Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:32, доклад
Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания).
Министерство Образования и Науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Байкальский государственный университет экономики и права
Иркутский
торгово-экономический колледж
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
Позитивизм,
неопозитивизм, постпозитивизм.
Выполнил (а) студент (ка):
Железниченко Яна
Вячеславовна
Группы ТХ-09-2
Проверил
преподаватель:
2012 г.
Позитивизм.
Одним
из наиболее влиятельных направлений
буржуазного философского мышления
является позитивизм. Как самостоятельное
течение позитивизм оформился уже в 30-е
годы XIX в. Понятие “позитивизм” обозначает
призыв философам отказаться от метафизических
абстракций, т.к. метафизические объяснения,
считают позитивисты, теоретически неосуществимыми
и практически бесполезными, и обратиться
к исследованию позитивного знания. Позитивизму
противостоит интуиционизм (учение об
интуиции как самом главном и самом надежном
источнике познания).
В
центре внимания позитивистов неизменно
находился вопрос о взаимоотношении
философии и науки. Главный тезис позитивизма
состоит в том, что все подлинное, положительное
(«позитивное») знание о действительности
может быть получено лишь в виде результатов
отдельных специальных наук или их «синтетического»
объединения и что философия как особая
наука, претендующая на содержательное
исследование особой сферы реальности,
не имеет права на существование.
Первая
историческая форма
позитивизма.
В
30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла
философская школа, которая тоже
претендовала на создание «научной философии»
и заявила о решительном разрыве с прежней
философской («метафизической») традицией
(о «революции в философии»). Этой школой
и был позитивизм, основанный О. Контом.
Конт
высказал убеждение в способности
науки к бесконечному развитию и
в неограниченности предметной области,
к которой применимы научные методы мышления.
Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии
(энциклопедический
закон): Математика - астрономия - физика
–химия- биология - социология.
Психологию
Конт разделяет на биологию и социологию;
каждая из этих наук предполагает наличие
элементарных фактов предшествующих наук.
Конт ввел термин “социология”; благодаря
- ему социология впервые была разработана
в определенную научную систему.
Основные принципы:
1. от простого к сложному
2. от абстрактного к конкретному
3. временной
Вторая
историческая форма
позитивизма.
В
результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской
ориентации и вместе с тем сохранить основную
позитивистскую направленность — резкое
размежевание областей науки и философской
«метафизики» — возникает вторая историческая
форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм.
Эмпириокритицизм (философская система
“чистого опыта”, критический эмпиризм,
который стремиться ограничить философию
изложением данных опыта при полном исключении
всякой метафизики с целью выработки и
естественного понятия о мире). Данная
стадия сохраняет основную установку
позитивизма на описание позитивного,
опытного знания. Его представители настаивают
на необходимости борьбы в науке с засильем
метафизических подходов, на изъятие из
науки таких понятий, как “субстанция”,
“причинность”, “материальное», «идеальное”.
На
стадии махизма позитивизм ставит в
центр внимания такие проблемы: природа
познания, опыта, проблема субъекта и
объекта, характер категорий «вещь»,
«субстанция», природа основных «элементов»
действительности, взаимоотношение
физического и психического и т.
д.
Третья
историческая форма
позитивизма.
«Третья
историческая форма позитивизма», неопозитивизм,
возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным
ядром явился Венский философский
кружок, который предложил программу
развития научной философии. Философия
неопозитивизма (или логический позитивизм)
развивается как аналитическая философия,
которая в свою очередь разрабатывается
в двух направлениях: логический анализ
философии и лингвистическая философия.
Основной принцип неопозитивизма - принцип
верификации, т.е. сравнение всех положений
науки с фактами опыта.
Неопозитивизм.
Неопозитивизм
одно из основных направлений буржуазной
философии 20 в. Неопозитивизм возник и
развивался как течение, претендующее
на анализ и решение актуальных философско-методологических
проблем, выдвинутых развитием современной
науки, — роли знаково-символических средств
научного мышления, отношения теоретического
аппарата и эмпирического базиса науки,
природы и функции математизации и формализации
знания и пр. Однако неопозитивизм не дал
и не мог дать действительного решения
этих проблем ввиду несостоятельности
своих исходных философских установок.
В то же время некоторые представители
неопозитивизма имеют определённые заслуги
в разработке современной формальной
логики, семиотики и специальных вопросов
методологии науки.
