Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:09, реферат
Целью работы является изучение основных положений эмпирической школы.
Задачи данной работы:
Рассмотреть основные школы управления;
Изучить основные положения эмпирической школы;
Рассмотреть концепцию целевого подхода.
Фридрих Ницше родился 15 октября
1844 года в Саксонии. Отец и дед его были
пасторами. Рано проявивший необычайную
одаренность в поэзии и музыке, филолог
по образованию, в 25 лет он получил место
профессора филологии в университете
Базеля. Его считали надеждой немецкой филологии. Великий
Рихард Вагнер был его другом, хотя между
ними было 30 лет разницы. Его книги великолепны
с точки зрения языка, увлекательны для
чтения и полны потрясающих по новизне
идей. И, тем не менее, практически все
они были встречены в штыки, как критикой,
так и читающей публикой, прижизненная
слава Ницше носила скандальный характер.
Очевидно, дело было именно в его идеях.
Слово сверхчеловек для обозначения типа
самой высокой удачности, в противоположность
"современным" людям "добрым"
людям – почти всюду понято в полной невинности
как идеалистический тип высшей породы
людей, как полусвятой, как полугений…
Центральное понятие своего учения сам
Ницше определяет следующим образом: «это
люди, которые проявляют себя по отношению
друг к другу столь снисходительными,
сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными,
но по отношению к "добрым" людям
- они немногим лучше необузданных хищных
зверей». Добрые здесь не значит хорошие.
Добрые - это бездумно, а значит бессмысленно
верующие; те кто не могут созидать и никогда
не говорят правды. Добрые – это те кто
были и будут всегда начало конца…
Сверхчеловек - это новый культ, но уже
всех личностей, далеко выходящий за рамки
тоталитарного культа личности обычных
людей. Сверхчеловек - это высший биологический
тип, который относится к человеку. Но
этот тип нужно вырастить, а для этого
Ницше не дает каких-либо специальных
рецептов, т.е. он выступает лишь как пророк
- предвещающий приход нового времени.
Обычные люди - это исходный материал,
почва для созревания Сверхчеловека. "Господство"
Ницше определял: не как политическую
или юридическую и, тем более, не экономическую
власть над людьми. Его "господство"
относится к сфере духа - это власть в силу
выдающихся духовных качеств, которыми
обладающая ими личность щедро и бескорыстно
одаривает других. Ницше писал о двух
типах одной морали, существующих даже
- в одном и том же человеке, в одной душе.
Различия этих типов определяются различием
моральных ценностей. Для морали "хозяев"
характерна высокая степень самоуважения,
возвышенное, гордое состояние души, ради
которого можно пожертвовать и богатством,
и самой жизнью. Мораль "рабов", напротив,
есть мораль полезности. Малодушный, мелочный,
унижающийся человек, с покорностью выносящий
дурное обхождение ради своей выгоды -
вот представитель морали "рабов",
на какой бы высокой ступени социальной
лестницы он ни находился. "Рабская"
мораль жаждет мелкого счастья и наслаждения;
строгость и суровость по отношению к
самому себе - основа морали "хозяев". «Человек
имеет цель внутри себя; цель его - жизнь».
Эта идея абсолютной ценности человеческой
жизни по существу явилась тем лозунгом,
который объединяет все творчество Ницше.
С этим лозунгом связан и ницшеанский
идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал,
по замыслу Ницше может быть реализован
лишь при условии, если человечество возвратится
к истокам своей истории, когда бал жизни
будут править люди высшей расы – "хозяева",
люди, представляющие собой "совершенство"
прежде всего в биологическом отношении.
Они не будут отягощены ни бытовыми, ни
социальными, ни религиозными ограничениями
и предрассудками и потому будут абсолютно
свободны. Биологически обусловленным,
считает Ницше, является все, что в человеческом
общежитии считается добром, что составляет
для людей ценность, включая и ценность
моральную. Соответственно, нет и быть
не может объективно обусловленной морали.
Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей
мере соответствует требованиям его жизни:
мораль одного оправдывает все, к чему
он стремится; мораль другого делает его
умиротворенным; мораль третьего призывает
к мщению врагам и т. д. Люди даже могут
не осознавать, каков на самом деле источник
их моральных убеждений и представлений,
но это не меняет дела. Всякий имеет тот
тип морали, который больше всего соответствует
его природе. Наиболее существенное различие
между людьми, по мнению Ницше, состоит
в том, что некоторые из них слабы от природы,
другие же – сильны, опять-таки по природе.
Соответственно различается и их мораль.
Сильные ("хозяева") - ценят личное
достоинство, решительность, настойчивость,
самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую
энергию в достижении поставленной цели.
Слабые ("рабы") - ценят то, что в большей
мере обусловлено их слабостью - сострадательность,
мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность
и т.п. Кроме всего прочего, существующая
мораль, считает Ницше, базируется на ложной
психологии, а это значит, она не почитает
и не может почитать природных инстинктов,
обрекая тем самым людей на следование
принципам, несовместимым с их природой.
Она говорит об альтруистических поступках,
свободе воли, моральном порядке, но на
деле ничего подобного нет и быть не может.
Есть только ложь, но наибольший вред существующей
морали состоит в том, что она культивирует
"посредственность" и тем самым разрушает
единственную ценность - жизнь.
Главная
заслуга Ницше в том, что он предпринял
и осуществил переоценку всех ценностей:
«все то, что обычно признается ценным,
на самом деле не имеет ничего общего с
подлинной ценностью; нужно все поставить
на свои места: истинные ценности - на место
ценностей мнимых». В этой переоценке
ценностей, по существу составляющей основу
философии Ницше, он встал «по ту сторону
добра и зла». Обычная мораль, сколько
бы ни была она развитой и сложной, всегда
заключена в рамки, противоположные стороны
которой составляют представление о добре
и зле. Их пределами исчерпываются все
формы существующих моральных отношений.
Что касается Ницше, то согласно его мнению
мораль, ограниченная этими рамками, есть
ложь. Подлинно духовный человек должен
строить всю свою жизнь в пространстве,
границ у которого нет, а не между добром
и злом существующей морали. Именно в этом
контексте Ницше называет себя первым
имморалистом. Провозглашенная Ницше
мораль своим фундаментом имеет жизнь
как первую и абсолютную ценность. Соответственно
ее движущий механизм включает не только
размышление и осмысление, сколько инстинктивные
реакции. Инстинкты этого рода в наибольшей
мере развиты у Сверхчеловека - созданного
философией Ницше идеала человека. Его
еще нет в реальности. Залогом его появления
служат те единицы, вроде самого Ницше,
которые живут жизнью предвестников.