Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 00:45, реферат

Краткое описание

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира 5
Глава 2. Структура мировоззрения 8
Глава 3. Типология мировоззрения 9
3.1. Особенности мифологического мировоззрения 11
3.2. Особенности религиозного мировоззрения 13
3.3. Основные особенности философского мировоззрения 15
Заключение 16
Литература 17

Файлы: 1 файл

Мировоззрение.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

     Следует сказать, что по другим основаниям можно  выделять и другие типы мировоззрения.

     Рассмотрим  три типа мировоззрения более  подробно.

 

3.1. Особенности мифологического мировоззрения

    Мифологическим  мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем  такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

    Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.5

     Миф - это наиболее простой творческий способ преодоления незнания путем  прямого моделирования в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей. Огромное подспорье при мифологизации обыденного мировоззрения играет потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу уже упоминавшейся необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, да к тому же при преобладании условных связей над безусловными.

    Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

 

3.2. Особенности религиозного мировоззрения

     Мифологическое  сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение  более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.

     Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме  теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное.6

     Религиозное мировоззрение уже различает  естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная  картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.

     Вера  в эту внешнюю сверхсилу и  является основой религиозности. Религиозная  философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной  сверхсилы, способной по своему произволу  манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия,  и теология, обосновывают и доказывают  теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы – Бога. 

     Религиозное мировоззрение и религиозная  философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея.  Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

 

3.3. Основные  особенности философского  мировоззрения

     Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

     Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким  исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.

     Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

     Основные  черты философского мировоззрения:

  • концептуальная обоснованность;
  • систематичность;
  • универсальность;
  • критичность.

     Несмотря  на свою максимальную критичность и  научность, философия чрезвычайно  близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она  выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

 

Заключение

     Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую  ориентацию человека.

     Мировоззрение – это не только содержание, но и  способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.

     Все типы мировоззрения выявляют некоторое  единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний.

     Мировоззрение имеет огромный практический жизненный  смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

 

Литература

  1. Васильева Т.С. Основы философии. – Пермь, 1991.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград, 1996.
  3. Краткая философская энциклопедия. – Москва, 1994.
  4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – Москва, 1991.
  5. Несмеенов Е. Е.  «Основы философии в вопросах и ответах», Москва, 1997.
  6. Спиркин А.Г. Основы философии. – Москва, 1998.
  7. Философский энциклопедический словарь. – Москва, 1999.

Информация о работе Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения