Понятие как форма мышления. виды понятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:16, контрольная работа

Краткое описание

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в.
до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322
гг. до н. э.)
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих
мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство

Оглавление

1. Введение.
2. Общая характеристика понятий.
2.1 Логические приёмы образования понятий.
2.2 Понятие и слово.
3. Содержание и объём понятий.
3.1 Логика содержания.
4. Виды понятий.
5. Отношение между понятиями.
5.1 Совместимые понятия.
5.2 Несовместимые понятия.
6. Обобщение и ограничение понятий.
7. Определение понятий.
7.1 Виды определения.
7.2 Правила определения.
8. Деление понятий.
8.1 Сущность деления.
8.2 Виды деления.
8.3 Классификация.
8.4 Операции с классами.

Файлы: 1 файл

понятие как форма мышления. виды понятий.docx

— 72.27 Кб (Скачать)

контексте).

Отсюда следует, что должна существовать и логика содержания, которая

сосредоточивалась бы на интенсиональной стороне мышления, на содержании

понятий и суждений и на взаимодействии этих содержаний. Логика содержания

должна идти в русле  теории познания, выяснять, как внешний  мир правильно

отражается в мышлении,

     Пустые объемы.

Иногда говорят, что объемы тех или иных понятий являются пустыми. Объем

(класс), согласно распространенной  точке зрения, может быть пустым в двух

случаях:

- когда предметы, отраженные  в понятии, противоречат физической  возможности.

Это либо вещи вроде вечного  двигателя, либо порождения фантазии (кентавры,

русалки и т. п.).

- когда речь идет о  само противоречивых понятий.  И те, и другие понятия,

говорят, имеют свое содержание, но объемы их пусты. Эти понятия называют еще 

ложными.

     Онтологическая  модальность понятий.

Существует понятие модальности. Модальность - способ существования

какого-либо объекта или  протекания какого-либо процесса (онтологическая

модальность) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении  или событии

(гносеологическая или  логическая модальность).

     Логическое существование — это существование вообще, в самом широком

смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве чего.

     Эти виды существования перекрещиваются, и мы можем наметить основные

виды (классы) существования вещей:

     • чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощущаются и которые

физически реальны. Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце,

облака, деревья, другие люди и т. д.

     • чувственно-субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии, мечты,

образы и т.п.;

     • скрыто-объективное - это то, что есть физически, но что не дано нам в

ощущениях непосредственно, прежде всего, физический и биологический микромир,

иные планеты и космические  миры;

     • скрыто-субъективное - это то, что называют бессознательным содержанием

нашей психики, различные  комплексы и установки.

Объем того или иного понятия  существует лишь в каком-то из этих четырех

классов. Будучи перенесенным, не в свой класс, он оказывается пустым, т. е.

его элементы лишаются такого признака, как существование.

     Сделаем вывод — абсолютно пустых объемов нет. Пустота объема относительна.

Тот или иной объем  может быть пустым, лишь с точки  зрения принимающей

какой-либо класс  существования за единственный и  игнорирующий все остальные.

4.      Виды понятий.

Понятия принято делить на следующие виды:

     a)     Понятия единичные и общие:

В зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество  элементов.

Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным

(например, «Москва», «Л.Н.  Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором

мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица»,

«писатель», «федерация»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими.

Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем

элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в  принципе).

Общее понятие, относящееся  к неопределенному числу элементов, называется не

регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в

них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего.

Не регистрирующие понятия  имеют бесконечный объем.

     b)      Понятия собирательные и не собирательные.

Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов,

составляющих единое целое, называются собирательными. Например,

«коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия  нельзя

отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко

всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими

(коллектив, созвездие)  и единичными (коллектив нашего  института, созвездие

Большой Медведицы).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому  его элементу,

называется не собирательным.

Если высказывание относится  к каждому элементу класса, то такое  употребление

понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем

элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности,

то такое употребление понятия называется собирательным.

     c)     Понятия конкретные и абстрактные.

В зависимости оттого, что  они отражают: предмет (класс предметов) или его

признак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто

самостоятельно существующее, называется конкретным.

Понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами,

называется абстрактным.

Различие между конкретными  и абстрактными понятиями основано на различии

между предметом, который  мыслится как целое, и свойством  предмета,

отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования

определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные

объекты мысли.

Не следует смешивать  конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими.

Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие

посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).

     d)     Понятия положительные и отрицательные.

В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие

предмету, или свойства, отсутствующие  у него.

Понятия, содержание которых  составляют свойства, присущие предмету, называются

положительными.

Понятия, в содержании которых  указывается на отсутствие у предмета определенных

свойств, называются отрицательными. Так,  понятия:  грамотный и

порядок,  являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок -

отрицательными.

     e)     Понятия безотносительные и соотносительные.

В зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или

в отношении с другими  предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их

отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы

понятия  студент,  государство.

     Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение

одного понятия к другому  понятию. Например:  родители  (по отношению к понятию

дети) или  начальник (подчиненный).

     Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему

логическую характеристику.   Логическая  характеристика понятий  помогает

уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления

понятий в процессе рассуждения.   

5.      Отношения  между понятиями

Рассматривая отношения  между понятиями, следует, прежде всего, различать

понятия сравнимые и несравнимые.

     Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие

эти понятия сравнивать друг с другом  (например: пресса и телевидение  —

сравнимые понятия, они имеют  общие признаки, характеризующие  средства массовой

информации).

     Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и

сравнивать эти понятия  невозможно (например:  квадрат  и  общественное

порицание).

Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям

действительности и не имеют признаков, на основании которых  их можно было бы

сравнивать друг с другом.

Сравнимые понятия делятся  на совместимые и несовместимые.

                         5.1  Совместимые понятия                        

Понятия, объемы которых  полностью или частично совпадают, называются

совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих

совпадение их объемов.

     Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем

(кругов  Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его

точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно

представить отношение  между различными понятиями, лучше  понять и усвоить эти

отношения.

Существуют три вида отношений  совместимости:

     a)     равнозначные

В отношении равнозначности находятся понятия, в которых  мыслится один и тот

же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание

различно). В отношении  равнозначности находятся, например, понятия

“геометрическая фигура с  тремя равными углами”  и  “геометрическая  фигура с

тремя равными сторонами  “. Эти понятия отражают один предмет  мысли:

равноугольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают,

однако содержание различно, поскольку каждое из них  содержит разные признаки

треугольника.

Так, отношение между двумя  равнообъемными понятиями должно быть изображено в

виде двух полностью совпадающих  кругов  А  и В на рис. 1

     b)   пересечение (перекрещивание)

В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из

которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те

юристы, которые являются преподавателями, а в не совместившейся части круга А

- юристы, не являющиеся  преподавателями, в не совместившейся части круга В —

преподаватели, не являющиеся юристами.

В отношении пересечения  находятся понятия юрист (А) и  преподаватель (В):

некоторые юристы являются преподавателями (как некоторые преподаватели -

юристами). С помощью круговых схем это отношение изображается в виде двух

пересекающихся кругов на рис. 2

рис. 1                                             рис. 2

     с)   подчинение (субординация).

В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из

которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия  суд  (А) и  городской  суд  (В).

Объем первого понятия  шире объема второго понятия, кроме  городских существуют и

другие виды судов —  краевые, областные, районные и т.д. Понятие «городской

суд» полностью входит в объем понятия  суд на  рис. 3

Понятие, имеющее больший  объем и включающее объем другого  понятия, называется

подчиняющим (А), понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема

другого понятия - подчиненным (В).

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие

называется родом, подчиненное - видом. Так, понятие «городской

суд» будет видом по отношению к понятию «суд».

Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и

родом (по отношению к  понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы

на определенный срок» (В) — это род по отношению к  понятию «лишение свободы на

пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к  понятию «уголовное наказание»

(А). Отношение между тремя  подчиненными друг другу понятиями  изображено на

рис. 4

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное)

понятия, то общее (подчиняющее), понятие является видом, а единичное

(подчиненное) является  индивидом. В таком отношении будут,

находится, например, понятия  «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».

     рис. 3                                              рис. 4

     Отношения «род» — «вид» — «индивид» широко используются в логических

операциях с понятиями — в обобщении, ограничении, определении и делении.

                        5.2  Несовместимые понятия                       

Понятия, объемы которых  не совпадают ни полностью, ни частично, называются

несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их

объемов.

Существуют три вида отношений  несовместимости:

     a)  соподчинение 

В отношении соподчинения находятся два или больше неперекрещивающихся  понятий,

подчиненных общему для них  понятию. Например: «областной суд» (В), «городской

суд» (С), «суд» (А). Понятия, находящиеся  в отношении подчинения к общему для

них понятию, называются соподчиненными.

В круговых схемах это отношение  изображено на рис. 5

     b)  противоположность

В отношении противоположности  находятся понятия, одно из которых  содержит

некоторые признаки, а другое — признаки, не совместимые с ними. Объемы двух

противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для

них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены.

Таковы,  например,  отношения  между понятиями черный и белый, отличник и

неуспевающий рис. 6. Пунктиром изображено родовое понятие государство,

так как оно не дано, но может быть образовано.

Понятие В содержит признаки, не совместимые с признаками понятия А. Объемы

этих понятий не исчерпывают  в своей сумме всего объема родового понятия

государство: существуют и  другие межгосударственные отношения.

     c)   противоречие

В отношении противоречия  находятся понятия, одно из которых  содержит

некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Информация о работе Понятие как форма мышления. виды понятий