Основные направления философии эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 20:57, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения (или Ренессанс) длилась с середины XIV до конца XVI веков. Это период в истории культуры Западной Европы, пришедший на смену культуре средневекового феодализма и предшествующий культуре Нового времени. Деятели Ренессанса противопоставляли свою эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление совершенно новой цивилизации, другой культуры и другого знания.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Краткая характеристика эпохи Возрождения

Глава 2. Основные философские направления и важнейшие мыслители эпохи Возрождения
2.1 Антропоцентрические (гуманистические) идеи
2.2 Идеи неоплатонизма
2.3. Идеи натурфилософии
2.4. Социально-политическая философия
а) философия Реформации
б) политическая философия
в) этическая философия
г) философия социалистов-утопистов

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Основные направления философии эпохи Возрождения.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Эти направления развивались не одновременно. В хронологическом отношении развитие философии западного Возрождения условно принято разделять  на три периода и на три основных течения мысли:  
1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): середина XIV - середина XV веков.

2-й период (неоплатонический): середина XV – первая треть XVI века.  
3-й период (натурфилософский): конец XVI  - начало XVII века.

 

2.1 Антропоцентрические  (гуманистические) идеи

Термин «гуманизм» в переводе  с латинского означает «человечность». Как уже отмечалось, к основным чертам гуманизма относились:  антицерковная и антисхоластическая направленность,  стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, а также антропоцентризм - особое внимание к человеку и его деятельности. 

По своему жанру гуманистическая  философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты  одновременно были писателями. К ним  прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо. Видными представителями гуманистического направления эпохи Возрождения в XIV - XV веках являлись  также Джаноццо Манетти, Леон Батиста Альберти и др.

Данте Алигьери  (1265–1321).

Первым мыслителем эпохи Возрождения  принято называть Данте Алигьери. В своих литературных и поэтических произведениях он заложил основы нового гуманистического учения о человеке.

Именно у Данте впервые появились  идеи, не укладывавшиеся в русло  традиционного схоластического  философствования, а картина мира уже не вполне укладывается в рамки католического миросозерцания. Так, в его основном произведении - «Божественной комедии»- проводником по аду, чистилищу и раю для Данте служит не ангел или святой, а античный поэт Вергилий. Античных философов (Платона, Сократа) Данте помещает не в самом аду (где положено находиться язычникам), а в лимбе - самом первом круге ада. А вот отношение Данте к папам весьма критично, и некоторых из них он не побоялся отправить в Ад. И хотя картина мира в этом произведении средневековая, чисто католическая, но сама иерархия небес и рая во многом напоминает неоплатоническое построение.

Согласно мировоззрению Данте,  природа  божественна, а человек  имеет две природы – земную и небесную, и потому стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному - путь наставлений духовных, сообразно с учением Церкви. Значит, философия для земной жизни гораздо более нужна, чем богословие. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. А смысл жизни на земле - не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а в жизни сообразно с природой, с человеческими, земными целями и в улучшении условий земной жизни.

 «Божественная комедия» представляет  собой как бы энциклопедию  христианского мировоззрения средневековья с его важнейшими геоцентрическими идеями. Но в ней четко ощутим и начавшийся кризис этого мировоззрения. Данте выступает против феодальных привилегий и светской власти церкви.

Но главное, что делает ее исходным документом гуманистической мысли, – это интерес Данте к человеку. Он восхваляет человека, признает за ним наличие как божественного, так и природного начала,  верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Многими учеными Данте Алигьери считается лишь предтечей философии эпохи Возрождения. Собственно же первым ренессансным философом и родоначальником гуманизма признается Франческо Петрарка.

Франческо Петрарка  (1304-1374)

Франческо Петрарка - один из величайших лирических поэтов Италии и основатель гуманистического направления в философии. Свои основные идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»).

В первом трактате Петрарка отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека. В  трактате дан и новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, важно не слепое подражание мыслителям древности, а стремление изучить античную культуру, переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Петрарка впервые вновь поднимает интерес к такому гению античной философии, как Платон. Поэтому именно с Петрарки ведет свое начало также платоническая линия в философии Возрождения.

Петрарка считал, что главная цель подлинной философии - познание не Бога, а человека, а познанием Бога пусть занимаются небожители. В трактате «О презрении к миру» он говорит, что человеческая жизнь дается один раз и уникальна, и человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Человеческая личность должна быть свободной  как физически, так и духовно. Человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы. Поскольку загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей, то человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить.

Петрарка  указывает на необходимость  гуманизации христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка впервые  вводит и сам термин «гуманизм».

Джованни Бокаччо (1313-1375)

 Крупнейший писатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо продолжил гуманистическую линию. В своем наиболее известном сборнике "Декамерон" он восхвалял рассудок и плотские желания человека, а представителей духовенства высмеивал, представлял их глупыми, лживыми и порочными.

Джаноццо Манетти (1396-1459)

Согласно сочинению Манетти, «О достоинстве и превосходстве человека», мир создан для наслаждения, а человек – «некий малый мир», т.е. приобретает атрибуты божества.

В этом трактате  Манетти стремится  к полной реабилитации телесного  начала в человеке. Он указывает, что наиболее удивительные творения человека - египетские пирамиды, римские башни, произведения античной и ренессансной живописи  и поэзии свидетельствуют об огромной творческой одаренности человека.

Леон Батиста Альберти (1404–1472)

Леон Батиста Альберти - видный архитектор раннего Возрождения,  живописец, поэт, музыкант и теоретик искусства. Он считал, что высшее эстетическое наслаждение доставляет та красота, которая создана самой природой, и учиться у нее - первая задача художника. Альберти интересовался и естественными науками, в особенности математикой.

Как гуманист, Альберти вырабатывает новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для него определяется не ее социальной принадлежностью, а личными заслугами. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью.

2.2 Идеи неоплатонизма

Неоплатонизм - это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке.

Философы-неоплатоники предложили новую  картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей. Идеологи неоплатонизма не отрицали божественной природы человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосмос.

Ренессансный платонизм разрабатывал пантеистическую тенденцию в мировоззрении: обожествление космоса, понимание природы как «внутреннего мастера». Концепция «всеобщей религии» и согласия всех философских учений способствовала гуманистическому переосмыслению христианства в XVI веке.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Георгий Гемист Плифон, Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Парацельс и др.

Георгий Гемист Плифон (1355–1452)

Наибольшую роль в стимулировании платоновского движения в ренессансной Италии сыграл православный священник из Константинополя Георгий Гемист Плифон. Он принадлежал к высшему духовенству, но интересовался и мусульманской, и иудейской религиями. Энтузиаст возрождения античной культуры, он написал свое наиболее известное произведение «Законы» (то же название носило и главное произведение великого древнегреческого идеалиста Платона). В своих работах Плифон отказывается от многих христианских положений в пользу платонических и неоплатонических, а свое учение именует эллинской теологией. В соответствии с этим учением, Вселенная не  была сотворена, ибо она божественна, а значит, вечна, как и Бог. Посредниками между божественным единством и миром людей являются языческие боги. Высшего бога он часто называет Зевсом. Но языческие боги - это олицетворения философских понятий и категорий, почерпнутых у платоников и неоплатоников. Воззрения Плифона способствовали дальнейшему углублению интереса гуманистов к философии Платона.

Марсилио Фичино (1433–1499)

Марсилио Фичино перевел на латынь труды многих античных мыслителей, написал и собственные работы: «О христианской религии», «Платоновская теология о бессмертии души», «О жизни», толкование на «Пир» Платона и др. В работах Фичино заметно полное слияние античной, в первую очередь неоплатонической, философии с христианством. Традиционную теологию он пытался подменить «ученой религией» в виде платоно-неоплатонической философии. Фичино считал, что существует некая всеобщая религия, все остальные религии в той или иной мере причастны ей, а христианство является ее высшим и лучшим проявлением.

