Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:22, реферат
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии - это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
Введение. 1
История позитивизма. 1
Первая историческая форма позитивизма. 2
Введение.
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии - это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
История позитивизма.
Одним из наиболее
влиятельных направлений
Понятие “позитивизм” обозначает призыв
философам отказаться от метафизических
абстракций, т.к. метафизические объяснения,
считают позитивисты, теоретически неосуществимыми
и практически бесполезными, и обратиться
к исследованию позитивного знания. Отчасти
позитивизм заключается в антифилософской
реакции против рационализма, идеализма,
спиритуализма и обращается в тоже время
к материализму. Позитивизму противостоит
интуиционизм (учение об интуиции как
самом главном и самом надежном источнике
познания).
В центре внимания позитивистов неизменно
находился вопрос о взаимоотношении философии
и науки. Главный тезис позитивизма состоит
в том, что все подлинное, положительное
(«позитивное») знание о действительности
может быть получено лишь в виде результатов
отдельных специальных наук или их «синтетического»
объединения и что философия как особая
наука, претендующая на содержательное
исследование особой сферы реальности,
не имеет права на существование. Вся история
позитивизма представляет собой в этом
смысле интереснейший парадокс: на каждом
новом историческом этапе позитивисты
ратовали за все более последовательную
и строгую «ориентацию на науку» и вместе
с тем на каждом новом этапе они все в большей
мере утрачивали контакты с действительным
содержанием развивающейся научной теории.
* *
*
Для понимания сущности позитивистской
философии недостаточно просто выделить
те черты, которые общи различным ее формам,
необходимо вскрыть внутренние тенденции
развития позитивизма, выяснить причины
его возникновения и движущие пружины
его эволюции. А это, в свою очередь, требует
учета тех изменений во взаимоотношениях
науки и философии, которые характерны
для нового времени.
Начиная с XVII в. развитие науки поставило
перед западной философией ряд таких проблем,
на которые традиционная схоластическая
мысль не в состоянии была ответить. Специфическая
особенность выдающихся философов нового
времени состояла в том, что они рассматривали
научные методы анализа в качестве идеального
образца всякой познавательной деятельности,
в том числе и деятельности по исследованию
традиционно-философской, или, как ее еще
называли, «метафизической», проблематики
1.
Первый шаг на этом пути был сделан Фр.
Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли
дальше и предприняли попытку применить
научный метод к решению
«метафизических» проблем.
Специфическая проблематика западноевропейской
философии XVII—XVIII вв. возникает как результат
столкновения двух разных начал: традиционной
«метафизики» и новой механико-математической
науки. Резкое противопоставление идеального
и материального, субъекта и объекта,
«первичных» и «вторичных» качеств и постановка
в центр философского исследования таких
проблем, как взаимодействие идеального
и материального, отношение «внутреннего»
мира сознания к «внешнему» миру,—все
это стало возможным лишь вследствие отождествления
реально существующего бытия с тем, что
ухватывается с помощью терминов механико-математического
естествознания
(которое в то время было тождественно
науке вообще), и приписывания всему остальному
статуса «субъективности». Тесная взаимосвязь
эксперимента с математически оформленной
теорией привела к необходимости поставить
вопрос об отношении эмпирического и рационального
знания, а в связи с этим — к делению философов
на эмпириков и рационалистов.
Д. Юм доводит односторонний эмпиризм
до логического конца и создает субъективно-идеалистическую,
феноменалистскую и агностическую философскую
концепцию, которая не только противостояла
рационалистической философии
XVII—XVIII вв., но и решительно порывала с
современным ей естествознанием
(Д. Юм отрицал объективно обусловленные
необходимые связи и низводил причинность
до субъективно-психологической уверенности).
Французский материализм вел борьбу с
рационалистической философией XVII в. во
имя науки: его приверженцы критиковали
идеалистические тенденции прежней «метафизики»,
раскрывали ее связь с религией, показывали
несоответствие ее утверждений результатам
научного познания. Однако, будучи механистическим,
созерцательным и метафизическим по методу
исследования, французский материализм
не смог логически последовательно решить
философские проблемы, выдвинутые всем
ходом развития естествознания и широко
обсуждавшиеся в философии XVIII в.
