Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:10, контрольная работа
Аристотель (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания.
1.Введение………………………………………………………………………3
2. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля………………………………………………………………………4
3. Учение Аристотеля о человеке и государстве……………………………..8
4. Сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве…………………………………………………………………….11
5. Заключение………………………………………………………………….14
6. Список литературы………………………………………………………….15
Противоречие Аристотеля с Платоном наблюдается прежде всего в вопросе о собственности. В этом споре Аристотель - сторонник личной собственности, а Платон - ее противник. Аристотель считает, что идеальный способ пользования собственностью - это тот, который сочетает в себе системы общей и частной собственности. Философ утверждает, что, когда собственность будет поделена между людьми, среди них исчезнут взаимные претензии и недовольство.
Аристотель и Платон пришли к заметному единству в вопросе о рабстве. Оба в своих проектах идеального государства предусматривают возложение тяжелой производительной работы на плечи бесправного рабства. В вопросе о возникновении государства философы Платон и Аристотель сходятся. Это - известная посылка классиков марксизма о том, что человек - животное общественное.
В вопросе об идеальном правителе наблюдается общность взглядов Платона со взглядами Аристотеля, правитель видится философам прежде всего справедливым, разумным, сильным и достойным своего поста.
Как и Платон, Аристотель рассматривает четвертую этическую добродетель – справедливость. Справедливость, по Аристотелю, есть середина между причинением обид другим и терпением обид от других. Аристотель выбирает устойчивость, предпочитая несколько проиграть в объеме. Лучше меньшее, но долгое, чем большее, но короткое – вот формула аристотелевской рациональности. Платон на этом фоне максималист. Он скорее выбирает «лучшее-в-себе».
В своем «Государстве» Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные пленники, видящие перед собою лишь тени вещей, существующих в «подлинном» мире, т.е. мире идей. Узники эти ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и что все это - произведение богов». Таким образом, не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, потустороннего земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.
Заключение
Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существующих в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля - это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. И вся жизнь Аристотеля состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира.
Список литературы
1. Философия: учебник / под ред. проф. В. П. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
2. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.
3. Сайт: Википедия. Свободная энциклопедия. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
4. Сайт: Цифровая библиотека по философии. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru
5. Сайт: Filosofa.net. Всё о философии. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.filosofa.net
6. Сайт: tarefer.ru. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://works.tarefer.ru
14
Информация о работе Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля