Основные принципы философии постмодернизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:46, реферат

Краткое описание

Тема данной работы актуальна для исследования, поскольку она отражает процессы, происходящие в философском мышлении в наше время. Одновременно такое положение усложняет задачу понимания сущности философии постмодернизма, так как эта философия находится в состоянии развития. Поэтому цель нашей работы - выявление неких основополагающих тенденций современности. Конечно, возможно также говорить и об общих характеристиках тех направлений, которые относятся к современной философии. В первую очередь, это общность основания.

Файлы: 1 файл

философия основные принципы.docx

— 41.85 Кб (Скачать)

Основатель позитивизма - О. Конт, выдвинувший закон трех стадий развития сознания, аналогичных трем видам развития философии. Эти стадии суть: теология, метафизика, позитивная философия. Теология, согласно О. Конту, занимается некоторыми фикциями - религиозными сущностями (ангелами, силами); метафизика работает с классическими философскими категориями - абстрактными, отвлеченными, как утверждает О. Конт. Общим для этих двух видов философии является невозможность проверить исходные понятия. После метафизики наступает эпоха позитивной философии, или собственно науки. Она характеризуется тем, что философия выступает в качестве систематизирующего принципа, она создает универсальную картину мира, которую не в состоянии создать науки. Позитивная наука не стремится исследовать причины наблюдаемых явлений, но лишь их условия; окончательной целью позитивизма является создание социальной физики, то есть выявление социальной природы познания.

Л. Витгенштейн - представитель третьей стадии позитивизма, аналитической философии. Тема его исследований - глубинные механизмы языка, связь с которыми, согласно немецкому мыслителю, в высшей степени свойственна философии. Л. Витгенштейн пишет, что «постановка /философских проблем/ зиждется на непонимании логики нашего языка» (6, 3), то есть связана с неправильным употреблением и пониманием терминов и понятий. Необходимо поэтому выяснить границы того, что может быть сказано ясно и того, о чем невозможно говорить и что в силу этого не может быть предметом философского знания. Работа философии строится как «логическое прояснение мыслей» (19, 163). Поэтому «философия - не учение, а деятельность» (6, 24). Мир философских вопросов находится в сфере фактической реальности, которая полностью отображается в языке. Напротив, вопросы, относящиеся к области метафизики (мистики) - вопросы о смысле жизни, о Боге, душе - неподвластны нашему знанию, выстроенному строго логически. Мы не находим в мире тех фактов, которые соответствовали бы Богу или душе. Для нас эта сфера остается тайной. Таким образом, единственное, что мы можем сделать - это попытаться прояснить наш язык, чтобы избежать взаимного непонимания во всех сферах жизни.

2.7 Прагматизм

Это направление современной  философии также называется философией действия; оно возникло в США еще  в Х1Х веке, а в ХХ достигло вершины  своего развития. Основная идея прагматизма - достижение определенных целей, направленных на изменение мира. В числе своих  предшественников прагматизм считает  Ф. Ницше и А. Бергсона. Это объясняется тем, что и Ф. Ницше, и А. Бергсон выступали против отвлеченных философских построений, обращая внимание прежде всего на непосредственную жизненную данность, на то, что предшествующей философской традицией рационализма игнорировалось: на интуицию, стихию, чувственный опыт. Более всего прагматизм привлекала установка Ф. Ницше и А. Бергсона на иррационализм в познании. Другим характерным моментом прагматизма является внимание к опыту, что выражалось в ориентации на выстраивание универсального сомнения эмпирического субъекта. Для данного направления значима роль психических процессов и переживаний, особенно в том, что касается познания; понимание категории опыта в прагматизме достаточно широкое, но прежде всего это психологический, внутренний опыт. При этом объективное знание не интересует представителей прагматизма: оно подвергается сомнению как редуцированное к рациональным формам.

Наиболее популярным представителем прагматизма является Р. Рорти. Продолжая традицию экзистенциализма и персонализма, Р. Рорти утверждает, что философия есть лишь инструментарий, поэтому не может быть абсолютной философии. Ее дело - проблематизация бытия (понимаемого как человеческое существование), то есть поиск и определение основных вопросов, возникающих в ходе жизни. Несмотря на сходство прагматизма с экзистенциализмом, существует следующая особенность в понимании этими направлениями истины. Так, если в экзистенциализме мы находим апелляцию к непосредственно переживаемым истинам, то для прагматизма очевидна непосредственная связь истины и окружающего мира. Поэтому актуален вопрос о возможности определенным образом действовать в социальном контексте. Мир принимается таким, какой он есть, его смысл достижим только в будущем, но, однако, недостижимо само будущее. Познание поэтому лишь относительно, и весь смысл переносится в социальный контекст, то есть речь идет о том, чтобы как можно лучше контактировать с миром. Таково в целом учение прагматизма.

Заключение

Итогом нашего исследования можно считать установление некоторого единства основных направлений философии  постмодернизма. Во-первых, мы уже писали о единстве предпосылок - и общефилософских, и тех, что послужили непосредственным импульсом к развитию современной  философии. Так, например, в феноменологии  происходит своеобразное возрождение  декартовского сомнения, но только целью этого сомнения является очищение сознания от штампов механистического мышления и обращение к предметам  в их непосредственной данности. Общим  с классикой, в частности с  философским учением Г. Гегеля, является также и стремление Э. Гуссерля обосновать философию как строгую науку. М. Хайдеггер, далее, подобно Пармениду, обращается к теме бытия, однако по-новому понимает соотношение бытия с человеческой жизнью, включает в рассматриваемую проблематику вопрос о времени.

