Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 22:57, доклад
Характеристика взглядов Платона на любовь.
Платоническая
любовь
До сегодняшней нашей встречи мы рассказывали о необычных, но все-таки возможных музейных ценностях. То, о чём сейчас пойдёт речь, может существовать только как музейный призрак . Не пугайтесь, это не Фреди Крюгер и не граф Дракула. В греческом зале нашего философского музея обитает, а точнее растворена в воздухе внеземная, идеальная, совершенная любовь, та любовь, которая где и может существовать, так только в таком музее как наш.
А рассказал человечеству об идеальной любви лучший из учеников Сократа божественный Платон.
Перед встречей с Платоном, Сократу приснился сон. Видит Сократ, что у него на коленях откуда ни возьмись появился молодой лебедь невиданной красоты. И вдруг лебедёнок взмахнул крыльями и взлетел с дивным криком.
Сон оказался вещим. Утром к Сократу пришёл молодой Платон, потрясённый первой же беседой с мудрецом, сжёг свои рукописи и принялся за новые, главным действующим лицом которых отныне стал его учитель. Именно в уста Сократ и его друзей вложил Платон свою песнь о любви. Платоновские рассуждения о любви так проникли в память потомков, что мы до сих пор пользуемся понятием ''платоническая любовь''. Обычно под платонической любовью подразумевается чисто духовное влечение любящих, влечение без примеси плоти, без секса, как сказали бы сейчас.
Для того, чтобы узнать, какой смысл вкладывал в понятие любви сам Платон, отправимся сегодня на пир философов.
Кроме хозяина дома, поклонника красноречия и философии любви, за пиршественным столом возлежат знатоки истории и мифологии, поэт, врач, философ и даже знаменитый комедиограф. Самый интересный разговор начинается после еды, когда гости обращаются к вину. Вино всегда разбавлено водой и подаётся к столу охлаждённым.
Итак, чаша с
ароматным пьянящим напитком пошла
по кругу, ум и находчивость обострились,
а музыканты и танцоры только усиливали
праздничную беззаботность гостей. Ну
а где как ни на пиру, да ещё в умной, дружеской
компании и не потолковать о любви.
- ''Не стыдно ли Вам, что сочиняя гимны другим богам, богу любви Эроту, такому могучему и всесильному, ни один из поэтов не написал даже похвального слова''.
- ''Вот ты и начинай!!''.
- ''Бог любви - великий бог, им восхищаются и люди и боги и не в последнюю очередь из-за его происхождения - ведь почётно быть древнейшим богом. А Эрот - бог древнейший''.
- ''Это смотря какой Эрот, Эротов много и не всякий достоин похвал, а лишь тот, который побуждает прекрасно любить. А люди подлые любят ради тела и любят тех, кто поглупее, заботясь только о том, чтобы добиться своего. Такие способны на что угодно - и на хорошее и на дурное в одинаковой степени.
- ''Правильно, Эротов много, они живут не только в людях, но и в любых растениях и животных, во всём можно сказать сущем. Они несут величайшее благо, направляя нас к тому, кто близок нам''.
- ''Если только
мы будем чтить богов!''.
Перед нами пир-состязание, где каждый, сохраняя основную мысль, обогащает её своими вариациями. А держать нить разговора, да ещё за трапезой, большое искусство.
Все пирующие приписывают богу любви высокие качества и заслуги, лишь бы выставить его в самом прекрасном и благородном свете.
Спор продолжает
знаменитый сочинитель комедий. Это
человек злой на язык. В жизни
же он чрезвычайно старомоден. За пиршественным
столом он не успел как следует продумать
свою речь и вначале долго разыгрывал
объевшегося гостя, которому мешает говорить
икота. Когда же икота проходит от простого
чихания, комедиограф прямо заявляет,
что его понимание любви совершенно не
похоже на предыдущее.
''Когда - то наша природа не была такой как теперь. Тело у всех было одинаковое и круглое, спина не отличалась от груди, рук и ног было по четыре и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых, голова же была общая. Страшные своей славой и мощью эти люди пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов.
И вот боги стали совещаться, что им делать. Наконец Зевс-Громовержец, насилу кое-что придумав, говорит: ''Я нашёл способ и сохранить людей и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, тогда они станут слабее и полезнее для нас, потому что число их увеличится.
А если они и после
этого не угомонятся, я разрежу их пополам
снова и они запрыгают у меня на одной
ножке!''
''Вот почему каждый из нас, друзья, это половинка того самого человека, рассечённого на две части. И потому каждый всегда ищет соответствующую ему половинку, ''- закончил свой рассказ комедиограф.
Теперь понятно откуда взялись те самые половинки, о потере которых так сетуют поэты и певцы. В каждом из нас только половинка изначального человека, которая всю жизнь ищет другую половинку и часто так и не может найти. Тогда человеческая любовь - это жажда изначальной, но утерянной целостности и стремление обрести её вновь.
Обратим Ваше внимание на то, что при всём шутовстве и комизме этой истории, в ней очень много мудрого. Здесь чувствуется не только юмор, но и глубокая мысль Платона. Ведь если встретились ни те половинки - вот вам и конфликт, вот вам и трагедия. Прямо как в песне: ''Вот и встретились два одиночества''.
Или вспомним хотя бы, как часто мы удивлялись, вдруг обнаружив, что наши друзья и знакомые, да и мы сами очень похожи на своих жён и мужей. Как говорится "на свою половину". Мы можем объяснять это сходство долгой совместной жизнью, общими привычками и другими причинами, а Платон - наоборот. Любовь и долгая счастливая жизнь объясняется тем, влюблённые составляли раньше одно целое.
Однако, мы отвлеклись
от пира, а чаша с вином обошла
по кругу всех присутствующих, все сказали
своё слово о любви и настала очередь великого
философа, главного платоновского героя
Сократа.
''Слушайте же, друзья, каким путём нужно идти в любви - от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном.
В созерцании
прекрасного самого по себе только и может
жить человек, его увидевший!''
Конечно в этих словах звучат нотки самого Платона, а не его учителя. Это и есть гимн платонической любви, любви к совершенной красоте, к истине и добру, которые в идеальном мире слагаются вместе и олицетворяют собой высшее благо.
В этом любви есть место и чувственной близости, но она - лишь начало восхождения к вершинам любви, а вовсе не единственная цель.
Многие мудрецы и философы пробовали подражать Платону и создавали свои беседы за пиршественным столом. Оказывалось, что за чашей вина можно обсуждать любые, даже самые серьёзные вопросы - философские, учёные, политические, бесконечные как сама жизнь. Но нигде, никогда и ни у кого после Платона, пир не был представлен так просто, ярко и увлекательно.
Видимо Платону помогала его главная любовь, любовь к мудрости...
Литература
1. Платон. Соч. в 3-х тт. - М. - 1969-72.
2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М. - 1994.
3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М. - 1993.
4. Мир и эрос. Антология философских текстов о любви. - М. - 1991.
5. Тронский И.М. История античной литературы. - М. - 1988.