Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:24, доклад
Основатель этого учения — Кун-цзы, живший в VI—V вв. до н. э., родился около 550 г. Сам он ничего не писал, был всего лишь чиновником. Ученики записали по памяти его мысли, и это составило главную книгу конфуцианского канона — «Лунь-Юй» («Беседы и рассуждения»). По поводу аутентичности (подлинности) этой книги у историков есть сомнения, т. к. в эпоху династии Цинь конфуцианские книги сжигались. Позднее, в эпоху династии Хань, появляется несколько редакций этой книги, каждая из которых отличается от других количеством глав.
Особенности философии 
Конфуция 
 
Конфуцианство
Основатель этого 
учения — Кун-цзы, живший в VI—V вв. до 
н. э., родился около 550 г. Сам он ничего 
не писал, был всего лишь чиновником. 
Ученики записали по памяти его мысли, 
и это составило главную книгу 
конфуцианского канона — «Лунь-Юй» («Беседы 
и рассуждения»). По поводу аутентичности 
(подлинности) этой книги у историков есть 
сомнения, т. к. в эпоху династии Цинь конфуцианские 
книги сжигались. Позднее, в эпоху династии 
Хань, появляется несколько редакций этой 
книги, каждая из которых отличается от 
других количеством глав. Современный 
текст мы имеем в редакции китайских филологов 
средневековья, когда и сложился конфуцианский 
канон. По характеру он, судя по всему, 
более древний, чем «Дао дэ цзин».  
Конфуций отрицает 
все сверхъестественное как таковое, в 
частности он отрицает «Дэ» — некую силу, 
благодать, харизму. «Дэ» является категорией 
даосской, этой силой обладал основатель 
Чжоуской династии, обладал император 
Хуан-ди. Носителями «Дэ» в даосизме выступают 
и бессмертные святые, и сам основатель 
даосизма — Лао-цзы. Для даосов «Дэ» является 
не просто даром богов, некоей силой, присутствующей 
вовне, но и собственно присущей человеку 
добродетельной силой.  
Конфуций является 
представителем традиционного китайского 
мировоззрения, для которого путь Дао 
— это путь ритуалов. Иными словами, все 
существующее, согласно этим представлениям, 
организовано по принципу соответствий: 
ритуал, обряд и есть само существование. 
Кругообращение природы, календарные 
перемены и т. п. есть не что иное, как ритуал. 
Например, если пошел снег, значит Небеса 
совершают ритуал. Характерно, что снег 
идет именно зимой, потому что это тоже 
ритуал. А если вдруг снег пойдет летом? 
Это будет нарушением ритуала. Ритуал 
воспроизводится в человеческом существовании 
так же, как и во всем космосе, т. к. он везде 
один и тот же. Однако в социальной жизни 
человека этот ритуал имеет вид этикета, 
т. е. приобретает основную традиционную 
форму взаимоотношений между людьми — 
между определенными социальными и возрастными 
группами народонаселения. Есть старшие 
и младшие, есть благородные мужи и простолюдины, 
есть мужчины и женщины. Каждая из этих 
групп обладает своим характером, своим 
правом и способом поведения. Если мимо 
простолюдина проезжает князь, то простолюдин 
должен поклониться княжеской колеснице 
15 раз. Если вокруг князя собралась толпа 
простолюдинов, то, разговаривая с ними, 
он должен смотреть поверх их голов. Таким 
образом, можно сказать, что этикет — это 
совокупность норм поведения определенных 
групп населения. Этикет также выступает 
средством, благодаря которому человек 
сохраняет свою индивидуальность (свое 
лицо), т. е. если я князь, то никакой простолюдин 
не смеет меня оскорблять, а если я простолюдин, 
то никакой князь меня не оскорбит, т. к. 
образ его поведения зафиксирован издревле 
и дарован самими богами. Таким образом, 
этикет является своеобразным щитом для 
меня от всех окружающих и для всех окружающих 
от меня. Этикет важен еще потому, что сохраняет 
в человеческом обществе те закономерности, 
которые имеются в космосе. Поэтому человек, 
соблюдающий этикет, всегда «человеколюбив», 
а не соблюдающий этикет — «нечеловеколюбив». 
Справедливым и добродетельным является 
тот, кто не нарушает этикет, — так говорил 
сам Конфуций.  
Как же выяснить, какие нормы этикета являются правильными, а какие — нет? Для этого необходимо обратиться к прошлому.
Вообще конфуцианцы 
всегда выступали против нововведений, 
само конфуцианство всегда являлось 
мировоззрением консервативным, т. к. считалось, 
что всякий человек, придумывающий 
что-то новое, нарушает этикет. Если несоблюдение 
этикета является варварством, то придумывание 
всего нового — искусственностью, а, по 
конфуцианской идеологии, и то и другое 
ведет к катастрофе. Например, почему царство 
Чу потерпело поражение от царства Цинь? 
Потому что в царстве Чу в монастыре висела 
тысяча колоколов разного звучания, в 
то время как достаточно было только семи. 
