Пессимистическая философия Артура Шопенгауэра

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:55, реферат

Краткое описание

В середине XIX века завершила свое развитие классическая философия. Ее главной отличительной особенностью было возвеличивание человеческого разума, утверждение безграничности человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов. С ними было связано определенное понимание человека и общества, которое составило специфику философии Просвещения. Она отличалась верой в возможность разумного устройства общества и необходимостью всеобщего просвещения.
Европейские революции середины XIX века обнажили кризис общества, основанного, казалось бы, "на принципах разума". Прежняя классическая философия с ее упором на принципы рационализма потеряла из виду самого человека как такового.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….. 3

Биография А.Шопенгауэра как исток его пессимизма……………………………... 6

Философия А.Шопенгауэра: учение о воле и пессимизм…………………............... 10

Заключение……………………………………………………………………………. 15


Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Шопенгауэр А..docx

— 41.27 Кб (Скачать)

 

                      Философия А.Шопенгауэра: учение о воле и пессимизм

 

  В Философии Шопенгауэра можно выделить два характерных момента: это учение о воле и пессимизм.

Универсальным принципом своей философии он провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля. Воля не только есть основа человека, она является и внутренним основанием мира, его сущностью. Она вечна, не подвержена гибели и сама по себе безосновна, т. е. самодостаточна.

Есть два мира, в связи с учением о воле:

1)  мир, где господствует закон причинности (т. е. тот, в котором мы живём),

2) мир, где важны не конкретные формы вещей, не явления, а общие трансцендентные (сверхъестественные) сущности. Это мир, где нас нет.

  В нашей обыденной жизни воля имеет эмпирический характер, она подвергается ограничению; если бы этого не было, возникла бы ситуация с Буридановым ослом (Буридан — схоласт ХV ст., описавший эту ситуацию): поставленный между двумя охапками сена, по разные стороны и на одинаковом расстоянии удалёнными от него, он, “обладая свободной волей”, умер бы от голода, не имея возможности сделать выбор. Человек в повседневной жизни постоянно делает выбор, но при этом он неизбежно ограничивает свободную волю. Вне эмпирического мира воля независима от закона причинности. Здесь она отвлекается от конкретной формы вещей; она мыслится вне всякого времени как сущность мира и человека. Воля — это “вещь в себе” И. Канта; она имеет не эмпирический, а трансцендентальный характер.

  В духе рассуждений И. Канта об априорных (доопытных) формах чувственности — времени и пространстве, о категориях рассудка (единство, множество, цельность, реальность, причинность и др.) Шопенгауэр сводит их к единому закону достаточного основания, который он считает “матерью всех наук”. Закон этот имеет априорный характер. Самая простая его форма — это время.

  Далее Шопенгауэр говорит о том, что субъект и объект -  соотносительные моменты, а не моменты причинной связи, как это принято в рациональной философии. Отсюда следует, что их взаимодействие порождает представление.

Но, как мы уже отметили, мир, взятый как “вещь в себе” есть безосновная воля, зримым образом же её выступает материя. Бытие материи — это ее “действие”, только действуя, она “наполняет” пространство и время. Сущность материи Шопенгауэр видит в связи причины и действия.

  Хорошо знакомый с естествознанием,  Шопенгауэр все проявления природы  объяснял бесконечным дроблением  мировой воли, множеством её “объективаций”. Среди них находится и человеческое тело. Оно связывает индивида, его представление с мировой волей и, являясь её посланцем, определяет состояние человеческого рассудка. Через тело мировая воля выступает главной пружиной всех действий человека.

  Каждый акт воли есть акт  тела, и наоборот. Отсюда мы приходим  к объяснению природы аффектов  и мотивов поведения, которые  всегда определяются конкретными  желаниями в этом месте, в  это время, в этих обстоятельствах.  Сама же воля стоит вне закона  мотивации, но она есть основа  характера человека. Он “дан”  человеку и человек, как правило,  не в силах изменить его. 

  Высшая ступень объективации  воли связана со значительным  проявлением индивидуальности в  форме человеческого духа. С наибольшей  силой она проявляется в искусстве,  в нём воля обнаруживает себя  в чистом виде. С этим у Шопенгауэра  связывается теория гениальности: гений не следует закону достаточного  основания (сознание, следующее этому  закону, создаёт науки, являющиеся  плодом ума и разумности), гений  же свободен, так как бесконечно  отдалён от мира причины и  следствия и в силу этого  близок к умопомешательству. Так  гениальность и безумие имеют точку соприкосновения.

