Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:24, доклад
Основатель этого учения — Кун-цзы, живший в VI—V вв. до н. э., родился около 550 г. Сам он ничего не писал, был всего лишь чиновником. Ученики записали по памяти его мысли, и это составило главную книгу конфуцианского канона — «Лунь-Юй» («Беседы и рассуждения»). По поводу аутентичности (подлинности) этой книги у историков есть сомнения, т. к. в эпоху династии Цинь конфуцианские книги сжигались. Позднее, в эпоху династии Хань, появляется несколько редакций этой книги, каждая из которых отличается от других количеством глав.
Особенности философии
Конфуция
Конфуцианство
Основатель этого
учения — Кун-цзы, живший в VI—V вв. до
н. э., родился около 550 г. Сам он ничего
не писал, был всего лишь чиновником.
Ученики записали по памяти его мысли,
и это составило главную книгу
конфуцианского канона — «Лунь-Юй» («Беседы
и рассуждения»). По поводу аутентичности
(подлинности) этой книги у историков есть
сомнения, т. к. в эпоху династии Цинь конфуцианские
книги сжигались. Позднее, в эпоху династии
Хань, появляется несколько редакций этой
книги, каждая из которых отличается от
других количеством глав. Современный
текст мы имеем в редакции китайских филологов
средневековья, когда и сложился конфуцианский
канон. По характеру он, судя по всему,
более древний, чем «Дао дэ цзин».
Конфуций отрицает
все сверхъестественное как таковое, в
частности он отрицает «Дэ» — некую силу,
благодать, харизму. «Дэ» является категорией
даосской, этой силой обладал основатель
Чжоуской династии, обладал император
Хуан-ди. Носителями «Дэ» в даосизме выступают
и бессмертные святые, и сам основатель
даосизма — Лао-цзы. Для даосов «Дэ» является
не просто даром богов, некоей силой, присутствующей
вовне, но и собственно присущей человеку
добродетельной силой.
Конфуций является
представителем традиционного китайского
мировоззрения, для которого путь Дао
— это путь ритуалов. Иными словами, все
существующее, согласно этим представлениям,
организовано по принципу соответствий:
ритуал, обряд и есть само существование.
Кругообращение природы, календарные
перемены и т. п. есть не что иное, как ритуал.
Например, если пошел снег, значит Небеса
совершают ритуал. Характерно, что снег
идет именно зимой, потому что это тоже
ритуал. А если вдруг снег пойдет летом?
Это будет нарушением ритуала. Ритуал
воспроизводится в человеческом существовании
так же, как и во всем космосе, т. к. он везде
один и тот же. Однако в социальной жизни
человека этот ритуал имеет вид этикета,
т. е. приобретает основную традиционную
форму взаимоотношений между людьми —
между определенными социальными и возрастными
группами народонаселения. Есть старшие
и младшие, есть благородные мужи и простолюдины,
есть мужчины и женщины. Каждая из этих
групп обладает своим характером, своим
правом и способом поведения. Если мимо
простолюдина проезжает князь, то простолюдин
должен поклониться княжеской колеснице
15 раз. Если вокруг князя собралась толпа
простолюдинов, то, разговаривая с ними,
он должен смотреть поверх их голов. Таким
образом, можно сказать, что этикет — это
совокупность норм поведения определенных
групп населения. Этикет также выступает
средством, благодаря которому человек
сохраняет свою индивидуальность (свое
лицо), т. е. если я князь, то никакой простолюдин
не смеет меня оскорблять, а если я простолюдин,
то никакой князь меня не оскорбит, т. к.
образ его поведения зафиксирован издревле
и дарован самими богами. Таким образом,
этикет является своеобразным щитом для
меня от всех окружающих и для всех окружающих
от меня. Этикет важен еще потому, что сохраняет
в человеческом обществе те закономерности,
которые имеются в космосе. Поэтому человек,
соблюдающий этикет, всегда «человеколюбив»,
а не соблюдающий этикет — «нечеловеколюбив».
Справедливым и добродетельным является
тот, кто не нарушает этикет, — так говорил
сам Конфуций.
Как же выяснить, какие нормы этикета являются правильными, а какие — нет? Для этого необходимо обратиться к прошлому.
Вообще конфуцианцы
всегда выступали против нововведений,
само конфуцианство всегда являлось
мировоззрением консервативным, т. к. считалось,
что всякий человек, придумывающий
что-то новое, нарушает этикет. Если несоблюдение
этикета является варварством, то придумывание
всего нового — искусственностью, а, по
конфуцианской идеологии, и то и другое
ведет к катастрофе. Например, почему царство
Чу потерпело поражение от царства Цинь?
Потому что в царстве Чу в монастыре висела
тысяча колоколов разного звучания, в
то время как достаточно было только семи.
Мировой законопорядок был нарушен, и
царство Чу потерпело поражение. Почему
пало царство Ци? Потому что там стали
придумывать лютни с большим, чем положено,
количеством струн. Таким образом, для
того чтобы выяснить, как надо поступать
в том или ином случае, человек должен
обратиться к архивам и найти в исторических
записях, как себя вели в подобной ситуации
представители разных социальных слоев,
и если тогда все закончилось благополучно,
то так и следует поступить. Иными словами,
мы видим, что конфуцианство апеллирует
к прецеденту как традиционному образу
мышления и поведения китайского народа.
Обращаясь к архивам, т. е. книгам преданий,
конфуцианцы обнаружили там огромное
количество разного рода чудищ, невероятных,
сказочных событий и т. п. Это породило
практику «переписывания имен», т. е. исправления
архивных данных для возвращения существующего
миропорядка в нормальное русло: чтобы
князья чувствовали себя князьями, простолюдины
знали свое место, а младшие слушались
старших. Причин же появления в архивах
всяких небылиц и сказок конфуцианцы видели
три:
1. Авторы этих текстов были суеверны (в даосизме, в частности, много духов и разного рода демонов).
2. Авторы просто совершали ошибки, заблуждались.
3. Авторы искажали
тексты специально, ради каких-то своих
целей.
Классический пример:
В сказаниях говорится о водяном божестве по имени Куй. По иконографическому изображению он был одноногим и быкообразным существом. Однажды повелитель Востока сказал: «Посмотрите, как танцуют люди и животные — они танцуют беспорядочно! От этого все сотрясается и рушится, поэтому надо сделать так, чтобы их танцы были упорядочены». Тогда Куй сказал: «Я буду танцевать, ударяя через раз по камням то слабо, то сильно, и тогда появится общий ритм и космос восстановится». Так вот, конфуцианцы утверждают, что это было при древнем императоре и этот Куй был простым чиновником, а фраза императора звучала так: «Одного его и достаточно», а вовсе не «одноногий Куй». Здесь все дело в неправильном начертании иероглифов. В результате практики «исправления имен» конфуцианцы получили большой архив, благодаря которому они давали советы по исполнению и исправлению этикета. Надо отметить, что этикет — это не только нормы взаимоотношений между людьми, но и политика, и военное искусство, и даже искусство любви.
В связи со всем
вышесказанным у человека может
возникнуть соблазн: а почему себя нужно
вести в соответствии с этикетом?
Почему чиновник, переступая порог
царской опочивальни, должен снять
сандалии и передвигаться вперед мелкими
шажками, вытянув в разные стороны и подняв
руки? Почему он должен взмахивать ими
наподобие птицы, постоянно кланяясь и
кружась при этом на месте? Почему, по конфуцианской
идеологии, только при соблюдении этих
правил существование государства будет
успешным? Конфуций налагал строгий запрет
на подобного рода размышления: человек
должен так поступать, но не должен думать
об этом. Ибо размышления могут привести
человека к желанию «улучшить», «подправить»
этикет, создать нечто новое, а это разрушит
космический миропорядок и приведет государство
к гибели. Благородным человеком считается
только тот, кто выбирает средний путь
между варварством и искусственностью,
т. е, путь следования этикету. Благородный
человек, таким образом, это человек образованный,
а образование, по тогдашним понятиям,
состояло из шести искусств:
1. Умение управлять колесницей.
2. Знание грамоты.
3. Умение понимать музыку.
4. Умение считать.
5. Умение стрелять из лука.
6. Умение совершать
этикет.
Человек, обладающий
подобными знаниями и навыками, не будет
создавать ничего нового, а будет следовать
пути предков, т. е. велениям Неба, даже
если над ним все будут смеяться. По Конфуцию,
путь Дао не прост, сам он говорил, что
питаться нужно в меру, а разум и сердце
должны быть полны заботами о благосостоянии
людей. Таким образом, путь конфуцианца
— это путь активного практического деятеля,
следующего при этом по среднему пути
соблюдения этикета. Сами конфуцианцы
в полной мере следовали принципу «поступай
с другими так, как хочешь, чтобы они поступали
с тобой». Для них это означало поступать
по этикету, ибо ты также хочешь, чтобы
и к тебе относились согласно этикету.
Религиозной чертой
в поведении конфуцианцев было почитание
прошлого, для них устои миропорядка
связываются с прошлыми счастливыми династиями,
в частности с правлением императора Хуан-ди.
Почитание прошлого выражалось в почитании
предков, при этом вопрос о загробной жизни
конфуцианцев особенно не волновал. В
каждом китайском доме есть таблички с
именами предков, и в дни особых торжеств
или в праздники перед этими табличками
сжигают бумажные деньги. Таким образом,
в конфуцианстве воссоздается архаический
культ предков. Одновременно конфуцианство
почитает Небо — как отображение единства
космоса и миропорядка.
Необходимо отметить, что конфуцианство не является религией в полном смысле этого слова, хотя несомненные признаки религии у него имеются: канонизированный текст, учение, определяющее нормы поведения человека, почитание божественной силы в образе Небес и пути Дао, священные места (например, могила самого Конфуция). В целом же конфуцианство обычно относят к этическим учениям, обладающим многими признаками религии.