Основные этапы процесса познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:17, курс лекций

Краткое описание

Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром в процессе деятельности, и возникнув, в дальнейшем существенно изменяет это взаимодействие. Деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно теории деятельности, разработанной основоположниками российской психологии, высшие психические процессы — восприятие, внимание, память, мышление, — рассматриваются как особые формы внутренних действий, для памяти — это мнемические действия, направленные на запоминание материала, для мышления — это умственные действия, направленные на выяснения отношений между объектами в связи с решением насущных проблем, которые, выявляют субъективные отношения человека к чему-либо.

Файлы: 1 файл

Основные этапы процесса познавания.docx

— 29.07 Кб (Скачать)

 Наименьшую единицу  логического мышления — суждение — выделил Платон8. Классифицировав суждения на общие и частные, Аристотель9 показал, что законы природы и общества могут быть выражены только в форме общих суждений, истинных для всех объектов данного класса. Он доказал, что если обе посылки частные, то из них нельзя сделать логического вывода, и предложил правила формирования умозаключения — силлогизма.

Формирование логического, так же как и развитие понятийного  мышления, невозможно без определенного  практического опыта или обучения.

Благодаря силлогизмам и  другим логическим формам, мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым. В логических формулах (например, в  силлогизме) воплощены как бы застывшие, законченные, четко и до конца  сформулированные мысли, т. е. готовые  продукты мышления. Они сохраняются  в памяти как запас накопленных  людьми знаний в форме общих утверждений (правил). Несмотря на то, что формулировка общего правила ничего не добавляет  к нашим знаниям, она полезна, поскольку правило легче хранить  в памяти и передать другим людям, чем набор примеров. Наличие правила  побуждает проверять новые случаи на соответствие ему, при этом исключения становятся вдвойне заметными.

 По мнению Л. М.  Веккера10, специфика мышления заключается в самом процессе обратимого перевода информации с языка образов на символический речевой язык. Если задача воплощает в себе рассогласованность искомых отношений как на языке образов, так и на речевом, что исключает возможность взаимоперевода, то решение содержит в себе согласование обеих форм и допускает обратимость перевода. Если при оперировании образами не вычленяются отношения или они выделяются, но не переводятся на язык символов, или если не сохраняется инвариантность отношений в процессе перевода, то это оперирование не есть мышление. По мере совершенствования мыслительного процесса в нем в качестве компонентов используются не только понятия, но и такие производные от них более сложные образования, как суждения и умозаключения, и, кроме того, возрастает длина цепи, которую человек может строить из этих элементов. Однако уровень развития связан не только с составом компонентов и длиной формируемой из них цепи, но и с динамической структурой мышления, т. е. существенное значение имеет скорость, с которой человек может приспосабливать элементы и операции к конкретным задачам. Способность гибко пользоваться освоенными операциями и операторами и быстро переключаться с одного объекта познания на другой, устанавливая связи между различными объектами мысли, называют сообразительностью. Кроме того, скорость мыслительного процесса тем больше, чем в большей мере он свернут, т. е. чем в большей мере человек оперирует уже сложившимися обобщениями, исключающими необходимость анализа в некоторых звеньях. Таким образом, продуктивность мышления зависит от автоматизированности процессов свертывания, а не только от достигнутого уровня элементов и операций.

Итак, существо динамики мыслительного  процесса может быть представлено следующим  образом. Вначале возникает мотив  как результат рассогласования  имеющихся средств решения задачи и необходимых результатов. Затем — ориентировка, которая заканчивается постановкой вопросов, они — результат известного понимания задачи и начало ее решения. Отвечая на вопросы, человек начинает взвешивать и перебирать возможные альтернативные решения. Найдя наиболее подходящее, он временно допускает, что оно найдено, и производит его сличение с исходно требуемым. Если совпадение удовлетворительно, то процесс заканчивается, если нет — исследуется другая альтернатива.

 


Информация о работе Основные этапы процесса познания