Особенности древнеиндийской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 12:07, реферат

Краткое описание

Такие важные достижения индийской философии, как создание завершенной системы психотехники, необходимой для развития духовных качеств личности, как принципы гармонии между интересами личности и задачами общества, как акцент на минимальное воздействие человека на окружающую среду, делают философию древней Индии существенной составной частью духовного синтеза. Он как нам кажется, позволит человечеству в XXI в. решить свои самые острые проблемы и противоречия.
Индийская философия – это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её притягательности и живучести.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 История развития древнеиндийской философии 5
1.1 Становление древнеиндийской философии 5
1.2 Этапы развития 7
Глава 2 Особенности древнеиндийской философии 10
2.1 Сущность, предмет и особенности индийской философии 10
2.2 Обзор философских систем 13
Заключение 20
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Другая  отличительная черта древнеиндийской  философии - связь с собственно научной мыслью. Вообще говоря, вне отношения к научному знанию нет никакой философии, в том числе и философии древнего мира. Однако характер связи философии с конкретно-научным знанием был различен уже в древнем мире. Отдельные элементы естественнонаучной мысли, отражавшие тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно-мифологическую идеологию. Только учитывая наличие такого рода знаний, основанных на общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных в этом отношении), можно понять тот факт, что исходным пунктом развития философской мысли в Древней Индии — да и в других странах древнего мира — стала религиозно-мифологическая мысль.

Для древнеиндийской  философии является характерным то, что естественнонаучные знания (астрономия, физика) не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии. В-третьих, для древнеиндийской философии был характерен глубокий традиционализм. Если, например, в западноевропейской традиции философия постоянно ассоциируется со скепсисом, неустанностью поиска истины, то для индийской типично осуждение сомнений, утверждение их бесплодности, а потому вредности. Восточная традиция, несмотря на разнообразие школ, демонстрировала постоянство и преемственность на протяжении многих столетий. В это же время западная философия развивалась через борьбу идей, в процессе которой новые теории вызревали в недрах старых и, преодолевая их, приходили им на смену.

2.2 Обзор философских систем

 

   Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшаяся большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени как в самой Индии, так и за ее пределами, в частности, в западной Европе.

     В эпоху перехода от родового  общества  к раннеклассовому   происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии.

     Рассмотрим некоторые из основных  философских систем.                  

     Философия веданта.

     Философской системой, непосредственно  опирающейся на Веды, является веданта («завершение вед»), которая служила теоретическим обоснованием брахманизма. Для этой философии спекулятивная часть ведического комплекса (Упанишады) есть то же самое, что для христианской философии Новый завет. Из Упанишад заимствуется, прежде всего, учение о Брахмане-Атмане как абсолютной субстанции, основе всего сущего. Важнейшими древними источниками по философии веданты являются трактат Бадараяны (II в. н.э.), а также комментарии Шанкары (VIII-IX вв. н.э.).

     Согласно веданте абсолютной духовной сущностью мира является Брахман - причина всего сущего. Тождественной с Брахманом считается душа (джива), которая вечна, безначальна и неучтожима. Душа - это сознание, рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность.

     Философия санкхья

   Одной из ранних философских школ, имеющих  прямое отношение к ведической традиции, является санкхья. Основателем ее был Капила (VI века до нашей эры). Самым древним из дошедших до нас трудов является работа Ишвара-Кришны «Санкхья - карика».

     Санкхья - это дуалистическая  философия, которая пытается объяснить  все мироздание и найти спасение  от страдания, исходя из двух  изначальных реальностей - пракрити (материя, природа) и пуруши (абсолютная душа). Правда, диалистична лишь классическая санкхья, а возникшие на ее основе варианты носят либо материалистический, либо теистический характер.

      Философия вайшешика

     Истоки умозрения этой школы можно обнаружить в ранних Упанишадах. Цель мудрости вайшешика видит в освобождении человеческого «я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания - незнание. Поэтому путь к освобождению лежит через знание, истинное постижение реальности. Такое познание предполагает исследование категории бытия. Согласно учению вайшешики, мир состоит из качественно разнородных мелких частиц или атомов (ану) воды, земли, воздуха и огня, заключенных в эфире, времени и пространстве. Если ану вечны, несотворимы и неразрушимы, то образованные из них объекты преходящи, изменчивы и непостоянны. Все комбинации ану, в результате которых образуются конкретные объекты, совершаются по законам адришты, направленным на благо души.

   Если  философия вайшешика возникла первоначально как материалистическое учение о бытии, то постепенно усиливается ее религиозная окраска. Со временем представители этой школы стали рассматривать атомы (ану) только как материальную причину мира, а деятельной причиной мира провозгласили бога.

      Философия джайнизма

     Основателем джайнистского религиозно-философского учения считается Махавира Вардхамара (VI век до нашей эры). Это учение является дуалистическим, поскольку его представители, джайнисты, выделяют две части бытия - неживое (аджива) и живое (джива). Неживое включает в себя состоящую из атомов материю, время, среду, а живое отождествляется с одушевленным. Джива вечна и непреходяща, но она распадается на множество облеченных в самые разные материальные оболочки душ, которые переходят из одного тела в другое (сансара). Однако во всем живом заключена одна душа и отсюда следует обет ахимса.

   Характерной особенностью этической системы  джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического  поведения и требование строжайшего  их соблюдения. К числу подобных правил относится и ахимса, ненанесение вреда живому.  Согласно этому принципу люди должны поступать по отношению к другим так, как они хотели бы, чтобы поступали с ними. Путь к освобождению в джайнизме связан главным образом с определенным нравственным настроением человека, постоянным чувством жалости к окружающему. Сострадание ко всем живым существам является одним из главных в джайнизме.

     Составной частью джайнистского учения является представления о космосе. Космос считается вечным, он не был никогда  создан и не может быть уничтожен. Джайнисты отрицали существование бога, считая, что все доказательства его бытия являются ложными. Поэтому они поклоняются джинам, обитающим на высшем небе, на небе мокши.

      Философия буддизма

   Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи  Гаутамы (около 583-483 гг. до нашей эры), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-философское учение имело созерцательный характер. Философская позиция буддизма представляет собой естественный результат интроспекции, то есть того простого наблюдения, когда поток сознания является цепью беспрепятственно и мгновенно изменяющихся моментов. В связи с этим представителям всех философских школ буддизма свойственна ярко выраженная психологическая интерпретация бытия, в которой заложены тенденции к субъективному идеализму.

     Избегая  чрезмерного эмоционально-чувственного  отношения к жизни, Будда находит  свой, «срединный путь». Учение  о пути нравственного спасения  излагается им на общедоступном  языке обыденных образов и  понятий.

     В центре этого учения находятся «четыре благородные истины». Первая истина состоит в том, что существование человека неразрывно связано со страданием. К страданию ведут рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого. Согласно второй истине причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, привязанность человека к жизни, удовлетворение своих чувственных страстей. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды - такова третья истина. И, наконец, в качестве четвертой истины провозглашается путь к устранению страданий.

     Достижение  полной невозмутимости и безразличие  ко всему - это состояние нирваны, состояние сверхчеловеческого наслаждения. Этот благородный восьмеричный путь заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. В предписании восьмеричного пути выделяются три основных этапа: познание, поведение и сосредоточение. Эти три этапа раскрывают основное содержание ненасилия в буддийской этике. Совершенствование познания невозможно без морали. Поэтому нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное  непринесение вреда окружающему.

     Таким образом, восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться очищением человека в свете истины.

      Философия локаята

   Материалистическая  линия в древнеиндийской философии  была представлена, прежде всего, учением локаятиков-чарваков. Локаята означала философию этого мира, философию народа, поскольку в нем нашло отражение народное мировоззрение. Основателем этого учения считают Брихаспати. Локаятики подвергли критике мировоззрение Вед, отрицали жизнь после смерти, закон кармы и сансару, отвергали существование бога.

   Локаятики отрицали сверхъестественное знание, авторитеты и разум как самостоятельный  источник знания. Все знания они  выводили из органов чувств, из ощущений. Оригинальность положений индийского материализма более отражена в негативных суждениях, нежели в позитивных. Это было обусловлено тем, что естествознание, к которому апеллировали локаятики, находилось еще в зачаточном состоянии.

      Философия йога

     Древние ведические корни имеет классическая йога, основателем которой был Патанджали (II век до нашей эры). Все восемь частей этой философии восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде упанишад.

   Это учение разрабатывало способы «обуздания мысли», способы отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек сознает, по мнению представителей этой школы, отличие своего «я» от мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат различные позы и положения тела, контроль над дыханием и т.п. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.д. В систему предписаний йоги входит также требование поклонения богу. 
 

 

Заключение 

     Индийская философия это одно из основных слагаемых  мировой философии, история которой  охватывает более двух с половиной  тысячелетий.

     Индия – один из древнейших очагов мировой  цивилизации. Это великая и интересная страна, писал Маркс, колыбель наших языков.

     Гению индийского народа человечество обязано  постановкой и разработкой многих философских проблем, до сих пор  еще волнующих умы людей. По словам видного индийского философа Сарвепалли Радхакришнана, "индийская мысль заслуживает изучения не просто как явление, вызывающее интерес у исследователей глубокой старины. Размышления отдельных мыслителей или идеи прошлого не лишены ценности. То, что некогда вызывало интерес у мужчин и женщин, не может целиком потерять свое жизненное значение. В философии арийцев ведийского периода видно, как могущественные умы борются со сложнейшими проблемами, стоящими перед мыслящим человеком".

     В современной Индии с почтением  относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов». 

Список  использованной литературы

  1. Бродов  В.В.  Древнеиндийская философия 
  1. Грицанов  А.А. Всемирная энциклопедия: Философия
  1. Макс  МюллерШесть систем индийской философии
  1. Скирбекк  Г., Гилье Н. История философии

     

Информация о работе Особенности древнеиндийской философии