Фичино полагал, что мир упорядочен по образцу платоников. Иерархия мира насчитывает пять ступеней: Бог, ангелы, душа, качества и материя. Центром иерархии является не Бог, а человек. Человек - это как бы некий Бог, он единственный повелевает самим собой. Человек рожден царствовать и не может терпеть рабства.

Николай Кузанский (1401 - 1464)

Истинным родоначальником ренессансного неоплатонизма и одним из  крупнейших, оригинальных немецких мыслителей эпохи Возрождения является Николай Кузанский (Николай из Кузы). Священник, затем кардинал, Кузанский был увлечен античным культурным наследием, интересовался астрономией, космографией, математикой.

Он был теоцентристом, но не схоластиком. В одном из его трактатов – «Согласие веры» - есть мысль о такой общей религии, в которой в принципе можно соединить все существующие религиозные вероисповедания.

 В другом  трактате «Об ученом незнании»  - Бог отождествлялся с его творением - Вселенной, что позднее стало именоваться пантеизмом, не раз осуждавшимся церковью. Таким образом, понятие Бога в творчестве  Кузанского теряет религиозность и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и как скрытая сущность всего. Согласно Кузанскому, едины идея и материя. Вселенная бесконечна, не имеет ни начала, ни конца, ни центра, Земля не является центром Вселенной. Мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог  - в окружающем мире. Бесконечность Вселенной приводит к бесконечности познания.

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень  близко подошел к материалистическому  объяснению Вселенной и подготовил почву для натурфилософских учений  Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

 

Парацельс (1493-1541)

Примером пантеистического мировоззрения, в котором на базе фундаментальной  идеи тождества микро- и макрокосма натуралистическое, природное начало преобладало над божественным, могут служить воззрения и деятельность немецкого врача, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, более известного под псевдонимом Парацельс.

Он был профессором  медицины и практикующим врачом. Философских  произведений Парацельс не писал, выражая свои мировоззренческие идеи в сочинениях на медицинские, астрологические, социально-политические и теологические темы. В центре его  интересов находился человек в его отношении к богу, природе и социальному миру. Парацельса можно считать родоначальником немецкой натурфилософии, выдвигавшим, однако, на первый план медицину, опирающуюся на философию, астрологию, алхимию и теологию.

2.3. Идеи натурфилософии

Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением идей гуманизма, но и развитием естествознания. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механистическим. В период Позднего Возрождения (XVI - начало XVII веков) в Европе (особенно в Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Главное отличие представителей натурфилософии  от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они обосновывали материалистический взгляд на мир, формировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новой картине мира, выдвигаемой натурфилософией, Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Представители этого философского течения считали, что мир познаваем, и познать его можно благодаря разуму, а не путем Божественного откровения.

Наиболее яркими представителями  натурфилософии эпохи Возрождения  являлись Леонардо да Винчи, Николай  Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.  Они пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

Их теоретические разработки и  экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении  между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Леонардо да Винчи обладал поразительной разносторонностью своих дарований. Величайший мастер живописи, скульптор, архитектор,  он занимался также градостроительством и математикой, гидротехникой и мелиорацией, астрономией и геологией, анатомией и ботаникой, оптикой и перспективой. Леонардо утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментов способна придать лишь теория.

 Он выдвинул задачу проверки  и подтверждения математикой  знаний о природе.  О Боге он говорит как о мастере, «верховном художнике». Душа неразрывно связана с телом, без которого она ничего не может совершить и ощутить. Мир в философии Леонардо представлен не в отвлеченных понятиях схоластики, а в живых и ярких художественных образах. Космос у Леонардо лишен теологической направленности, и гармония мира соседствует с его трагизмом. Эта же двойственность распространяется и на человека: он есть и величайшее орудие природы, земной бог, и одновременно животное. Человек, по словам Леонардо, свободен в своих действиях и способен как подняться до ангела, так и опуститься ниже скотины.

Информация о работе Основные направления философии эпохи Возрождения