Плотин и философия неоплатонизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:21, доклад

Краткое описание

Неоплатонизм — это обширное философское направление конца античного мира (III—VI вв. н. э.), основным содержанием которого являлось учение Платона и Аристотеля.

Файлы: 1 файл

___.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

ПЛОТИН  И ФИЛОСОФИЯ НЕОПЛАТОНИЗМА 

 

Неоплатонизм  — это обширное философское направление конца античного мира (III—VI вв. н. э.), основным содержанием которого являлось учение Платона и Аристотеля. Основателем этой наиболее влиятельной школы поздней античной философии обычно называют Плотина (204/5— 270 гг. н. э.), реже — его учителя Аммония Саккоса (175— 242 гг.).

Направленность  школы неоплатонизма заключалась в стремлении подняться над происходящим на «подмостках» мира сего, оставить земную суету, уйти в себя, чтобы путем интеллектуального самососредоточения созерцать божественное и наконец соединиться с ним.

Таким образом, Плотин переосмысливает тысячелетнее наследие античной философии. Он придает ей отчетливую мистическую направленность.

 

Система неоплатонизма. Свою систему неоплатоники излагали и дедуктивно, начиная от высших принципов, и индуктивно — с низших. Я считаю, что для лучшего понимания данной системы стоит использовать два подхода.

 

 Начнем с индуктивного метода. Индуктивный метод (Космос — Мировая Душа — Мировой Ум — Единое). Одна из отличительных и важнейших характеристик физического мира заключается в движении. Движение одной вещи зависит от воздействия на нее другой вещи и т. д.

Движения в  космосе далеко не всегда беспорядочны, но и закономерны, даже, по мысли Аристотеля, целесообразны. Без закономерности, целесообразности космос не был бы единым, целым миром.

Закономерность, целесообразность, смысл движениям Мировой Души сообщает Мировой Ум. Ум, или Дух, как полагал еще Аристотель, — это внеличностное начало, содержащее в себе весь платоновский мир идей. Мировой Ум выше космоса и Мировой Души и является принципом их всеобщего осмысления, устройства и закономерного протекания.

Это сумма всех тех идей и закономерностей, по которым развертывается вся жизнь космоса. Как форма форм и идея идей, сообщающая всему благо, меру, порядок и определенность, Ум является чистой красотой и жизнью.

Неоплатоники  приводят множество доводов, отрицающих такую возможность того, что Мировой Ум может являться первопричиной сущего. Согласно одному из них, Ум — это раздельное мышление, а всякое мышление, как известно, это различение, оно расчленяет свой предмет.

Но если бы мышление не объединяло, не синтезировало анализируемое, то предмет такого мышления распался бы на множество дискретных, отдельных частей и перестал бы существовать. Следовательно, само мышление требует такого принципа, который вносил бы во все расчленяемое также и целостность.

Поэтому последним  и основным принципом философской системы неоплатонизма является сверхмыслимое Единое. Плотин указывал, что без единства ничто не может существовать. Ибо нет ни войска, если оно не будет единым, ни дома, ни корабля, не являющих собой единое. Единое является основанием единства любого сущего. Заметим, что, задавая вопрос о предельных началах метафизики, Плотин не имеет предшественников.

Единое у  него — это самопроизводящее, самотворящее, вечно порождающее начало, которое является причиной самого себя и существует в себе и для себя, но в то же время Единое лежит в основе всего. Давая всему существование, оно выше бытия. В силу этого мы не можем никак его помыслить, познать и охарактеризовать.

Итак, структура  бытия, по учению неоплатоников, определяется иерархией четырех принципов  их философской системы. В восходящем порядке это будут космос, Душа, Ум и сверхбытийное Единое.

 

Как же происходит рождение из Единого всего множества вещей? Почему Единое, будучи самодостаточным, не остается в себе? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо прибегнуть к объяснению, исходя от высших принципов к низшим.