С задачей критики «метафизики» пыталась
справиться и немецкая классическая философия.
Кант, выступив против рационалистической,
аналитической философии XVII— XVIII вв. и
вместе с тем против основных критиков
этой философии (Д. Юма и механистических
материалистов), хотя и поставил в острой
форме вопрос о возможности науки и об
отличии научных и
«метафизических» утверждений, по существу,
предложил вместо «метафизики вещей»
«метафизику знания» — априористскую
и формалистическую
«трансцендентальную философию».
Гегель противопоставил «отрицательной
метафизике» XVII—XVIII вв. строго научное
знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью
мышления.
Вместе с тем Гегель считал, что диалектика
и есть «положительная», или
«разумная», метафизика. На практике реализация
тезиса о «разумной метафизике» приводила
к философской спекуляции. Из философской
системы
Гегеля (в значительной мере это относится
и к шеллинговской «Философии природы»)
современные ему естествоиспытатели восприняли
не столько содержащуюся в ней ценную
критику рассудочного, метафизического
метода мышления, сколько спекулятивные
результаты, которые не могли быть приняты
наукой. Таким образом, предпринимаемые
в течение двухсот лет западноевропейской
философией попытки создать такую систему,
которая соответствовала бы духу современной
науки, не увенчались успехом.
Первая историческая форма позитивизма.
В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла
философская школа, которая тоже
претендовала на создание «научной философии»
и заявила о решительном
5.09.1857).
Позитивистская философия Конта определенным
образом связана с философией французского
Просвещения XVIII в. Следуя просветителям,
Конт высказал убеждение в способности
науки к бесконечному развитию и в неограниченности
предметной области, к которой применимы
научные методы мышления.
Осуществленная Контом классификация
наук во многих отношениях может рассматриваться
как реализация завета энциклопедистов.
По Конту, науки распределяются согласно
естественной иерархии
(энциклопедический закон): Математика
- астрономия - физика –химия- биология
- социология.
Психологию Конт разделяет на биологию
и социологию; каждая из этих наук предполагает
наличие элементарных фактов предшествующих
наук. Конт ввел термин “социология”;
благодаря - нему социология впервые была
разработана в определеную научную систему.
Основные принципы:
1. от простого к сложному
2. от абстрактного к конкретному
3. временной
Считал, что задача
философии охватывать совокупность
наук, познание наиболее общих законов,
систематизация научных знаний. Нельзя
свести одну науку к другой. Нельзя
вывести все из одного принципа или
закона. Роль философии - минимизировать
число этих законов.
Законы науки: Всякое знание относительно,
так как опыт не завершен.
Социальная концепция: Конт придумал социологию
- наука об обществе.
Человек в процессе своей жизни приспосабливается
к условиям среды.
Социологическая концепция включает три
раздела:
1. Социальная статика.
2. Социальная динамика.
3. Политика.
Социальная статика ( государственные
институты: семья, государство, церковь.
Функции семьи: преодоление природы эгоизма,
воспитание.
Функции государства: порождение общественного
духа.
Идеальная структура правления - соединение
церкви и государства.
Социальная политика. Совмещение государства
с церковью (нетрадиционные религии должны
уйти в сторону). Философы и ученые - позитивные
священники.
Однако позитивизм Конта примыкает не
к последовательно материалистической
ветви французского Просвещения, а к его
агностическому, скептическому направлению.
Это выражается и в подчеркивании подчиненности
всей действительности строгим объективным
законам, и в характере многих из включенных
Контом в «синтетическую философскую
науку» обобщений, которые часто качественно
не отличаются от обобщений частных наук.
А так как бессознательной предпосылкой
естествознания XIX в. был материализм,
то и некоторые обобщения, включенные
в состав позитивистской философии, несли
на себе сильный отпечаток естественнонаучного
материализма. При этом позитивизм отличается
и от философских концепции Тюрго и Даламбера:
то, что у последних находилось па втором
плане, у Конта превращается в ядро философии.
История «тяжбы» философии с наукой показала,
как считает Конт, что всякие попытки «приспособить»
«метафизическую» проблематику к духу
научности заведомо обречены на провал.