         Что же касается темы пессимизма, то Шопенгауэр утверждает: всякое удовольствие, всякое счастье, к чему стремятся люди во все времена, имеют отрицательный характер, так как они — удовольствие и счастье — есть в сущности отсутствие чего-то плохого, страдания, например. Наше желание проистекает из актов воления нашего тела, но желание — это страдание по поводу отсутствия желаемого. Удовлетворённое желание неизбежно рождает другое желание (или несколько желаний), и опять мы вожделеем и т. д. Если представить всё это в пространстве условными точками, то пустоты между ними будут заполнены страданием, из которого и возникнут желания. Значит, не наслаждение, а страдание — вот то положительное, постоянное, неизменное, всегда присутствующее, наличность чего нами ощущается.

Шопенгауэр  утверждает, что всё вокруг нас  носит следы безотрадности; всё  приятное перемешано с неприятным; всякое наслаждение разрушает само себя, всякое облегчение ведёт к новым тяготам. Отсюда следует, что мы должны быть несчастны, чтобы быть счастливыми, более того, мы не можем не быть несчастными, и причиной этого является сам человек, его воля. Оптимизм рисует нам жизнь в виде некоего подарка, но если бы мы знали заранее, что это за подарок, мы бы от него отказались. В самом деле, нужда, лишения, скорби венчаются смертью; в этом видели цель жизни древнеиндийские брахманы (Шопенгауэр ссылается на Веды и Упанишады). В смерти мы боимся потерять тело, а оно и есть сама воля.

Но  воля объективируется через муки рождения и горечь смерти, и это  устойчивая объективация. В этом состоит  бессмертие во времени: в смерти гибнет интеллект, воля же смерти не подлежит. Так считал Шопенгауэр.

  Его вселенский пессимизм находился  в резком контрасте с умонастроением  философии Просвещения и классической  немецкой философии. Что же  касается простых людей, то  они привыкли руководствоваться  формулой древнегреческого философа  Эпикура: “Смерть нисколько нас  не касается: пока мы есть, нет  смерти, а когда есть смерть, нет  нас”. Шопенгауэр показывает нам мир не одноцветным, а скорее двуцветным, то есть более реальным и тем подводит нас к мысли о том, что же является высшей ценностью жизни. Наслаждение, удача, счастье сами по себе, или всё, что им предшествует тоже ценно для нас?

Итак, Шопенгауэр — философ мировой скорби, но это  не  унылая  скорбь. Это  скорее  своего  рода  героический  пессимизм,  близкий  к   стоицизму. Шопенгауэр  обосновывает  свои  пессимистические  взгляды  определенным пониманием  времени  и  пространства.   Время   враждебно   человеку; оно обнаруживает тщету любых упований и изрекает свой безжалостный приговор над самым дорогим и святым для нас. Пространство разделяет самых  близких  друг другу людей так же  и  тем,  что  сталкивает  их  интересы.  Свою  лепту вносит и причинность. Она, подобно маятнику, перебрасывает людей от одних состояний к другим, им противоположным. Причинность -  самая губительная основа человеческих горестей. Шопенгауэр  не  делает  того  вывода,  что  в  жизни   абсолютно   все безнадежно. Но  какие  же  надежды  он  хочет  возродить  в  сердцах  людей? Характер этих  надежд  определяется,  прежде  всего,  обращением  к чувству человеческого достоинства. 

А. Шопенгауэр не призывает к самоубийству, и  этим  он  отличается  от Эдуарда Гартмана, в философии которого, близкой учению  Шопенгауэра,  вопрос о целесообразности сведения счетов с жизнью решается  вполне  утвердительно. Шопенгауэр  же  даёт  отрицательный ответ и обосновывает  его   следующим образом: самоубийца отталкивается не от самой жизни, а только от того, что делает ее неприятной и мешает наслаждаться ее  радостями,  почему  и  кладет всем этим отравляющим жизнь событиям конец. Задача же состоит в  том,  чтобы расстаться с самой волей к жизни, для чего  следует  возвыситься  и  над  ее горестями, и над ее радостями, и над ее одноцветностью, и над ее  пестротой.

   Нужно сказать, что философия Шопенгауэра содержит в себе внутреннее напряжение, связанное с двоякой оценкой природы мировой воли. С одной стороны, Шопенгауэр приписывает ей качества высшего начала, разного рода положительные определения. В такой роли философия Шопенгауэра строится как положительная, жизнеутверждающая философия. С другой стороны, Шопенгауэр понимает природу мировой воли как отрицание чего-либо положительного в мире, и это негативная (пессимистическая) часть его философской системы.