Являясь
современной формой
Впервые
идеи неопозитивизма получили чёткое
выражение в деятельности так называемого
Венского кружка, на основе которого сложилось
течение логического позитивизма. Именно
здесь были сформулированы основные идеи
неопозитивистской философии науки, завоевавшие
в 1930—40-х гг. значительную популярность
в кругах буржуазной научной интеллигенции
— сведение философии к логическому анализу
языка науки, принцип верификации предполагающий,
что каждое научно осмысленное высказывание
должно быть доступно эмпирической проверке,
трактовка логики и математики как формальных
преобразований в языке науки и т.п. С этих
позиций критическому анализу подвергалась
вся классическая философия.
Эти
взгляды составили основу того идейного
и научно-организационного единства
неопозитивизма, которое сложилось
в 1930-х гг. и к которому, помимо логических
позитивистов, примыкал ряд американских
представителей философии науки львовско-варшавской
школы в логике, упсальской школы в Швеции,
мюнстерской логической группы в Германии
и т.д. Однако уже в 1950-е гг. достаточно
ясно обнаружилось, что «революция в философии»,
провозглашенная неопозитивизмом, не
оправдывает надежд, возлагавшихся на
неё буржуазными философами. Классические
проблемы философии, преодоление и снятие
которых обещал неопозитивизм, воспроизводились
в новой форме в ходе его собственной эволюции.
С ослаблением влияния логического позитивизма
сравнительно большой вес приобретает
течение английских аналитиков последователей
Дж. Мура, которые разделяют общую антиметафизическую
направленность Н., а также его эмпиризм,
но не придерживаются господствующей
в Н. исключительной ориентации на философию
науки и подвергают критике теорию верификации.
Критика логического позитивизма в 1950—60-х
гг. ведётся и сторонниками, так называемого
логического прагматизма в США, также
обвиняющих логический позитивизм в чрезмерном
сужении задач философии, сведении её
только к логике науки. Одновременно с
развитием этих кризисных явлений внутри
самого неопозитивизма снижается и авторитет
неопозитивизма в системе буржуазной
философии и идеологии в целом. Уход от
жизненно важных социальных и идеологических
проблем, обосновываемый концепцией деидеологизации
философии, чрезмерный академизм, абсолютизация
логической и языковой проблематики вызывают
падение популярности неопозитивизма,
сопровождаемое усилением влияния антипозитивистских
течений в буржуазной философии. Важную
роль в развенчивании претензий неопозитивизма
на роль современной философии науки сыграла
критика его с позиций марксизма, основной
вклад в которую был внесён советскими
философами. Главная тенденция эволюции
Н. в этих условиях состояла в попытках
либерализации своей позиции, в отказе
от широковещательных программ и измельчании
проблематики. Само понятие неопозитивизм
начиная с 1950-х годов всё больше вытесняется
понятием аналитической философии. В области
философии в 1960—1970-х гг. развивается течение,
которое, сохраняя определённую связь
с общими установками неопозитивизма,
в то же время выступает против неопозитивистского
понимания задач методологического анализа
науки.
Сторонники
этого течения, в частности, отвергают
абсолютизацию методов
Постпозитивизм.
После
разочарования ученых в метафизических
концепциях натурфилософии в формировавшейся
как самостоятельное
Понятие “постпозитивизм” охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму широкую совокупность концепций. Постпозитивизм в настоящее время не отличается большой внутренней однородностью: по многим вопросам существует “внутренняя” полемика. Выражаясь в терминах одного из его виднейших представителей – Томаса Куна, – это философское направление не имеет устоявшейся парадигмы. Условно можно выделить два основных направления: релятивистское и фаллибилистское. Представители первого течения утверждают относительность, условность, ситуативность научного знания уделяют большее значение социальным факторам развития науки, философы второго – строят философские концепции исходя из тезиса о “погрешимости” научного знания, его неустойчивости во времени.
Разумеется, естественна преемственность постпозитивизма с неопозитивизмом в его внимании к рациональным методам познания. Однако, как было сказано, постпозитивизм не ограничивается статикой знания, но видит основное назначение философии науки в исследовании процесса развития, “роста” знания. Общим для этого направления является признание важности мировоззренческих, философских, метафизических основ научных теорий. В противоположность неопозитивистскому антиисторизму, постпозитивизм стремится осуществить синтез логико-методологического и историко-научного методов анализа научного знания. Взамен разработки идеальной модели познания постпозитивизм обращается к его реальной истории, демонстрируя зависимость познавательного процесса от общества и от познающего индивида. Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов.
Информация о работе Позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм