Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:55, контрольная работа
Проанализировав основные положения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия в целом теоцентрична: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него. При всей сложности средневековой культуры, в ней были серьезные недостатки: редкостью были люди, которые знали четыре правила арифметики, ведь если кто-то умел делить, то это просто считался образованнейший человек. Эта нелюбовь, презрение к математике, и даже арифметике, к другим естественным наукам - характерная черта всей средневековой жизни.
Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Особенности средневековой философии……………………………………..4
2. Разработка христианской догматики в средневековой философии (патристика, апологетика)………………………………………………………..6
3. Проблема соотношения веры и разума. Номинализм и реализм…………..10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………...13
Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т. е. богословов,чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики – III – VIII вв.
Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
- троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);
- природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
- соотношение свободы и благодати;
- отношение веры и разума.
Наиболее ярким представителем патристики был Августин Блаженный (354 – 430).
Он родился в городе Тагасте в Северной Африке в семье язычника и христианки. Поначалу Августин, получив образование, избрал для себя светское поприще ритора и адвоката. Причем в юности он увлекался манихейством — учением, близким к гностицизму. Но под влиянием Амвросия, епископа г. Медиолана (совр. Милан), Августин становится христианином. Вернувшись из Рима в Африку, он принял сан священника и с 395 года до конца жизни был епископом в приморском городе Гиппоне. Августин умер, когда город Гиппон осаждали вандалы, пришедшие с моря. В последние часы он умолял Бога послать ему смерть раньше, чем вандалы возьмут город. Приближалось время крушения Римской империи. Не прошло и полувека, как в 476 году, захватив город Рим, вождь варваров Одоакр объявил себя королем Италии.
Но и в период своего
заката Римская империя рождала
выдающиеся духовные авторитеты, подобные
Амвросию и Августину. Если Амвросий
славился прежде всего как талантливый
проповедник, то Августин, будучи священником,
оставил обширное теологическое
наследие. Причем в своем творчестве
он сумел дать оригинальные ответы
на большинство вопросов христианского
вероучения, начиная с космологии
и заканчивая устройством церковной
организации. Именно Августин обосновал
в своем сочинении «О граде
Божьем» необходимость
Влияние Августина на дальнейшее
развитие философии определяется по
большому счету тем, что он вновь
обращается к центральным проблемам
античной философии, и прежде всего
к вопросу о свободе воли. Надо
сказать, что в христианстве эта
проблема обостряется тем
Что касается собственно философской стороны вопроса, то, пытаясь совместить свободу воли и предопределение, Августин первым заговорил о субъективном моменте человеческого выбора и о том внутреннем психологическом измерении души, феномен которого стал явным как раз в эпоху христианства. Дело в том, что главные истины, включая убежденность в бытии Бога, человек у Августина, как в свое время у Тертуллиана, извлекает из глубин души в акте самопознания. Но прежде, чем человек доходит до этих истин, он, по мнению Августина, должен пережить ситуацию тотального сомнения во всем и вся. И выход из этой ситуации Августин увязывает с формулой «Я сомневаюсь, следовательно, существую». Тем самым Августин предваряет методологический ход рационалиста XVII века Р. Декарта, у которого из тотального сомнения рождается вывод «Я мыслю, следовательно, существую...».
На пути самопознания мы узнаем также то, что душа человека не имеет пространственной конфигурации, но зато обладает ориентацией во времени. Таким образом, Августин открывает субъективную форму времени, которая является способом организации души человека. Именно в этом измерении, согласно Августину, происходит становление личной веры, и этот процесс он детально изображает в своей знаменитой автобиографической «Исповеди». В связи с «Исповедью» Августина принято считать автором жанра психологической автобиографии.
Надо сказать, что разговор
о душе, имеющей временные, но не
имеющей пространственных параметров,
был начат неоплатониками. Но у
Августина существование души во
времени обретает ту индивидуально-психологическую
окраску, которая была невозможна в
языческой философии и возможна
только в христианстве. Еще в молодые
годы, проведенные в Риме и Медиолане,
Августин познакомился с сочинениями
неоплатоников. Но их теологические
идеи оказались подчинены у
3.Соотношение
веры и разума в средневековой
философии. Номинализм и
Разум и вера Взаимосвязь
разума и веры всегда находилась в
центре внимания религиозной философии.
Значимость откровения, непосредственного
божественного озарения, путь веры.
Среди религиозных мыслителей шли
дискуссии об оптимальной стратегии
соединения усилий веры и разума. Еще
Августин, делавший в традиции христианского
платонизма акцент на важности божественного
озарения в познании, полагал, что
в постижении мира человек неминуемо
опирается первоначально на авторитет,
имеющий своим истоком веру, однако
не может им ограничиться и использует
далее потенциал разума. В традиции
христианского аристотелизма
Полемика
реализма и номинализма Реализм - учение,
согласно которому подлинной реальностью
обладают только общие понятия, или универсалии,
а не единичные предметы, существующие
в эмпирическом мире (на латинском языке,
эта мысль выражалась в формуле: universalia
sunt realia). Согласно средневековым реалистам,
универсалии существуют до вещей (ante rem),
представляя собой мысли, идеи в божественном
разуме. И только благодаря этому человеческий
разум в состоянии познавать сущность
вещей, ибо эта сущность и есть не что иное,
как всеобщее понятие. Для реалистов, например
для Ансельма Кентерберийского (1033-1109),
познание возможно лишь с помощью разума,
ибо лишь разум способен постигать общее.
Приоритета воли над разумом и носило
название номинализма. Термин "номинализм"
от лат. "nomen"-"имя". Общие понятия
- только имена; они не обладают никаким
самостоятельным существованием вне и
помимо единичных вещей и образуются нашим
умом путем абстрагирования признаков,
общих для целого ряда эмпирических вещей
и явлений. Например, мы получаем понятие
"человек", когда отвлекаемся от индивидуальных
особенностей отдельных людей и оставляем
только то, что является общим для них
всех. Поскольку все люди суть живые и
одушевленные существа, обладающие разумом,
то, стало быть, в понятие человека входят
именно эти признаки: человек есть живое
существо, наделенное разумом. Согласно
учению номиналистов, универсалии существуют
не до, а после вещей (post rem). Крайние номиналисты,
к которым принадлежал, например, французский
философ и теолог Иоанн Росцелин (1050 - 1120),
даже доказывали, что общие понятия суть
не более чем звуки человеческого голоса;
реально лишь единичное, а общее - только
иллюзия, не существующая даже в человеческом
уме. Спор номиналистов и реалистов возник
в связи с проблемой единичного и общего,
как она ставилась еще Аристотелем, различавшим
первичные и вторичные сущности и затруднявшимся
в определении онтологического статуса
тех и других.
Заключение
Проанализировав основные положения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия в целом теоцентрична: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него. При всей сложности средневековой культуры, в ней были серьезные недостатки: редкостью были люди, которые знали четыре правила арифметики, ведь если кто-то умел делить, то это просто считался образованнейший человек. Эта нелюбовь, презрение к математике, и даже арифметике, к другим естественным наукам - характерная черта всей средневековой жизни.
Список использованной литературы
1. Зеньковский В. В. Основы Христианской философии /В. В. Зеньковский. — М., 1997
2. Миненков. Г.Я. История средневековой философии: Хрестоматия: в 2ч/
Г. Я. Миненков. – Минск, 2002.
3. Штекль А. История Средневековой философии /А. Штекль. – СПб., 1996.
Информация о работе Основные проблемы философии Средневековья