Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:17, курс лекций
Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром в процессе деятельности, и возникнув, в дальнейшем существенно изменяет это взаимодействие. Деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно теории деятельности, разработанной основоположниками российской психологии, высшие психические процессы — восприятие, внимание, память, мышление, — рассматриваются как особые формы внутренних действий, для памяти — это мнемические действия, направленные на запоминание материала, для мышления — это умственные действия, направленные на выяснения отношений между объектами в связи с решением насущных проблем, которые, выявляют субъективные отношения человека к чему-либо.
Наименьшую единицу логического мышления — суждение — выделил Платон8. Классифицировав суждения на общие и частные, Аристотель9 показал, что законы природы и общества могут быть выражены только в форме общих суждений, истинных для всех объектов данного класса. Он доказал, что если обе посылки частные, то из них нельзя сделать логического вывода, и предложил правила формирования умозаключения — силлогизма.
Формирование логического, 
так же как и развитие понятийного 
мышления, невозможно без определенного 
практического опыта или 
Благодаря силлогизмам и 
другим логическим формам, мышление становится 
доказательным, убедительным, непротиворечивым. 
В логических формулах (например, в 
силлогизме) воплощены как бы застывшие, 
законченные, четко и до конца 
сформулированные мысли, т. е. готовые 
продукты мышления. Они сохраняются 
в памяти как запас накопленных 
людьми знаний в форме общих утверждений 
(правил). Несмотря на то, что формулировка 
общего правила ничего не добавляет 
к нашим знаниям, она полезна, 
поскольку правило легче 
По мнению Л. М. Веккера10, специфика мышления заключается в самом процессе обратимого перевода информации с языка образов на символический речевой язык. Если задача воплощает в себе рассогласованность искомых отношений как на языке образов, так и на речевом, что исключает возможность взаимоперевода, то решение содержит в себе согласование обеих форм и допускает обратимость перевода. Если при оперировании образами не вычленяются отношения или они выделяются, но не переводятся на язык символов, или если не сохраняется инвариантность отношений в процессе перевода, то это оперирование не есть мышление. По мере совершенствования мыслительного процесса в нем в качестве компонентов используются не только понятия, но и такие производные от них более сложные образования, как суждения и умозаключения, и, кроме того, возрастает длина цепи, которую человек может строить из этих элементов. Однако уровень развития связан не только с составом компонентов и длиной формируемой из них цепи, но и с динамической структурой мышления, т. е. существенное значение имеет скорость, с которой человек может приспосабливать элементы и операции к конкретным задачам. Способность гибко пользоваться освоенными операциями и операторами и быстро переключаться с одного объекта познания на другой, устанавливая связи между различными объектами мысли, называют сообразительностью. Кроме того, скорость мыслительного процесса тем больше, чем в большей мере он свернут, т. е. чем в большей мере человек оперирует уже сложившимися обобщениями, исключающими необходимость анализа в некоторых звеньях. Таким образом, продуктивность мышления зависит от автоматизированности процессов свертывания, а не только от достигнутого уровня элементов и операций.
Итак, существо динамики мыслительного 
процесса может быть представлено следующим 
образом. Вначале возникает мотив 
как результат рассогласования 
имеющихся средств решения