В качестве вывода из этой истории
Конт предлагает признать, что наука не
нуждается в какой-либо стоящей над ней
философии, а должна опираться сама на
себя. Но из этого не следует, что для адекватного
познания действительности достаточно
отдельных, частных научных дисциплин.
Существует объективная потребность в
выявлении, раскрытии связи между отдельными
науками, в создании их системы.
За общей наукой, раскрывающей связь отдельных
наук, можно, по мнению
Конта, сохранить название «философия».
Однако эта новая наука не должна иметь
ничего общего с традиционной философией,
так как методы исследования старой и
новой философии принципиально отличаются
друг от друга. Построение
«новой философии» является естественным
продолжением той работы, которая совершается
в специальных науках. Нет никаких ограничений
степени общности формулируемых в них
закономерностей; более или менее общие
из них могут раскрывать сами специальные
науки, а исследованием самых общих занимается
философия, связанная с чисто научными
обобщениями лишь рядом незаметных переходов.
Таким образом, философия сводится к общим
выводам из естественных и общественных
наук.
Не такова, говорит
Конт, традиционная философская «метафизика»,
проблемы которой не только не могут
быть решены научным путем (т. е. на основании
данных опыта и рационального
рассуждения), но не могут быть даже
поставлены, если следовать по пути
конкретно-научного обобщения. Научная
философия, по мнению Конта, не имеет
дела с «метафизическими» проблемами
и поэтому отвергает как
Последовательное развитие этого тезиса
О. Конта ведет к «феноменализму» и это
означало бы не только «изгнание» из науки
причинности, но и отрицание возможности
раскрытия объективных, закономерных
связей, т. о. признание точки зрения субъективного
идеализма Юма. Желая сохранить связь
с современной научной практикой, Конт
делает это ценой явной непоследовательности.
Он сформировал
закон трех последовательных стадий
интеллектуальной эволюции человека:
теологической (до 1300г.), метафизической
(до 1800г.) и позитивной. На первой, теологической
стадии все явления объясняется
на основе религиозных представлений,
вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные
факторы в объяснении природы
сущностями, причинами.
Вторая стадия подготавливает третью
– позитивную, для которой характерно
объединение теории и практики, человек
довольствуется тем, что благодаря наблюдению
и эксперименту выделяет связи явлений
и на основе тех связей, которые оказываются
постоянными, формулирует законы. «Знать,
чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать»-
эти слова являются девизом позитивной
науки.
Так же Конт утверждал: основной метод
науки - феноменологический
(описательное обобщение) заключается
в постановке эксперимента, а затем попытки
обобщить. Закон подчинения воображения
наблюдению. Вся информация из наблюдения,
т. е. должны строиться теоретические конструкции,
которые хоть не сейчас, но потом должны
экспериментально подтверждаться.
В процессе дальнейшего развития позитивизма
все более четко выявлялась его феноменалистическая,
субъективно-идеалистическая тенденция,
роднившая его с юмизмом. Из науки постепенно
выбрасывалась мировоззренческая проблематика
и ослаблялось значение элементов естественнонаучного
материализма. Об этом свидетельствуют
философские учения крупнейших английских
позитивистов XIX в.— Дж. С. Милля и Г. Спенсера,
которые, существенно отличаясь в деталях
от концепции О. Конта, вместе с тем в решении
принципиальных философских вопросов
вплотную примыкали к ней.
Герберт Спенсер, используя в своих «синтетических»
обобщениях открытия естествознания второй
половины 19 в., объективной реальности,
в сущность которой можно проникнуть лишь
посредством религии, а не с помощью науки.
Идея глобального эволюционизма (до Дарвина).
Глобальный эволюционизм - физико-механический
закон: перемещения в пространстве и во
времени идут в определенном направлении
от гомогенного (однородного) состояния
к разнородному, к большей степени сложности,
четкости и выделенности. Задача позитивных
наук - ответить, как устроен этот мир.
На вопрос, почему так? наука не должна
отвечать. Философия становится сводом
установленных, опробованных научных
истин. Философия сводит знания воедино
и знакомит с ними общественность. Стандартная
концепция науки. Наука - постоянное приращение
научного знания. Последующая теория включает
в себя предыдущую как некое предельное
место в новой теории.