Экзистенциализм, продолжая  развивать идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, утверждает промежуточный характер человеческого существования, тем не менее онтологизируя это существование, придавая ему характер основания, отправной точки философского размышления. Такие представители этого направления, как Ж.-П. Сартр и А. Камю пишут о том, что человек во всех жизненных ситуациях несамостоятелен, подвластен «иному» - Другому, смерти, случайности самого существования. Большое внимание уделяется внутренним, душевным переживаниям человека, оказывающих влияние на его познавательную деятельность. Позднее эти идеи по-своему интерпретирует прагматизм.

Переосмысляется также социальная проблематика. В экзистенциализме и  феноменологии она связана с  трудностью установления простого контакта между людьми, с проблемой взаимопонимания. В постструктурализме (Ж. Бодрийяр, М. Фуко) тема социальности осмысляется в связи с понятием власти; позитивизм утверждает необходимость социологизации современной науки; в аналитической философии важную роль в обществе играет язык, умелое владение которым (на уровне понятийной грамотности) определяет успешность взаимопонимания.

Одной из важнейших тем  ХХ веков является тема творчества. Она также по-разному интерпретируется в постмодернизме. Например, для  экзистенциализма творчество есть возможность  придания смысла случайному человеческому  существованию (Ж.-П. Сартр, А. Камю). Для герменевтики важны процедуры чтения и понимания (интерпретации); позднее в постструктурализме эти процедуры обретают онтологический характер (тезис Ж. Деррида о мире как тексте). Безусловно, на современное понимание сущности творчества и позиции автора оказали влияние исследования природы языка, произведенные в структурализме (Р. Барт), постструктурализме (Ж. Деррида) и герменевтике (М. Хайдеггер).

Изменяется представление  о знании, оно понимается как постоянно  разрастающееся «образование», зависимое  от ситуации, в которой находится  человек; знание оказывается пронизанным  властью, тоталитарным.

Наконец, следует отметить одну общую тенденцию постмодернистской  философии: это, как мы писали, стремление высвободить для свободного размышления  те аспекты человеческого бытия, которые игнорировались предыдущей, классической традицией философии. Такое высвобождение, выталкивая человека в мир, вдруг оказавшийся непонятным и чужим, одновременно открывает, в  особенности для философии, новые  перспективы развития. Конечно, человек  чувствует себя крайне неуверенным, его жизнь лишена привычной устойчивости, перспективы размыты, мир вокруг развивается слишком быстро - но, с другой стороны, мы открыты миру, жизни, мы переосмысляем свои знания, избавляемся от многих иллюзий. Человек  ищет основание своей жизни, и  главное на этом пути - не поддаваться  тотальному скепсису.

Список литературы

Барт Р. «Избранные работы. Семиотика. Поэтика» М., 1989 г.

Бергсон А. «Творческая эволюция. Материя и память» Минск ХАРВЕСТ, 1999 г.

Бодрийяр Ж. «Символический обмен и смерть» М., 2000 г.

Визгин В.П. «Мишель Фуко - теоретик цивилизации знания» // «Вопросы философии» №4, 1995 г.

Витгенштейн Л. «Лекции о религиозной вере» // «Вопросы философии» №5, 1998 г.

Витгенштейн Л. «Философские работы» ч. 1, М. Гнозис, 1994 г.

Делез Ж., Гваттари Ф. «Что такое философия?» М. Алетейя; СПб., 1998 г.

Кьеркегор С. «Наслаждение и долг» Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998 г.

Кьеркегор С. «Страх и трепет» М., Республика, 1998 г.

Ницше Ф. «Избранные произведения» М., «Просвещение», 1993 г.

Ницше Ф. Сочинения в 2 тт., т. 2, М., Рипод Классик, 1998 г.

Сартр Ж.-П. «Бытие и ничто» М. Республика, 2000 г.

«Современная западная философия. Словарь» М. Издательство политической литературы, 1991 г.

«Философский век. История  философии как философия» №25, ч. 2, СПб. Центр истории идей, СПб. 2003 г.

Фрейд З. «Психология бессознательного» М. Просвещение, 1989 г.

Фрейд З. «Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи» СПб. Алетейя, 2000 г.

Фуко М. «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» М., 1977 г.

Хайдеггер М. «Положение об основании» СПб. Алетейя, 2000 г.

«Хрестоматия по истории  философии» ч. 2, М. «ВЛАДОС», 1997 г.

Шопенгауэр А. Собрание сочинений  в 5 тт., т. 1, М. «Московский Клуб», 1992 г.

Шпенглер О. «Закат Европы» Минск ХАРВЕСТ; М. АСТ, 2000 г.

Юнгер Ф. «Ницше» М. Праксис, 2001 г.

Ясперс К. «Ницше и христианство» М. «Медиум», 1994 г.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Основные принципы философии постмодернизма