)

Сумма разрозненных сведений не есть наука. Отражая мир, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Она разделяется на множество отраслей. По предмету выделяются - естествознание, гуманитарные и социальные науки, технические науки и математика, в каждую из которых входят свои научные дисциплины. По отношению к практике науки делятся на фундаментальные и прикладные.

Каковы специфические признаки (особенности) научного познания?

  1. В обнаружении объективных законов действительности, законов познания и мышления, в ориентации на общие свойства предмета и их выражении в системе абстракций;

  1. В объективности, в достижении объективной истины преимущественно рациональными средствами и методами, при участии живого созерцания;

  1. В ориентации на изменение окружающего мира, на воплощение в практику;

  1. В рационально-теоретическом способе ориентации, постижении человеком мира. Наука вырабатывает теоретические модели объекта и особые категории, отличные от обыденного опыта.

  1. В фиксации знаний, как целостной системы понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм в естественном и искусственном (формулы, математические уравнения) языке и постоянном воспроизводстве знания;

  1. В применении специфических материальных средств (приборы, инструменты, оборудование), а так же идеальных средств и методов (логика, диалектика, системный, математический, кибернетический и другие методы);

  1. В доказательности, обосновании научных результатов достоверности выводов.

Кроме названных выделяются и другие критерии научности: внутренняя системность знания, формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость , открытость для критики, строгость и т.д.

Данные критерии распространяются и на социальное познание. При этом специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в ряде моментов.

  1. Его предмет - “мир человека”, отношения людей, а не реальные вещи и их свойства. В этом мире тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, цели, мотивы, страсть. Особая часть - это деятельность людей в ее многообразных формах.

  1. Социальное познание неразрывно связано с ценностями. Таковы политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его принципы, мотивы поведения. Они входят в процесс социального исследования и сказываются на объективности получаемых знаний.

  1. Характерной чертой социального познания является анализ единичного, индивидуального, но на основе общего и закономерного.

  1. Методы такого познания – диалог, процедуры понимания, интерпретации, социальный эксперимент. В социальном эксперименте исследуемые реагируют на духовный мир исследователя, значит надо учитывать влияние самого исследователя.

  1. В социальном познании критериями объективности социального знания являются.

Эти особенности возникают в связи со сложным, противоречивым характером социальных процессов и явлений, их пронизанностью ценностями, мировоззренческими компонентами, смысло-жизненными ориентациями людей. Об этом свидетельствует и то, что в социальном познании отсутствуют устойчивые парадигмы, подвижен эмпирический базис, сложна природа теоретических обобщений.

Современная наука дисциплинарно организована, она принадлежит как целое к типу сложных развивающихся систем. В каждой отрасли науки (физике, химии, биологии) обнаруживаются многообразных формы знания: факты, законы, гипотезы, теории. Все разнородные знания организуются в целостность благодаря основаниям науки. Выделяют 3 блока оснований науки:

  1. Идеалы и нормы исследования;

  1. Научная картина мира;

  1. Философские основания;

Блок идеалов и норм включает идеалы и нормы:

  • Доказательности и обоснования знания

  • Объяснения и описания

  • Построения и организации знаний

Эти идеалы и нормы отличают науку от других форм познания, и по отношению к науке конкретной эпохи выражают стиль мышления этой эпохи, и конкретизируются применительно к определенной науке.

Так например, обосновать знание в Средневековье значит раскрыть его смысл согласно Святому Писанию, а в Новое время - провести его опытную проверку.

Второй блок составляет научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях их исторического развития. За три века развития науки сменились механическая, электродинамическая (последняя четверть 19 в.) и квантово-релятивистская теории мира. Катина мира одновременно обеспечивает систематизацию знаний, функционирует как исследовательская программа. Ломка картины мира представляет собой научную революцию.

Третий блок оснований науки образуют философские идеи и принципы, которые обосновывают идеалы и нормы, картину мира и обеспечивают включение научного знания в культуру.

 

2.2 Познание как деятельность и выражение в сознании человека реальности. Эмпирическое, теоретическое и интуитивное.

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Познание это действие, а вот знание это уже сам результат этого действия. В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях.

Познание - прежде всего процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Некое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание связано с раскрытием тайны об изучаемом объекте. Следует отметить, что в процессе познания человек использует как чувства, так и разум, причем в тесной их связи между собой и прочими способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные выводы.

Выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, традиции, предания, назидания, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием. Обратимся к научному познанию и к исследованию как к процессу (действию). Он включает в себя 2 основных уровня - эмпирический и теоретический.

1.Эмпирическое познание.

Живое созерцание - это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объекта.

Различают три взаимосвязанные формы живого созерцания:

  1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;
  2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений;
  3. представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Ощущения, по органу чувств, посредством которого они получены, делятся на зрительные (самые важные), слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.

Различают образы памяти и воображения. Обычно образы являются нечеткими, расплывчатыми, усредненными, но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.

Познавательные способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус и т.д.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма [20, 132-133].

Все эти способности объединены в одну группу, названную «способностью к чувственному отражению действительности». Вследствие многозначности слова «чувство», правильнее разделять чувственное на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.

2.Теоретическое познание.

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

Различают два уровня мышления:

  1. рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;

  1. разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.

Рассудок и разум представляют собой особое сечение познавательного процесса, когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-приспособительный, либо понимающий и творчески-конструктивный характер.

Интуитивное познание.

К обыденному познанию можно отнести интуитивное познание или другими словами интуиция.

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискуссии именуется интуицией. Она занимает важное место в познании, сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта.

Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий момент непосредственности в процессе познания, в отличие или в противоположность от опосредствованного характера логического мышления.

Интуиция поддается экспериментальному изучению. Здесь следует отметить труды Я.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару.

Посредством наблюдений над людьми было доказано, что интуиция широко распространена даже в обычных условиях. Нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступить именно так, а не иначе.

Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Для интуиции также характерна внезапность и неосознанность.

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие:

  1. основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокое

знание проблемы;

  1. поисковая ситуация, состояние проблемности;

  1. действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

  1. наличие «подсказки».

 

 


Информация о работе Познание и деятельность