Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:32, доклад
Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания).
Министерство Образования и Науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Байкальский государственный университет экономики и права
     Иркутский 
торгово-экономический колледж 
 
 
 
 
 
 
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
Позитивизм, 
неопозитивизм, постпозитивизм. 
 
 
 
 
 
Выполнил (а) студент (ка):
Железниченко Яна
Вячеславовна
Группы ТХ-09-2
     Проверил 
преподаватель: 
 
 
 
 
 
 
2012 г.
Позитивизм.
     Одним 
из наиболее влиятельных направлений 
буржуазного философского мышления 
является позитивизм. Как самостоятельное 
течение позитивизм оформился уже в 30-е 
годы XIX в. Понятие “позитивизм” обозначает 
призыв философам отказаться от метафизических 
абстракций, т.к. метафизические объяснения, 
считают позитивисты, теоретически неосуществимыми 
и практически бесполезными, и обратиться 
к исследованию позитивного знания. Позитивизму 
противостоит интуиционизм (учение об 
интуиции как самом главном и самом надежном 
источнике познания). 
     В 
центре внимания позитивистов неизменно 
находился вопрос о взаимоотношении 
философии и науки. Главный тезис позитивизма 
состоит в том, что все подлинное, положительное 
(«позитивное») знание о действительности 
может быть получено лишь в виде результатов 
отдельных специальных наук или их «синтетического» 
объединения и что философия как особая 
наука, претендующая на содержательное 
исследование особой сферы реальности, 
не имеет права на существование. 
     Первая 
историческая форма 
позитивизма. 
     В 
30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла 
философская школа, которая тоже 
претендовала на создание «научной философии» 
и заявила о решительном разрыве с прежней 
философской («метафизической») традицией 
(о «революции в философии»). Этой школой 
и был позитивизм, основанный О. Контом. 
     Конт 
высказал убеждение в способности 
науки к бесконечному развитию и 
в неограниченности предметной области, 
к которой применимы научные методы мышления. 
Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии
(энциклопедический 
закон): Математика - астрономия - физика 
–химия- биология - социология. 
     Психологию 
Конт разделяет на биологию и социологию; 
каждая из этих наук предполагает наличие 
элементарных фактов предшествующих наук. 
Конт ввел термин “социология”; благодаря 
- ему социология впервые была разработана 
в определенную научную систему. 
 