  В положительном своем понимании  мировая воля проявляет себя  в мире представлений – в  виде пространства, времени, объектов  и механической причинности в  неорганическом мире, в форме  органической раздражимости в  мире живых существ, сознательного  мотива действия, жизни личности  и общества в мире человеческой  истории. 

  В то же время – и здесь  мы переходим к более пессимистическим  тонам философии Шопенгауэра  – чистая воля всегда напряженная,  неуспокоенная и страдающая. Дело  в том, что, в отличие от  конечной воли, например, желаний  человека, чистая воля не может  успокоиться. В конечной воле  всегда имеется предмет воли, достижение которого успокаивает  стремящуюся к нему волю. Например, человек хочет найти еду и  поесть. Пока у него нет еды,  его воля к поиску еды активна.  Когда же он найдет еду и  поест, воля поиска еды в  нем угаснет. Такова природа  конечной воли, которая в качестве  своего предмета имеет нечто,  отрицающее себя. Что же касается  мировой воли, то в конечном  итоге кроме нее нет ничего, потому и нет такого предмета  этой воли, который мог бы ее  отрицать. Мировая воля имеет  в качестве предмета саму себя, это, как уже отмечалось, воля волить. Так порождается вечно неуспокоенная природа мировой воли. Но в то же время, пока воля не достигла своего предмета, который мог бы ее успокоить, она является неуспокоенной, напряженной и в этом смысле – страдающей. Только достижение предмета ее стремления могло бы снять страдание воли. Например, пока человек не поел и хочет есть, он страдает. И только еда может успокоить его и снять страдание. Так Шопенгауэр открывает широкие пути к более мрачным и пессимистичным тонам своей философии. Высшее начало бытия – мировая воля. Но она же есть страдание.

В философии Шопенгауэра сталкиваются его положительная и отрицательная философии. Согласно первой, страдание должно быть преодолено. Согласно второй, это невозможно, и, более того, страдание должно быть утверждено, и каждый миг утверждает себя в страдающей природе мировой воли. Из этого парадокса Шопенгауэр находит тот выход, что он призывает избавиться от воли ее угашением. От воли невозможно избавиться какой-либо активностью, в основе которой опять будет лежать та или иная модификация мировой воли. От воли можно избавиться лишь уходом в ничто, в пустоту, в небытие. Так философия Шопенгауэра обнаруживает свои переклички с философией буддизма и его принципом нирваны. Этапы на пути угашения воли – незаинтересованное созерцание и незаинтересованное мышление. Первое есть основа подлинного искусства, второе – основа науки. В человеческой истории, согласно Шопенгауэру, нет никакого прогресса, но проявляет себя лишь вечное и бессмысленное повторение бедствий.

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                                           

 

 

 

 

                                                Заключение

 

Творчество  Шопенгауэра отличается многогранностью  представлений о бытии, морали, этике, эстетике и принадлежности человеческой сути к цивилизованному гражданскому обществу. Учение Шопенгауэра включает в себя восприятие мира, как свое собственное "Я". И многогранность эта сводится только к его мироощущению, миропониманию. Шопенгауэр положил начало процессу утверждения волевого компонента в европейской философии в противовес сугубо рациональному подходу, сводящему человека до положения мыслящего орудия. Его идеи о первичности воли поддержали и развили А. Бергсон, У. Джемс, Д. Дьюи, Фр. Ницше и другие. Они были положены в основу “философии жизни”.

          Шопенгауэр в своей пессимистической философии исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Особенностью личности А. Шопенгауэра был его мрачный, угрюмый и раздражительный характер, что, несомненно, отразилось на общем настроении его философии. Она по общему признанию несёт печать глубокого пессимизма. Но при всём этом он был весьма одарённый человек с разносторонней эрудицией, большим литературным мастерством; он владел многими древними и новыми языками и был несомненно одним из самых образованных людей своего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Введение в философию. Учеб. пособие для вузов. / под. ред. И.Т.Фролова. М.: Республика, 2003.
    2. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики. / под. ред. А.А. Ивина, 2004.
    3. Чанышев А.А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра.
    4. Шопенгауэр А. Гений пессимизма. СПб., Паритет, 2009.
    5. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., Просвещение, 1992.
    6. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. Т.1.

                                           

                                                      


Информация о работе Пессимистическая философия Артура Шопенгауэра