Мировой законопорядок был нарушен, и 
царство Чу потерпело поражение. Почему 
пало царство Ци? Потому что там стали 
придумывать лютни с большим, чем положено, 
количеством струн. Таким образом, для 
того чтобы выяснить, как надо поступать 
в том или ином случае, человек должен 
обратиться к архивам и найти в исторических 
записях, как себя вели в подобной ситуации 
представители разных социальных слоев, 
и если тогда все закончилось благополучно, 
то так и следует поступить. Иными словами, 
мы видим, что конфуцианство апеллирует 
к прецеденту как традиционному образу 
мышления и поведения китайского народа. 
Обращаясь к архивам, т. е. книгам преданий, 
конфуцианцы обнаружили там огромное 
количество разного рода чудищ, невероятных, 
сказочных событий и т. п. Это породило 
практику «переписывания имен», т. е. исправления 
архивных данных для возвращения существующего 
миропорядка в нормальное русло: чтобы 
князья чувствовали себя князьями, простолюдины 
знали свое место, а младшие слушались 
старших. Причин же появления в архивах 
всяких небылиц и сказок конфуцианцы видели 
три:  
1. Авторы этих текстов были суеверны (в даосизме, в частности, много духов и разного рода демонов).
2. Авторы просто совершали ошибки, заблуждались.
3. Авторы искажали 
тексты специально, ради каких-то своих 
целей.  
Классический пример:
В сказаниях говорится о водяном божестве по имени Куй. По иконографическому изображению он был одноногим и быкообразным существом. Однажды повелитель Востока сказал: «Посмотрите, как танцуют люди и животные — они танцуют беспорядочно! От этого все сотрясается и рушится, поэтому надо сделать так, чтобы их танцы были упорядочены». Тогда Куй сказал: «Я буду танцевать, ударяя через раз по камням то слабо, то сильно, и тогда появится общий ритм и космос восстановится». Так вот, конфуцианцы утверждают, что это было при древнем императоре и этот Куй был простым чиновником, а фраза императора звучала так: «Одного его и достаточно», а вовсе не «одноногий Куй». Здесь все дело в неправильном начертании иероглифов. В результате практики «исправления имен» конфуцианцы получили большой архив, благодаря которому они давали советы по исполнению и исправлению этикета. Надо отметить, что этикет — это не только нормы взаимоотношений между людьми, но и политика, и военное искусство, и даже искусство любви.
В связи со всем 
вышесказанным у человека может 
возникнуть соблазн: а почему себя нужно 
вести в соответствии с этикетом? 
Почему чиновник, переступая порог 
царской опочивальни, должен снять 
сандалии и передвигаться вперед мелкими 
шажками, вытянув в разные стороны и подняв 
руки? Почему он должен взмахивать ими 
наподобие птицы, постоянно кланяясь и 
кружась при этом на месте? Почему, по конфуцианской 
идеологии, только при соблюдении этих 
правил существование государства будет 
успешным? Конфуций налагал строгий запрет 
на подобного рода размышления: человек 
должен так поступать, но не должен думать 
об этом. Ибо размышления могут привести 
человека к желанию «улучшить», «подправить» 
этикет, создать нечто новое, а это разрушит 
космический миропорядок и приведет государство 
к гибели. Благородным человеком считается 
только тот, кто выбирает средний путь 
между варварством и искусственностью, 
т. е, путь следования этикету. Благородный 
человек, таким образом, это человек образованный, 
а образование, по тогдашним понятиям, 
состояло из шести искусств:  
1. Умение управлять колесницей.
2. Знание грамоты.
3. Умение понимать музыку.
4. Умение считать.
5. Умение стрелять из лука.
6. Умение совершать 
этикет.  
Человек, обладающий 
подобными знаниями и навыками, не будет 
создавать ничего нового, а будет следовать 
пути предков, т. е. велениям Неба, даже 
если над ним все будут смеяться. По Конфуцию, 
путь Дао не прост, сам он говорил, что 
питаться нужно в меру, а разум и сердце 
должны быть полны заботами о благосостоянии 
людей. Таким образом, путь конфуцианца 
— это путь активного практического деятеля, 
следующего при этом по среднему пути 
соблюдения этикета. Сами конфуцианцы 
в полной мере следовали принципу «поступай 
с другими так, как хочешь, чтобы они поступали 
с тобой». Для них это означало поступать 
по этикету, ибо ты также хочешь, чтобы 
и к тебе относились согласно этикету.  
Религиозной чертой 
в поведении конфуцианцев было почитание 
прошлого, для них устои миропорядка 
связываются с прошлыми счастливыми династиями, 
в частности с правлением императора Хуан-ди. 
Почитание прошлого выражалось в почитании 
предков, при этом вопрос о загробной жизни 
конфуцианцев особенно не волновал. В 
каждом китайском доме есть таблички с 
именами предков, и в дни особых торжеств 
или в праздники перед этими табличками 
сжигают бумажные деньги. Таким образом, 
в конфуцианстве воссоздается архаический 
культ предков. Одновременно конфуцианство 
почитает Небо — как отображение единства 
космоса и миропорядка.  
Необходимо отметить, что конфуцианство не является религией в полном смысле этого слова, хотя несомненные признаки религии у него имеются: канонизированный текст, учение, определяющее нормы поведения человека, почитание божественной силы в образе Небес и пути Дао, священные места (например, могила самого Конфуция). В целом же конфуцианство обычно относят к этическим учениям, обладающим многими признаками религии.