Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:22, реферат
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии - это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
Введение. 1 
История позитивизма. 1 
Первая историческая форма позитивизма. 2
Введение.
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии - это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
История позитивизма.
Одним из наиболее 
влиятельных направлений 
Понятие “позитивизм” обозначает призыв 
философам отказаться от метафизических 
абстракций, т.к. метафизические объяснения, 
считают позитивисты, теоретически неосуществимыми 
и практически бесполезными, и обратиться 
к исследованию позитивного знания. Отчасти 
позитивизм заключается в антифилософской 
реакции против рационализма, идеализма, 
спиритуализма и обращается в тоже время 
к материализму. Позитивизму противостоит 
интуиционизм (учение об интуиции как 
самом главном и самом надежном источнике 
познания). 
В центре внимания позитивистов неизменно 
находился вопрос о взаимоотношении философии 
и науки. Главный тезис позитивизма состоит 
в том, что все подлинное, положительное 
(«позитивное») знание о действительности 
может быть получено лишь в виде результатов 
отдельных специальных наук или их «синтетического» 
объединения и что философия как особая 
наука, претендующая на содержательное 
исследование особой сферы реальности, 
не имеет права на существование. Вся история 
позитивизма представляет собой в этом 
смысле интереснейший парадокс: на каждом 
новом историческом этапе позитивисты 
ратовали за все более последовательную 
и строгую «ориентацию на науку» и вместе 
с тем на каждом новом этапе они все в большей 
мере утрачивали контакты с действительным 
содержанием развивающейся научной теории.
* *
* 
Для понимания сущности позитивистской 
философии недостаточно просто выделить 
те черты, которые общи различным ее формам, 
необходимо вскрыть внутренние тенденции 
развития позитивизма, выяснить причины 
его возникновения и движущие пружины 
его эволюции. А это, в свою очередь, требует 
учета тех изменений во взаимоотношениях 
науки и философии, которые характерны 
для нового времени. 
Начиная с XVII в. развитие науки поставило 
перед западной философией ряд таких проблем, 
на которые традиционная схоластическая 
мысль не в состоянии была ответить. Специфическая 
особенность выдающихся философов нового 
времени состояла в том, что они рассматривали 
научные методы анализа в качестве идеального 
образца всякой познавательной деятельности, 
в том числе и деятельности по исследованию 
традиционно-философской, или, как ее еще 
называли, «метафизической», проблематики 
1. 
Первый шаг на этом пути был сделан Фр. 
Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли 
дальше и предприняли попытку применить 
научный метод к решению 
«метафизических» проблем. 
Специфическая проблематика западноевропейской 
философии XVII—XVIII вв. возникает как результат 
столкновения двух разных начал: традиционной 
«метафизики» и новой механико-математической 
науки. Резкое противопоставление идеального 
и материального, субъекта и объекта, 
«первичных» и «вторичных» качеств и постановка 
в центр философского исследования таких 
проблем, как взаимодействие идеального 
и материального, отношение «внутреннего» 
мира сознания к «внешнему» миру,—все 
это стало возможным лишь вследствие отождествления 
реально существующего бытия с тем, что 
ухватывается с помощью терминов механико-математического 
естествознания 
(которое в то время было тождественно 
науке вообще), и приписывания всему остальному 
статуса «субъективности». Тесная взаимосвязь 
эксперимента с математически оформленной 
теорией привела к необходимости поставить 
вопрос об отношении эмпирического и рационального 
знания, а в связи с этим — к делению философов 
на эмпириков и рационалистов. 
Д. Юм доводит односторонний эмпиризм 
до логического конца и создает субъективно-идеалистическую, 
феноменалистскую и агностическую философскую 
концепцию, которая не только противостояла 
рационалистической философии 
XVII—XVIII вв., но и решительно порывала с 
современным ей естествознанием 
(Д. Юм отрицал объективно обусловленные 
необходимые связи и низводил причинность 
до субъективно-психологической уверенности). 
Французский материализм вел борьбу с 
рационалистической философией XVII в. во 
имя науки: его приверженцы критиковали 
идеалистические тенденции прежней «метафизики», 
раскрывали ее связь с религией, показывали 
несоответствие ее утверждений результатам 
научного познания. Однако, будучи механистическим, 
созерцательным и метафизическим по методу 
исследования, французский материализм 
не смог логически последовательно решить 
философские проблемы, выдвинутые всем 
ходом развития естествознания и широко 
обсуждавшиеся в философии XVIII в. 
С задачей критики «метафизики» пыталась 
справиться и немецкая классическая философия. 
Кант, выступив против рационалистической, 
аналитической философии XVII— XVIII вв. и 
вместе с тем против основных критиков 
этой философии (Д. Юма и механистических 
материалистов), хотя и поставил в острой 
форме вопрос о возможности науки и об 
отличии научных и 
«метафизических» утверждений, по существу, 
предложил вместо «метафизики вещей» 
«метафизику знания» — априористскую 
и формалистическую 
«трансцендентальную философию». 
Гегель противопоставил «отрицательной 
метафизике» XVII—XVIII вв. строго научное 
знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью 
мышления. 
Вместе с тем Гегель считал, что диалектика 
и есть «положительная», или 
«разумная», метафизика. На практике реализация 
тезиса о «разумной метафизике» приводила 
к философской спекуляции. Из философской 
системы 
Гегеля (в значительной мере это относится 
и к шеллинговской «Философии природы») 
современные ему естествоиспытатели восприняли 
не столько содержащуюся в ней ценную 
критику рассудочного, метафизического 
метода мышления, сколько спекулятивные 
результаты, которые не могли быть приняты 
наукой. Таким образом, предпринимаемые 
в течение двухсот лет западноевропейской 
философией попытки создать такую систему, 
которая соответствовала бы духу современной 
науки, не увенчались успехом.
Первая историческая форма позитивизма.
 
В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла 
философская школа, которая тоже 
претендовала на создание «научной философии» 
и заявила о решительном 
5.09.1857). 
Позитивистская философия Конта определенным 
образом связана с философией французского 
Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, 
Конт высказал убеждение в способности 
науки к бесконечному развитию и в неограниченности 
предметной области, к которой применимы 
научные методы мышления. 
Осуществленная Контом классификация 
наук во многих отношениях может рассматриваться 
как реализация завета энциклопедистов. 
По Конту, науки распределяются согласно 
естественной иерархии 
(энциклопедический закон): Математика 
- астрономия - физика –химия- биология 
- социология. 
Психологию Конт разделяет на биологию 
и социологию; каждая из этих наук предполагает 
наличие элементарных фактов предшествующих 
наук. Конт ввел термин “социология”; 
благодаря - нему социология впервые была 
разработана в определеную научную систему. 
Основные принципы: 
1. от простого к сложному 
2. от абстрактного к конкретному 
3. временной
Считал, что задача 
философии охватывать совокупность 
наук, познание наиболее общих законов, 
систематизация научных знаний. Нельзя 
свести одну науку к другой. Нельзя 
вывести все из одного принципа или 
закона. Роль философии - минимизировать 
число этих законов. 
Законы науки: Всякое знание относительно, 
так как опыт не завершен. 
Социальная концепция: Конт придумал социологию 
- наука об обществе. 
Человек в процессе своей жизни приспосабливается 
к условиям среды. 
Социологическая концепция включает три 
раздела: 
1. Социальная статика. 
2. Социальная динамика. 
3. Политика. 
Социальная статика ( государственные 
институты: семья, государство, церковь. 
Функции семьи: преодоление природы эгоизма, 
воспитание. 
Функции государства: порождение общественного 
духа. 
Идеальная структура правления - соединение 
церкви и государства. 
Социальная политика. Совмещение государства 
с церковью (нетрадиционные религии должны 
уйти в сторону). Философы и ученые - позитивные 
священники. 
Однако позитивизм Конта примыкает не 
к последовательно материалистической 
ветви французского Просвещения, а к его 
агностическому, скептическому направлению. 
Это выражается и в подчеркивании подчиненности 
всей действительности строгим объективным 
законам, и в характере многих из включенных 
Контом в «синтетическую философскую 
науку» обобщений, которые часто качественно 
не отличаются от обобщений частных наук. 
А так как бессознательной предпосылкой 
естествознания XIX в. был материализм, 
то и некоторые обобщения, включенные 
в состав позитивистской философии, несли 
на себе сильный отпечаток естественнонаучного 
материализма. При этом позитивизм отличается 
и от философских концепции Тюрго и Даламбера: 
то, что у последних находилось па втором 
плане, у Конта превращается в ядро философии. 
История «тяжбы» философии с наукой показала, 
как считает Конт, что всякие попытки «приспособить» 
«метафизическую» проблематику к духу 
научности заведомо обречены на провал. 
В качестве вывода из этой истории 
Конт предлагает признать, что наука не 
нуждается в какой-либо стоящей над ней 
философии, а должна опираться сама на 
себя. Но из этого не следует, что для адекватного 
познания действительности достаточно 
отдельных, частных научных дисциплин. 
Существует объективная потребность в 
выявлении, раскрытии связи между отдельными 
науками, в создании их системы. 
За общей наукой, раскрывающей связь отдельных 
наук, можно, по мнению 
Конта, сохранить название «философия». 
Однако эта новая наука не должна иметь 
ничего общего с традиционной философией, 
так как методы исследования старой и 
новой философии принципиально отличаются 
друг от друга. Построение 
«новой философии» является естественным 
продолжением той работы, которая совершается 
в специальных науках. Нет никаких ограничений 
степени общности формулируемых в них 
закономерностей; более или менее общие 
из них могут раскрывать сами специальные 
науки, а исследованием самых общих занимается 
философия, связанная с чисто научными 
обобщениями лишь рядом незаметных переходов. 
Таким образом, философия сводится к общим 
выводам из естественных и общественных 
наук.
Не такова, говорит 
Конт, традиционная философская «метафизика», 
проблемы которой не только не могут 
быть решены научным путем (т. е. на основании 
данных опыта и рационального 
рассуждения), но не могут быть даже 
поставлены, если следовать по пути 
конкретно-научного обобщения. Научная 
философия, по мнению Конта, не имеет 
дела с «метафизическими» проблемами 
и поэтому отвергает как 
Последовательное развитие этого тезиса 
О. Конта ведет к «феноменализму» и это 
означало бы не только «изгнание» из науки 
причинности, но и отрицание возможности 
раскрытия объективных, закономерных 
связей, т. о. признание точки зрения субъективного 
идеализма Юма. Желая сохранить связь 
с современной научной практикой, Конт 
делает это ценой явной непоследовательности.
Он сформировал 
закон трех последовательных стадий 
интеллектуальной эволюции человека: 
теологической (до 1300г.), метафизической 
(до 1800г.) и позитивной. На первой, теологической 
стадии все явления объясняется 
на основе религиозных представлений, 
вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные 
факторы в объяснении природы 
сущностями, причинами. 
Вторая стадия подготавливает третью 
– позитивную, для которой характерно 
объединение теории и практики, человек 
довольствуется тем, что благодаря наблюдению 
и эксперименту выделяет связи явлений 
и на основе тех связей, которые оказываются 
постоянными, формулирует законы. «Знать, 
чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать»- 
эти слова являются девизом позитивной 
науки. 
Так же Конт утверждал: основной метод 
науки - феноменологический 
(описательное обобщение) заключается 
в постановке эксперимента, а затем попытки 
обобщить. Закон подчинения воображения 
наблюдению. Вся информация из наблюдения, 
т. е. должны строиться теоретические конструкции, 
которые хоть не сейчас, но потом должны 
экспериментально подтверждаться. 
В процессе дальнейшего развития позитивизма 
все более четко выявлялась его феноменалистическая, 
субъективно-идеалистическая тенденция, 
роднившая его с юмизмом. Из науки постепенно 
выбрасывалась мировоззренческая проблематика 
и ослаблялось значение элементов естественнонаучного 
материализма. Об этом свидетельствуют 
философские учения крупнейших английских 
позитивистов XIX в.— Дж. С. Милля и Г. Спенсера, 
которые, существенно отличаясь в деталях 
от концепции О. Конта, вместе с тем в решении 
принципиальных философских вопросов 
вплотную примыкали к ней. 
Герберт Спенсер, используя в своих «синтетических» 
обобщениях открытия естествознания второй 
половины 19 в., объективной реальности, 
в сущность которой можно проникнуть лишь 
посредством религии, а не с помощью науки. 
Идея глобального эволюционизма (до Дарвина). 
Глобальный эволюционизм - физико-механический 
закон: перемещения в пространстве и во 
времени идут в определенном направлении 
от гомогенного (однородного) состояния 
к разнородному, к большей степени сложности, 
четкости и выделенности. Задача позитивных 
наук - ответить, как устроен этот мир. 
На вопрос, почему так? наука не должна 
отвечать. Философия становится сводом 
установленных, опробованных научных 
истин. Философия сводит знания воедино 
и знакомит с ними общественность. Стандартная 
концепция науки. Наука - постоянное приращение 
научного знания. Последующая теория включает 
в себя предыдущую как некое предельное 
место в новой теории. 
Выделил три возможности происхождение 
мира: 
1. Мир сам по себе. 
2. Кто-то создал. 
3. Всегда есть и будет. 
Но , как он утверждает, все эти три возможности 
никуда не годятся: человек не может понять 
как все из ничего. Это невозможно, так 
как невозможно представить (путает представление 
с понятием). 
Его утверждения: 
Все наши знания ограничены нашим опытом. 
Наш опыт имеет дело с тем, что произошло, 
а не с тем, что существует. 
Наука имеет предел познания. Познаваемые 
явления: сходство и не сходство. 
Непознаваема конечная причина мира, материя. 
Прогресс в обществе связан с прогрессирующим 
разделением общественного труда . 
Позитивная философия отличается от науки 
тем, что она закончена. 
Наука - это отдельные категории. 
Абстрактное знание - математика. Абстрактно-конкретные: 
физика, химия. 
Движение по линии наименьшего сопротивления. 
Теория эволюции основана на механике 
Ньютона. 
Эволюционный процесс движения от однородного 
к разнородному и от хаоса к порядку от 
неопределенности к определенности). В 
конечном итоге в системе силы уравновешивают 
друг друга. 
Эволюционная стадия сменяется стадией 
стабилизации. Система подвергается воздействию 
других систем ( возмущение ( развивается 
деградация, т. к. система замкнутая ( то 
цикличность.
Джон Стюарт Милль(20.05.1806-8.05.1873):
Известен своей 
системой индуктивной и дедуктивной 
логики. Продолжал традиции классического 
эмпиризма английских философов, развив 
его в позитивизм (в противоположность 
религиозно-недогматическому позитивизму 
Конта). Согласно его учению, основу своей 
философии составляет психология, которая 
устанавливает, что реально даны только 
соответствующие ощущения и представление 
о переходах или будущих возможных ощущениях. 
Понятия- это просто (языковые) названия 
(терминологические). Он отвергает силлогизм 
Аристотеля. Внешний мир в этом смысле- 
постоянная возможность сходных ощущений. 
Единственным источником познания является 
опыт, единственно допустимым приемом 
познания- индукция; она же лежит в основе 
умозаключения логики и аксиом математики; 
она должна устанавливать не причины, 
а только законы явлений. Милль различает 
науки о природе и науки о духе - психология, 
“этология”, наука об обществе- и дает 
первую обстоятельную теорию экспериментальной 
науки о природе и описательного метода. 
1. Четыре метода научной индукции: а) метод 
сходства 
АВС ( d 
BMT ( d 
POB ( d 
________ 
B ( d
б) метод различия 
ABCM ( d 
ABC ( d 
________ 
M ( d в)метод сопутствующих изменений 
ABC1 ( d1 
ABC2 ( d2
ABC3 ( d3
C ( d г) метод остатков 
ABC ( xyz 
A ( x 
B ( y 
________ 
C ( z 
В последнее десятилетие XIX в. позитивизм 
в своей первой исторической форме переживает 
кризис, который был вызван следующими 
обстоятельствами. 
Во-первых, прогресс естественнонаучного 
знания обесценил многие из тех 
«синтетических» обобщений, которые рассматривались 
позитивизмом как вечное и неоспоримое 
приобретение науки. Естественнонаучный 
материализм с элементами механицизма 
(особенно сильными у Спенсера), нередко 
являвшийся фактической основой обобщения 
позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить 
науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие 
с новыми открытиями в физике и биологии, 
которые могли быть осмыслены только с 
позиций диалектического материализма. 
Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь 
коренная ломка понятий в физике на рубеже 
XIX—XX вв., а также интенсивное развитие 
психологических исследований, поставившее 
на повестку дня вопрос о связи этой науки 
с другими дисциплинами, изучающими человека 
и окружающий его мир (в частности, с физиологией 
и физикой),—все это заставило философию 
обратиться к изучению эмпирических и 
логических основ науки, т. е. тех самых 
«предельных» вопросов знания, от исследования 
которых всячески отстранялся 
О. Конт и многие его последователи. 
Наконец, в-третьих, все попытки Конта 
и его последователей доказать объективную 
обоснованность предлагаемых ими этических 
идеалов и системы ценностей в рамках 
механистической и метафизической социологии 
не могли увенчаться успехом. Оказалось 
невозможным включить проблемы ценностей 
в сферу научного исследования, вывести 
«должное» из «сущего» и при этом сохранить 
позитивистский критерий научности.