Выделил три возможности происхождение
мира:
1. Мир сам по себе.
2. Кто-то создал.
3. Всегда есть и будет.
Но , как он утверждает, все эти три возможности
никуда не годятся: человек не может понять
как все из ничего. Это невозможно, так
как невозможно представить (путает представление
с понятием).
Его утверждения:
Все наши знания ограничены нашим опытом.
Наш опыт имеет дело с тем, что произошло,
а не с тем, что существует.
Наука имеет предел познания. Познаваемые
явления: сходство и не сходство.
Непознаваема конечная причина мира, материя.
Прогресс в обществе связан с прогрессирующим
разделением общественного труда .
Позитивная философия отличается от науки
тем, что она закончена.
Наука - это отдельные категории.
Абстрактное знание - математика. Абстрактно-конкретные:
физика, химия.
Движение по линии наименьшего сопротивления.
Теория эволюции основана на механике
Ньютона.
Эволюционный процесс движения от однородного
к разнородному и от хаоса к порядку от
неопределенности к определенности). В
конечном итоге в системе силы уравновешивают
друг друга.
Эволюционная стадия сменяется стадией
стабилизации. Система подвергается воздействию
других систем ( возмущение ( развивается
деградация, т. к. система замкнутая ( то
цикличность.
Джон Стюарт Милль(20.05.1806-8.05.1873):
Известен своей
системой индуктивной и дедуктивной
логики. Продолжал традиции классического
эмпиризма английских философов, развив
его в позитивизм (в противоположность
религиозно-недогматическому позитивизму
Конта). Согласно его учению, основу своей
философии составляет психология, которая
устанавливает, что реально даны только
соответствующие ощущения и представление
о переходах или будущих возможных ощущениях.
Понятия- это просто (языковые) названия
(терминологические). Он отвергает силлогизм
Аристотеля. Внешний мир в этом смысле-
постоянная возможность сходных ощущений.
Единственным источником познания является
опыт, единственно допустимым приемом
познания- индукция; она же лежит в основе
умозаключения логики и аксиом математики;
она должна устанавливать не причины,
а только законы явлений. Милль различает
науки о природе и науки о духе - психология,
“этология”, наука об обществе- и дает
первую обстоятельную теорию экспериментальной
науки о природе и описательного метода.
1. Четыре метода научной индукции: а) метод
сходства
АВС ( d
BMT ( d
POB ( d
________
B ( d
б) метод различия
ABCM ( d
ABC ( d
________
M ( d в)метод сопутствующих изменений
ABC1 ( d1
ABC2 ( d2
ABC3 ( d3
C ( d г) метод остатков
ABC ( xyz
A ( x
B ( y
________
C ( z
В последнее десятилетие XIX в. позитивизм
в своей первой исторической форме переживает
кризис, который был вызван следующими
обстоятельствами.
Во-первых, прогресс естественнонаучного
знания обесценил многие из тех
«синтетических» обобщений, которые рассматривались
позитивизмом как вечное и неоспоримое
приобретение науки. Естественнонаучный
материализм с элементами механицизма
(особенно сильными у Спенсера), нередко
являвшийся фактической основой обобщения
позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить
науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие
с новыми открытиями в физике и биологии,
которые могли быть осмыслены только с
позиций диалектического материализма.
Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь
коренная ломка понятий в физике на рубеже
XIX—XX вв., а также интенсивное развитие
психологических исследований, поставившее
на повестку дня вопрос о связи этой науки
с другими дисциплинами, изучающими человека
и окружающий его мир (в частности, с физиологией
и физикой),—все это заставило философию
обратиться к изучению эмпирических и
логических основ науки, т. е. тех самых
«предельных» вопросов знания, от исследования
которых всячески отстранялся
О. Конт и многие его последователи.
Наконец, в-третьих, все попытки Конта
и его последователей доказать объективную
обоснованность предлагаемых ими этических
идеалов и системы ценностей в рамках
механистической и метафизической социологии
не могли увенчаться успехом. Оказалось
невозможным включить проблемы ценностей
в сферу научного исследования, вывести
«должное» из «сущего» и при этом сохранить
позитивистский критерий научности.