Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:59, доклад
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской
империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая
складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и
аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший
эту философию в русло христианства.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской
империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая
складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и
аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший
эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства
философских систем средневековья диктовалась основными догматами
христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о
личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В
условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого
государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в
рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма,
креационизма, провиденциализма.
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором
источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное
и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где
на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся
на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные
науки.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в
соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную,
преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в
соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и
поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в
религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее
становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести
довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви»,
которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и
прежде всего на идеи Платона.
Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором
средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и
формулы.
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что
повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе
универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия
вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют
собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления.
Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы
вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности
материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.
Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам
природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали
общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и
человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления
общих понятий.
Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие
гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского
знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но
неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков
нового, капиталистического строя [11].Развитие товарно-денежного хозяйства в
странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление.
Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные
преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и
первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию
собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия
стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.
Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания
был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не
столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в
экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком
для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал
соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм,
опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных
исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит
никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но
поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и
возвышенных предметов. Девиз философии Августина: «Хочу понять бога и душу. И
ничего более? Совершенно ничего!». Разумеется, понимаемая таким образом
философия не могла быть вдохновителем новых духовных течений.
Интеллектуальные запросы требовали новой философии.
Развившееся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы
интеллектуальное движение повлекло за собой рост тенденций к отделению науки
от теологии, разума от веры. В результате длительных споров, ведущихся между
отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось несколько точек зрения
на то, как решить проблему отношения веры и разума:
- Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть
догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения;
- Точка зрения двойственной истины, выдвинутая защитниками теории двух
истин - теологической и научной;
- Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали
теологию и науку по их предметам и целям;
- Точка зрения полного отрицания ценности науки.
В условиях, когда все более широко пробуждался интерес к науке и философии,
нельзя было по-прежнему поддерживать полное отрицание ценности рационального
знания, необходимо было искать другие, более тонкие способы решения вопроса
об отношении теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о
выработке такого метода, который, не проповедуя полного пренебрежения к
знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление
догматам откровения, т.е. сохранить примат веры над разумом. Эту задачу
осуществляет Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской
концепции науки.
1. Бог - проблема средневековой философии
2. В средневековье возникает спец. раздел занимающийся интерпретацией библейский текстов-герменэвтика
3. Природа человека понимается троично: тело, душа и дух
4. Появление линейной концепции истории. История понимается как отрезок имеющие начало и конец. Начало создание богом мира. Конец-Страшный суд.
5. Средневековье это раздел философии занимающийся анализом различного рода знаков-символизм. Символ - это материальный предмет не обладающий смыслом, обозначает собой не материальное духовное проявление бога.
1. Реализм - это философское направление, признававшее объективное существование общих понятий. (Универсальными)
Существует только в силу причастия общих понятий: мир вселенная душа вещь и т.д.
2. Номенализм - отрицает объективное существование универсалий и признающая только единичных предметов.
Основные проблемы средневековья:
1. Разграничение познания.
2. Проблема соотношения философии и теологии решение проблемы Фома Аквинский : "Философия-это служанка теологии"
3. Спор о природе универсале данная проблема получила своё разрешение в философском учении Уильяма Оккама " Бритва-Оккама" - это методологический принцип запрещающий сущность - "Сущностей без необходимостей умножать не следует"- то что можно объяснить по средствам меньшего не следует объяснять по средствам большего.
3) Одним из представителей ранней средневековой философии является Блаженный Августин (354 - 430 гг.). Работы этого философа оказали больше влияние на становление христианства в средневековом обществе.
Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму. Все сущее, именно потому что оно существует, считается благом (добром). Зло - это не материальный объект, а отсутствие добра. Все сущее создано и поддерживается в состоянии существования Богом. Если Бог "отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы". Августин считает познаваемой душу и Бога. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи с человеком, а человека в связи с Богом. Душа по Августину - нематериальный объект и существует вечно. В трудах о происхождении души Августин колеблется между идеей о том, что она (душа) переходит при рождении от матери к ребенку и идеей о ее создании Богом (креационизм).
Философия Августина очень теоцентрична: в центре ее Бог, который находится во взаимосвязи с миром, им созданным. Свое учение он противопоставляет пантеизму, считая, что у Бога нет телесного обличия, но при этом считает его отдельной личностью. В связи с этим выдвигает идею о бесконечности божественного начала. "Не мать моя, не кормилицы питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы".
Считает время характеристикой движения и изменения. До момента создания мира Богом, никакого времени не было. И вообще, нету никакого "перед тем" и никакого "потом". Прошлое обязано своим существование памяти, будущее - нашей надежде. Хотя в его рассуждениях присутствуют сомнения по этому поводу. В частности, приводится пример с пророками, которые могли видеть будущее, стало быть где-то оно имеется. Считается приверженцем религиозного фатализма.
В теории познания близок к неоплатонизму. Критикует скептицизм, призывая доверять своим ощущениям. Говорит о том, что если бы невозможно было познать истину, а и относительная истина не была бы известна. Считает, что каждому человеку открыто для изучения его внутреннее сознание. Стало быть познание возможно. Считает социальное неравенство объективным фактом, с которым нет смысла бороться. В утешение говорит о том, что "бедный наг, но счастлив, богатый же является рабом своих страстей". Разделяет церковь ("царство божие на земле") и государство ("дом дьявола"). Существуя и развиваясь параллельно, они пройдут шесть стадий, начиная от Адама и Евы и заканчивая Страшным Судом, после которого граждане "града Божия" попадут в рай, а для граждан "земного града" уготовлены вечные муки.
Фома Аквинский (Аквинат) (1225 или 1226-1274) - выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики, в 1323 г. был причислен к лику святых. Осиновым положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение. Считает, что философия, как "истина разума", должна находиться в услужении богословия, как "истины откровения". Философию считает настолько менее значимой, чем богословие, на сколько человеческий разум слабее мудрости божественной.
Бога рассматривает как первопричину и конечную цель всего сущего. Считает, вслед за Аристотелем, что суть любой вещи заключается в сочетании формы и материи. При этом материю считает лишь восприемницей сменяющих друг друга форм, "чистой потенциальностью", форму же считает причиной индивидуальности. Надо сказать, что эта концепция, рассматривающая материю как "слабейший вид бытия" была с воодушевлением принята церковью, поскольку объясняла причину, по которой Иисус Христос принял телесное обличие, явившись на землю. Сущее Аквинат разделял на субстанции и акциденции (свойства субстанции).
Душу Фома Аквинский рассматривал как нематериальную субстанцию, находящуюся во взаимосвязи с телом и придающую ему индивидуальность. Он высказывал очень тонкую мысль: поскольку у некоторых людей тела имеют очень тонкую организацию, то из души имеют большую силу разумения. Придерживался идеи бессмертия души. Считал, что существует три состояния любого объекта: "до вещи" (мыслимое Богом), "в вещи" (конкретная реализация, познаваемая чувственно) и "после вещи" (образ, родственный душе, создаваемый в результате обобщения и абстрагирования).
В этических воззрениях опирался на свободу воли человека. Считал, что все созданное Богом есть благо, а зло - это добро в меньшей степени, созданное Им как бы для сравнения. Считал, что блаженство является конечной целью теоретического познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, причем все это невозможно без божественной благодати. Главной целью государственной власти считал содействие общему благу. Отдавал предпочтение монархии, но не тирании.
Информация о работе Основные положения средневековой философии