Пьетро Помпонацци

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 00:30, доклад

Краткое описание

Пьетро Помпонацци(16 сентября 1462, Падуя, Венецианская республика — 18 мая 1525, Болонья, Папская область) — итальянский философ-схоласт периода ренессансного реализма; представитель философской школы александристов.(схоластика представляет собой (cхоластика представляет собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля), так же он интересоваля фомой аквинским.

Файлы: 1 файл

Пьетро Помпонацци.docx

— 19.59 Кб (Скачать)

Пьетро Помпонацци(16 сентября 1462, Падуя, Венецианская республика — 18 мая 1525, Болонья, Папская область) — итальянский философ-схоласт периода ренессансного реализма; представитель философской школы александристов.(схоластика представляет собой (cхоластика представляет собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля), так же он интересоваля фомой аквинским.

Родился в знатной семье в городе Падуя(итал.город), учился в Падуанском университете, а потом преподавал там же. С 1512 года преподавал в университете города Болонья.

Больше он интересовался Аристотелем, прочитанным сквозь призму не Фомы Аквинского, а Аверроэса(арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма) Аристотелизм Пьетро Помпонацци был более еретическим, чем католическим.

Признавая бога в виде непознаваемой сущности и в то же время не приводя никаких других принципов морального поведения человека, Помпонацци тем не менее все же признавал какую-то нравственность, отличную от природного нигилизма. Исследователь Помпонацци Э.Вайль даже считает его создателем науки о человеческой нравственности. Но на чем в конце концов основывается у Помпонацци эта нравственность, сказать трудно.Поэтому неясность системы Помпонацци была исторической необходимостью для своего времени. 

Помпонацци опровергал мнение Ибн Рошда вообще об объективном существовании коллективного человеч. разума.

От аверроистов Помпонацци заимствует концепцию двух истин, поэтому его философия и трактуется как учение о так называемой двойной истине : есть истина философии и есть истина религии. Истина философии — это истина разума (а не истина Аристотеля, подчеркивает Помпонацци) это чувственный мир и те закономерности, которые мы устанавливаем в нем на основе его всеобщего единства, а истина религии —это божество, но оно непознаваемо и открывается только в вере, это не истина философская, потому что религия не содержит в себе ни истины, ни лжи, она служит для житейских нужд, так как язык веры — это язык притч и морали. Поэтому концепция двойственной истины превращается в концепцию, согласно которой истина содержится только в философии. Философия, таким образом, полностью отделяется от религии, не занимающейся истиной.

Трактат «О бессмертии души»

Бессмертие трактуется в духе Аристотеля, а точнее Аверроэса, хотя и с некоторыми замечаниями. В вопросе о бессмертии души следует выделить 2 аспекта: вопрос о познании и вопрос о морали. Поскольку познание, то есть мышление, зависит от тела и "душа ничего не испытывает без тела, то душа есть форма тела (в духе Аристотеля). Поэтому разум неотделим от тела, и душа материальна и смертна".

Кроме человеческой души, есть нематериальные существа, которые способны к познанию без тела, и есть животные, низшие существа. Человек находится посередине между нематериальными существами и животными. Ибо нет ничего в мире, что хоть каким-нибудь свойством не могло бы иметь общего с человеком, почему заслуженно называют его микрокосмом,' или малым миром. «Ведь говорят некоторые, что великое чудо есть человек, поскольку он является всем миром и способен обратиться в любую природу, так как дана ему власть следовать любому, какому пожелает, свойству вещей,»писал помпонации. Он может познавать и частное, как животные, и общее, как нематериальные существа. Человек может стать и тем и другим — и ангелом, и животным. Но все же душа остается зависимой от тела и смертной.  

Отвечая на возражения защитников церк. морали, будто отказ от идеи бессмертия души должен привести к утрате понятия высшего назначения человека, П. подчеркивал, что только такой отказ и соответствует подлинной природе человека, т.к. цели человеч. деятельности находятся не в потустороннем, а в земном мире.  Книга П. вызвала бурю протестов гл. обр. среди церковников-томистов (монаха доминиканца Б. Спина, епископа Амброзио Франсито, Нифо, перешедшего к этому времени на томистские позиции) и была публично сожжена в Венеции. Против нее был направлен ряд полемич. сочинений, написанных гл. обр. с позиций ортодокс. Томизма(«ведущее направление в католической мысли», основанное на учении Фомы Аквинского ) П. отвечал на них в "Апологии" 1518 и "Защите, 1519). 

Бескорыстная нравственность

В связи с тем, что душа смертна, то, по мысли Помпонацци, нравственность не только не исчезает, а наоборот, становится собственно нравственностью. Ибо нравственность, которая строится в надежде на посмертное воздаяние, является не нравственностью, а некоторой формой эгоизма, надеждой получить за свой поступок воздаяние. Нравственность может быть только тогда нравственной, когда она ни на что не рассчитывает. Нравственность есть поступок добродетельный, направленный на самое добродетель. Поэтому вера в бессмертие души не только не утверждает нравственность, а наоборот, отрицает её, и Помпонацци, отрицая бессмертие души, считает, что утверждает высшую нравственность.

В этих рассуждениях Помпонацци уже содержится заявка на «автономную этику», идею которой разовьет потом Иммануил Кант. Кстати, принципиально Кант не добавит ничего нового: у него окажется, что автономная этика, построенная на основе «чистого разума», принципиально неполна, то есть неэтична; для «практической философии» Кант предложит её авторитарно достраивать, принимая догматы о Боге, свободе воли и бессмертии души. Но тем самым это будет означать, что его этика уже не автономна, и он не вышел за пределы того круга, который очертил Пьетро Помпонацци.

Бог как фатум

Как человек своей эпохи, П. не отрицал существования внеприродного бога, однако считал, что природа и человеч. общество развиваются без его вмешательства. Идея судьбы сближается здесь с идеей естеств. необходимости, к-рая, однако, в соответствии с астрологич. суевериями эпохи, отождествлялась с воздействием небесных светил на природу и человека. П. отрицал чудеса и требовал объяснения всего происходящего естеств. причинами. Даже возникновение и развитие религий зависит, по П., от влияния небесных светил. В этой связи П. говорил об упадке христианства и предсказывал его близкий конец. Он смело выступал также против обвинений людей в волшебстве в эпоху, когда процессы по таким обвинениям были обычным явлением. 

Для философа была неразрешимой проблема оправдания существующего в мире зла. Он рассуждает так: Бог или правит миром или не правит. Если Он не правит миром, то Он не Бог, а если правит, то откуда такая жестокость? Если Бог сотворил все и является причиной каждого поступка, то почему за каждый конкретный греховный поступок отвечает человек, а не действительная причина — не Бог? Ведь именно Бог в конце концов склоняет человека ко греху.

Помпонацци видит следующий выход: не надо представлять себе Бога как личность, ибо тогда Бог будет подобен, по выражению Помпонацци, «безумному отцу». Бог есть судьба, безличный фатум (как и у Маккиавелли), природа, начало движения, поэтому Он не несет личной ответственности за существующее в мире зло. Бог не имеет свободной воли и потому не отвечает за зло в мире.

Зло есть проявление противоречий в мире, а противоречия должны существовать, чтобы был порядок, чтобы была гармония. Поэтому зло существует для оправдания целого, оно есть необходимая часть существующего в мире блага. Религия если и нужна, то только для обуздания простого народа как некая форма самоутешения; для философа религиозная истина не имеет никакой ценности.

 

 

 П. считал, что вера в загробный мир, в к-рой не нуждаются философы, необходима тем не менее как духовная узда для народа. П. оказал значит. влияние на ряд итал. мыслителей 16 в., а также на франц. вольнодумцев 17 в.


Информация о работе Пьетро Помпонацци