Понятие бессознательного З.Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:09, реферат

Краткое описание

Ни одно направление не приобрело столь громкую извест¬ность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи вли¬яли на искусство, литературу, медицину и другие области на¬уки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени его основателя Зигмунда Фрейда. Опира¬ясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сфор¬мировалось целое психологическое направление «психоанализ».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие бессознательного З.Фрейда…………………………………….4
2. Структура личности человека по Зигмунду Фрейду…………………....6
Заключение………………………………………………………………..….9
Список использованных источников……………………………………....10

Файлы: 1 файл

контрольная Фрейдизм.doc

— 66.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1. Понятие бессознательного З.Фрейда…………………………………….4

2. Структура личности человека по Зигмунду Фрейду…………………....6

Заключение………………………………………………………………..….9

Список использованных источников……………………………………....10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Определим актуальность темы. Ни одно направление не приобрело столь громкую извест­ность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи вли­яли на искусство, литературу, медицину и другие области на­уки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени его основателя Зигмунда Фрейда. Опира­ясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сфор­мировалось целое психологическое направление «психоанализ».

Теория психоанализа Фрейда представляла собой качест­венный скачок в развитии психологии, психиатрии и невроло­гии, открывала новые горизонты для философии, социологии, истории, религиоведения, юриспруденции и, наконец, давала оригинальный угол зрения для интерпретации всей мировой культуры. Заслуга Фрейда состоит в том, что ему удалось показать роль бессознательного в психике человека, рассмот­реть основные зависимости сознания и бессознательного.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Фрейдовское психоаналитическое видение человека дало новый поворот в философском осмыслении бытия человека в мире. Свертывание человеческой проблематики вовнутрь личности, акцентирование внимания на тех аспектах жизни, которые обнаруживаются по ту сторону сознания, интерпретация человеческого существования с точки зрения внутриличностных конфликтов и коллизий - все это обеспечивало значимость фрейдовской концепции для западноевропейского мировоззрения.

1. Понятие бессознательного З.Фрейда

Согласно топографической модели личностной организации, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал  «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Его следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, определенное содержание которого осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического[1].

Самая глубокая и значимая область человеческого разума — это бессознательное, представляющая собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

В отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить.

Бессознательное начало так или иначе представлено практи­чески во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека: бессознательные ощущения (равновесия, мышечные ощущения),  неосознаваемые зрительные и слуховые ощу­щения.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, кото­рая управляет мышлением, воображением, вниманием, опреде­ляя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознатель­ными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неу­довлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Бессознательные явления вместе с предсознательными уп­равляют поведением. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практиче­ски беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психи­ческой регуляции поведения постоянно присутствует и функ­ционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществ­ляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведени­ем участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Основной причиной этого является тот факт, что су­ществуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессозна­тельные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем созна­ние - восприятие, память, мышление, установки. Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного -  двигатель­ные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами). Третий тип бессознательных явлений те, о которых гово­рит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся лич­ностного бессознательного. Это — желания, мысли, намере­ния, потребности, вытесненные из сферы человеческого созна­ния под влиянием цензуры. Пер­вый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из храни­лищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бес­сознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным про­цессам и возникает при столкновении разнонаправленных, кон­фликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.

 

2. Структура личности человека по Зигмунду Фрейду

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок. При этом необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного, которая служит источником всех психических сил и энергий личности. Эта система получила обозначение "Оно".

По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю стихию психических процессов, "кипящий котел" инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы — комплексы [2].

Решающую роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe) - психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, которые подразделяются на две группы: влечения "Я", цель которых — самосохранение индивида; сексуальные влечения (libido), цель которых — продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

Таким образом, Фрейд подходит к обоснованию второй области психической структуры личности — "Идеал-Я" или "Cвepx-Я", формирущаяся под влиянием социальной среды и запретов. Она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения "добра" и "зла".

Образование "Сверх-Я" Фрейд связывает с особым психическим механизмом — идентификацией (отождествлением).

В качестве третьего пласта психической структуры личности Фрейд называет "предсознательное" - "Я". Оно находится между "Сверх-Я" и "Оно" (бессознательным). Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни — принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями "Оно".

Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и "Сверх-Я", психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание "принципом реальности" психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного.

По своему содержанию предсознательное включает в себя, прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности может быть изображена в виде схемы.

Схема наглядно показывает, что бессознательное ("Оно") может взаимодействовать одновременно с двумя системами — "Сверх-Я" и "Я" и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и подсознательном уровнях [3].

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если "Я" будет неспособно восстановить между ними равновесие.

Заключение

Психоанализ открыл бессознательное, специально его изу­чал и широко толковал философски. Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма.

Под психоанализом (термин введен Фрейдом) понимается, во-первых, метод психологического исследования бессозна­тельных психических процессов, во-вторых, метод лечения невротических заболеваний и, в-третьих, психологическая теория о строении и функционировании психического аппара­та человека. Психика индивида представляет собой динами­ческую систему, основным содержанием которой является конфликт сознания с бессознательными влечениями.

Фрейд открыл такие глубины человечес­кой сущности, о которых не подозревала наука о челове­ке XIX века.

Объектом изучения 3. Фрейда является цельная человеческая личность. Личность рассматривается как продукт биологической эволюции в тесной зависимости от общественно-культурной среды.

В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Ид - инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго  -  рациональная часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Суперэго - моральная сторона развития личности.

Наряду с учеными, развивающими идеи Фрейда, появились мыслители, которые попытались модифицировать его идеи, соединить их с другими концепциями. Именно это направление дало наиболее интересные результаты и привело к образованию самостоятель­ных школ и направлений.

Список использованных источников:

1. Гусев Д.А. Философия / Д.А. Гусев – М.: Менеджер, 1998 г. – 398 с.

2. Демидов И.В., Каверин Б.И. Философия / И.В. Демидов – М.: Юриспруденция, 2001 г. – 252 с.

3. Ермакова Е. Е. Философия / Е. Е. Ермакова – М.: Высшая школа, 1999 г. – 388 с.

4. Ильин В.В. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов / В.В. Ильин – СПб: Питер, 2004 г. – 466с.

5. Калашников В.Л. Философия: Курс лекций / В.Л. Калашников – М. : Владос, 2003 г. – 487 с.

6 . Кальной И.И. Философия / И.И. Кальной – М.: Пресс, 2002 г. –488 с.

Информация о работе Понятие бессознательного З.Фрейда