Дедуктивный метод (Единое — Ум — Душа — Космос). Творческая активность Единого так велика, что из него, преисполненного Благом, Благо вечно эманирует, то есть проистекает, изливается. Но Единое от этого нисколько не убывает. Оно есть абсолютная полнота. Эманацию Единого Плотин сравнивал с факелом, от которого исходит свет, с огнем, отдающим тепло, древом жизни, корни которого питают все, и др.

Сначала Единое, будучи абсолютной неразличимостью, эманирует в Ум, являющийся единством всего мыслимого и мыслящего. Мировой Ум — это деградация Единого, так как он является единством многого, а не абсолютным единством. Но Ум еще переполнен благом и изливается в Душу, в которой единства и блага еще меньше.

В свою очередь, Мировая Душа производит изменчивый, чувственный  мир — общекосмическое тело (или природу, космос). Отдельные души людей, планет и других тел — это части единой Мировой Души, отдельные умы, их мысли и идеи являются моментами единого надмирового Ума.

 

 

Материя у Плотина — зло. Но зло это не является противоположностью добра. Это не сила, противостоящая Благу, а, так сказать, его низшая ступень. Это всего лишь недостаточность Блага, лишенность добра и единства. Поэтому у последующих неоплатоников негативное понимание материи исчезает. Согласно философии неоплатонизма, добро может существовать само по себе, а зло без добра не может. Зло паразитирует на добре. Зло — слабость, недостаточность силы, могущества.

 

Природа человека, его путь к счастью и  свободе.

Чтобы вернуться к своему истинному Благу, человек должен осознать, какова его истинная сущность, что такое наше подлинное «Я».

 Для этого душа должна, во-первых, встать на путь воздержания,  в результате которых наше  индивидуальное «я» осознает  себя как душу, отличную от  тела. Самоконтроль над иррациональными порывами тела и высокоморальная жизнь ясно дадут понять человеку, что его чувствами и поведением управляет ум. Поэтому необходимо отдать все силы, чтобы сосредоточиться на уме, встать на его путь. На этом этапе восхождения человек начинает понимать, что его ум, все идеи и закономерности индивидуального мышления коренятся в Уме Мировом. Тогда рождается осознание, что наше подлинное «Я» — это Ум.  

Затем, в результате непрестанных интеллектуальных усилий, направленных на осмысление оснований истинного бытия, рождается понимание того, что ни Ум, ни истина, ни все бытие, вместе взятые, не являются самодостаточными и что они указывают на нечто несравненно более высокое, от чего сами полностью зависят и обретают свое существование.

Тогда, по образному выражению Плотина, Мировой Ум, как волна, вздымаясь, внезапно возносит нас к видению новой, настоящей реальности. Эта наивысшая, подлинная реальность, являющаяся основанием всего бытия, и есть сверхразумное, Единое-Благо. Святое возбуждение и объединение души, вырвавшейся из цепей рациональной необходимости к свету свободы, именуемой Абсолютом, Единым, Благом, называлось неоплатониками экстазом.

В сверхразумном экстазе  душа человека сливается с первопричиной и становится поэтому абсолютно свободной, становится Богом.

Поскольку же эманация в неоплатонизме происходит с  необходимостью, то познание этой необходимости  выступает обязательным условием освобождения. Ибо полная свобода заключена в том, что, будучи причиной всего остального, сама не имеет над собой никакой причины, и человек тем свободнее, чем выше поднимает он себя к этой причине причин, то есть к Единому. Для такого восхождения он должен хорошо знать всю реальную причинную цепь.  

Таким образом, свобода есть страстное желание Блага. Свобода  Единого — в полагании себя как Абсолюта, Блага, Полноты; свобода Разума, Духа — остаться в нерушимой связи с Благом; свобода Души — во влечении к Благу, посредством Ума, Духа, через все уровни и ступени. 

 

http://kazreferat.kz/product_765.html


Информация о работе Плотин и философия неоплатонизма