Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:57, контрольная работа
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.
Понятие субстанцию по Декарту
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.
Будучи Творцом, Бог создал
мир, также состоящий из субстанций.
Сотворенные Богом субстанции также
обладают главным качеством субстанции
– не нуждаются в своем
Центральным понятием
рационалистической метафизики является
понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.
Декарт определяет субстанцию как вещь
(под "вещью" в этот период понимали
не эмпирически данный предмет, не физическую
вещь, а всякое сущее вообще), которая не
нуждается для своего существования ни
в чем, кроме самой себя. Если строго исходить
из этого определения, то субстанцией,
по Декарту, является только бог, а к сотворенному
миру это понятие можно применить лишь
условно, с целью отличить среди сотворенных
вещей те, которые для своего существования
нуждаются "лишь в обычном содействии
бога" ', от тех, которые для этого нуждаются
в содействии других творений, а потому
носят название качеств и атрибутов, а
не субстанций.
Сотворенный мир Декарт делит на два рода
субстанций - духовные и материальные.
Главное определение духовной субстанции
- ее неделимость, важнейший признак материальной
- делимость до бесконечности. Здесь Декарт,
как нетрудно увидеть, воспроизводит античное
понимание духовного и материального
начал, понимание, которое в основном унаследовало
и средневековье. Таким образом, основные
атрибуты субстанций - это мышление и протяжение,
остальные их атрибуты производны от этих
первых: воображение, чувство, желание
- модусы мышления; фигура, положение, движение
- модусы протяжения.
Нематериальная субстанция
имеет в себе, согласно Декарту, идеи,
которые присущи ей изначально, а не приобретены
в опыте, а потому в XVII веке их называли
врожденными. В учении о врожденных идеях
по-новому было развито платоновское положение
, об истинном знании как припоминании
того, что запечатлелось в душе" когда
она пребывала в мире идей. К врожденным
Декарт относил идею бога как существа
всесовершенного, затем - идеи чисел и
фигур, а также некоторые общие понятия,
как, например, известную аксиому: "если
к равным величинам прибавить равные,
то получаемые при этом итоги будут равны
между собой", или положение "из ничего
ничего не происходит"