Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:35, контрольная работа
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Социология, как и многие другие науки, вычленялась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях.
Введение……………………………………………………………………………..3
Общество как объект философского исследования…………………….4
Концепция общественного развития в философии……………………..7
Методология социальной философии……………………………………9
Заключение………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………………...12
Словарь………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Словарь……………………………………………………………
Введение
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Социология, как и многие другие науки, вычленялась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях.
Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией1.
Целью данной работы является изучение основ социальной философии.
Задачи работы:
- изучить понятие «общество» в науке философии;
- рассмотреть концепции
- определить методы социальной философии.
1. Общество как объект
Неуловимая ткань межчеловеческого пространства: людских взаимодействий, отношений, общения – становится тем элементом, который делает необходимыми условия возникновения общества.
В этом смысле общество
является не произведением человека,
а произведением его
Ценности, которые имеют существенное значение для множества людей, могут быть уничтожены или возрождены, поддержаны или проигнорированы другими. Люди боятся и обожествляют все высокозначимое и в то же время непонятное, а просто непонятного (и следовательно, непредсказуемого) стремятся избежать или уничтожить его как потенциальную опасность. Поэтому смешение и диалог культур в современном обществе, характерная для постмодернистского этапа социального развития билингвальность (владение разными языками) способствуют снижению коллективной агрессии и выводят борьбу за выживание человеческих «видов» на новый этап.
Философия изучает общество в целом. Разберемся с тем, что же интересует философов в обществе, на какие проблемы его развития они обращают внимание. В обыденной жизни понятие "общество" используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:
1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах,
2) группа людей,
формально не организованная, но
имеющая общие интересы и
В научной литературе существует немало дефиниций общества. Простейшее из них звучит так: общество - это совокупность людей и их взаимоотношений. В западной литературе обществом чаще всего называют географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное "национальное лицо".2 Возможно и еще одно определение: "Общество - это, прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность".3
Традиционное общество характеризуется:
1) естественным
разделением и специализацией
труда (преимущественно по
2) персонализацией
межличностного общения (
3) неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности),
4) связанностью
членов отношениями родства («
5) примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
Современное общество отличается иным:
1) ролевым характером
взаимодействия (ожидания и поведение
людей определяются
2) развивающимся
глубоким разделением труда (на профессионально-
3) формальной
системой регулирования
4) сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления),
5) секуляризацией
религии (отделением ее от
6) выделением
множества социальных
В современном обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации межчеловеческих отношений, которые в большинстве случаев оказываются деперсонифицированы.
Российское общество, несмотря на характерное для нас «очеловечивание» (архаизацию) статусных, структурных и ролевых, межличностных, отношений давно нельзя назвать общиной. Оно чрезвычайно сложно структурировано: полиэтнично, функционально дифференцировано, имеет разветвленную систему социального управления, множество развитых общественных институтов.4
Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.
2. Концепция общественного развития в философии
Наиболее распространенными
Маркс выделял пять основных форм и этапов развития общества (общественно-экономические формации).
Появление теории "стадий экономического роста", разработанной специалистом по экономической истории Ростоу, было заметным событием во второй половине 50-х годов. Его работа дала второе дыхание теории единого индустриального общества, получившей распространение в 60-е годы, а на ее основе и концепции постиндустриального общества.
Схематично путь развития человеческого общества (по Ростоу) можно представить так:
1 Традиционное общество |
2 Стадия созревания |
3 Сдвиг |
4 Движение общества к зрелости |
5 Стадия высокого массового потребления |
Рис.1. путь развития человеческого общества (по Ростоу)
Теория единого индустриального общества не делала существенных различий между капитализмом и социализмом (ведь и у нас был съезд индустриализации). "Не призрак коммунизма бродит по планете, а индустриализация. К ней идут и Восток, и Запад". Согласно данной теории, развитое индустриальное общество имеет следующие черты: развитая промышленность, города и растущее городское население; уменьшающаяся занятость в сельскохозяйственном производстве и незначительная доля сельских жителей; большая доля лиц интеллектуального труда; высокое массовое потребление, быстрый рост производительности труда.
Этапы развития общества у постиндустриалистов выглядят следующим образом:5
1 Предындустри- |
2 Переход |
3 Индустриальная стадия |
4 Стадия высокого массового потребления |
5 Постиндуст- |
Рис.2. Этапы развития
общества у постиндустриалистов
3. Методология социальной философии
Социальная философия - размышление об обществе как системе вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью вместе с другими людьми.
Социальная философия
- составная часть любой
Социальная философия
выполняет целый ряд функций.
Мировоззренческая состоит в
выработке определенного
Сложность выполнения социальной философией своих функций вызвана тем, что до сих пор все попытки создать единую и единственную социально-философскую теорию общества заканчивались неудачей.
Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной степени могут служить предметом теоретических размышлений и тех, кто причисляет себя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широкими теоретическими обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данном случае как представители социальной философии.
У социальной философии и социологии
очень широкая область
Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.6
Информация о работе Общество как объект философского исследования