 
Основные принципы:
1. от простого к сложному
2. от абстрактного к конкретному
3. временной 
     Вторая 
историческая форма 
позитивизма. 
     В 
результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской 
ориентации и вместе с тем сохранить основную 
позитивистскую направленность — резкое 
размежевание областей науки и философской 
«метафизики» — возникает вторая историческая 
форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм. 
Эмпириокритицизм (философская система 
“чистого опыта”, критический эмпиризм, 
который стремиться ограничить философию 
изложением данных опыта при полном исключении 
всякой метафизики с целью выработки и 
естественного понятия о мире). Данная 
стадия сохраняет основную установку 
позитивизма на описание позитивного, 
опытного знания. Его представители настаивают 
на необходимости борьбы в науке с засильем 
метафизических подходов, на изъятие из 
науки таких понятий, как “субстанция”, 
“причинность”, “материальное», «идеальное”. 
     На 
стадии махизма позитивизм ставит в 
центр внимания такие проблемы: природа 
познания, опыта, проблема субъекта и 
объекта, характер категорий «вещь», 
«субстанция», природа основных «элементов» 
действительности, взаимоотношение 
физического и психического и т. 
д. 
     Третья 
историческая форма 
позитивизма. 
     «Третья 
историческая форма позитивизма», неопозитивизм, 
возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным 
ядром явился Венский философский 
кружок, который предложил программу 
развития научной философии.  Философия 
неопозитивизма (или логический позитивизм) 
развивается как аналитическая философия, 
которая в свою очередь разрабатывается 
в двух направлениях: логический анализ 
философии и лингвистическая философия. 
Основной принцип неопозитивизма - принцип 
верификации, т.е. сравнение всех положений 
науки с фактами опыта. 
Неопозитивизм.
     Неопозитивизм 
одно из основных направлений буржуазной 
философии 20 в. Неопозитивизм возник и 
развивался как течение, претендующее 
на анализ и решение актуальных философско-методологических 
проблем, выдвинутых развитием современной 
науки, — роли знаково-символических средств 
научного мышления, отношения теоретического 
аппарата и эмпирического базиса науки, 
природы и функции математизации и формализации 
знания и пр. Однако неопозитивизм не дал 
и не мог дать действительного решения 
этих проблем ввиду несостоятельности 
своих исходных философских установок. 
В то же время некоторые представители 
неопозитивизма имеют определённые заслуги 
в разработке современной формальной 
логики, семиотики и специальных вопросов 
методологии науки. 
     Являясь 
современной формой 
  Впервые 
идеи неопозитивизма получили чёткое 
выражение в деятельности так называемого 
Венского кружка, на основе которого сложилось 
течение логического позитивизма. Именно 
здесь были сформулированы основные идеи 
неопозитивистской философии науки, завоевавшие 
в 1930—40-х гг. значительную популярность 
в кругах буржуазной научной интеллигенции 
— сведение философии к логическому анализу 
языка науки, принцип верификации предполагающий, 
что каждое научно осмысленное высказывание 
должно быть доступно эмпирической проверке, 
трактовка логики и математики как формальных 
преобразований в языке науки и т.п. С этих 
позиций критическому анализу подвергалась 
вся классическая философия. 
     Эти 
взгляды составили основу того идейного 
и научно-организационного единства 
неопозитивизма, которое сложилось 
в 1930-х гг. и к которому, помимо логических 
позитивистов, примыкал ряд американских 
представителей философии науки львовско-варшавской 
школы в логике, упсальской школы в Швеции, 
мюнстерской логической группы в Германии 
и т.д. Однако уже в 1950-е гг. достаточно 
ясно обнаружилось, что «революция в философии», 
провозглашенная неопозитивизмом, не 
оправдывает надежд, возлагавшихся на 
неё буржуазными философами. Классические 
проблемы философии, преодоление и снятие 
которых обещал неопозитивизм, воспроизводились 
в новой форме в ходе его собственной эволюции. 
С ослаблением влияния логического позитивизма 
сравнительно большой вес приобретает 
течение английских аналитиков последователей 
Дж. Мура, которые разделяют общую антиметафизическую 
направленность Н., а также его эмпиризм, 
но не придерживаются господствующей 
в Н. исключительной ориентации на философию 
науки и подвергают критике теорию верификации. 
Критика логического позитивизма в 1950—60-х 
гг. ведётся и сторонниками, так называемого 
логического прагматизма в США, также 
обвиняющих логический позитивизм в чрезмерном 
сужении задач философии, сведении её 
только к логике науки. Одновременно с 
развитием этих кризисных явлений внутри 
самого неопозитивизма снижается и авторитет 
неопозитивизма в системе буржуазной 
философии и идеологии в целом. Уход от 
жизненно важных социальных и идеологических 
проблем, обосновываемый концепцией деидеологизации 
философии, чрезмерный академизм, абсолютизация 
логической и языковой проблематики вызывают 
падение популярности неопозитивизма, 
сопровождаемое усилением влияния антипозитивистских 
течений в буржуазной философии. Важную 
роль в развенчивании претензий неопозитивизма 
на роль современной философии науки сыграла 
критика его с позиций марксизма, основной 
вклад в которую был внесён советскими 
философами. Главная тенденция эволюции 
Н. в этих условиях состояла в попытках 
либерализации своей позиции, в отказе 
от широковещательных программ и измельчании 
проблематики. Само понятие неопозитивизм 
начиная с 1950-х годов всё больше вытесняется 
понятием аналитической философии. В области 
философии в 1960—1970-х гг. развивается течение, 
которое, сохраняя определённую связь 
с общими установками неопозитивизма, 
в то же время выступает против неопозитивистского 
понимания задач методологического анализа 
науки.  
     Сторонники 
этого течения, в частности, отвергают 
абсолютизацию методов 
Постпозитивизм.
      После 
разочарования ученых в метафизических 
концепциях натурфилософии в формировавшейся 
как самостоятельное 
Понятие “постпозитивизм” охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму широкую совокупность концепций. Постпозитивизм в настоящее время не отличается большой внутренней однородностью: по многим вопросам существует “внутренняя” полемика. Выражаясь в терминах одного из его виднейших представителей – Томаса Куна, – это философское направление не имеет устоявшейся парадигмы. Условно можно выделить два основных направления: релятивистское и фаллибилистское. Представители первого течения утверждают относительность, условность, ситуативность научного знания уделяют большее значение социальным факторам развития науки, философы второго – строят философские концепции исходя из тезиса о “погрешимости” научного знания, его неустойчивости во времени.
Разумеется, естественна преемственность постпозитивизма с неопозитивизмом в его внимании к рациональным методам познания. Однако, как было сказано, постпозитивизм не ограничивается статикой знания, но видит основное назначение философии науки в исследовании процесса развития, “роста” знания. Общим для этого направления является признание важности мировоззренческих, философских, метафизических основ научных теорий. В противоположность неопозитивистскому антиисторизму, постпозитивизм стремится осуществить синтез логико-методологического и историко-научного методов анализа научного знания. Взамен разработки идеальной модели познания постпозитивизм обращается к его реальной истории, демонстрируя зависимость познавательного процесса от общества и от познающего индивида. Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов.
Информация о работе Позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм