Общество как объект философского исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:35, контрольная работа

Краткое описание

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Социология, как и многие другие науки, вычленялась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Общество как объект философского исследования…………………….4
Концепция общественного развития в философии……………………..7
Методология социальной философии……………………………………9
Заключение………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………………...12
Словарь………

Файлы: 1 файл

г 8111210 (и) Социальная философия.doc

— 71.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Общество как объект философского исследования…………………….4
  2. Концепция общественного развития в философии……………………..7
  3. Методология социальной философии……………………………………9

Заключение………………………………………………………………………….11

Список использованной литературы……………………………………………...12

Словарь……………………………………………………………………………...13 
Введение

 

С древнейших времен человека интересовали не только загадки  и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов  на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

 Социология, как и многие другие науки, вычленялась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях.

Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией1.

Целью данной работы является изучение основ социальной философии.

Задачи работы:

- изучить понятие «общество» в науке философии;

- рассмотреть концепции исторического  развития общества;

- определить методы социальной  философии.

 

1. Общество как объект философского  исследования

 

Неуловимая ткань  межчеловеческого пространства: людских взаимодействий, отношений, общения – становится тем элементом, который делает необходимыми условия возникновения общества.

В этом смысле общество является не произведением человека, а произведением его производства, т.е. культуры. Как всякий артефакт, общество представляет собой довольно хрупкое создание, поскольку его существование и успешное развитие связано с безостановочным культивированием (специальной искусственной поддержкой). Совсем недавняя история показывает, что достаточно разрушить города, сжечь библиотеки или запретить выполнение обычаев и использование национального языка, чтобы привести общество в состояние упадка, деградации или же качественной трансформации его основных признаков. И наоборот: развивать образование, науку и культурное творчество – значит на практике достигать большего социального совершенства и экономического процветания общества.

Ценности, которые  имеют существенное значение для  множества людей, могут быть уничтожены или возрождены, поддержаны или проигнорированы другими. Люди боятся и обожествляют все высокозначимое и в то же время непонятное, а просто непонятного (и следовательно, непредсказуемого) стремятся избежать или уничтожить его как потенциальную опасность. Поэтому смешение и диалог культур в современном обществе, характерная для постмодернистского этапа социального развития билингвальность (владение разными языками) способствуют снижению коллективной агрессии и выводят борьбу за выживание человеческих «видов» на новый этап.

Философия изучает  общество в целом. Разберемся с тем, что же интересует философов в обществе, на какие проблемы его развития они обращают внимание. В обыденной жизни понятие "общество" используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:

1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах,

2) группа людей,  формально не организованная, но  имеющая общие интересы и ценности (имеющая общий "стиль жизни", как выражаются западные социологи),

В научной литературе существует немало дефиниций общества. Простейшее из них звучит так: общество - это совокупность людей и их взаимоотношений. В западной литературе обществом чаще всего называют географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное "национальное лицо".2 Возможно и еще одно определение: "Общество - это, прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность".3

Традиционное общество характеризуется:

1) естественным  разделением и специализацией  труда (преимущественно по половозрастному  признаку),

2) персонализацией  межличностного общения (непосредственно  индивидов, а не должностных или статусных лиц),

3) неформальным  регулированием взаимодействий (нормами  неписаных законов религии и  нравственности),

4) связанностью  членов отношениями родства («семейным»  типом организации общности),

5) примитивной  системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современное общество  отличается иным:

1) ролевым характером  взаимодействия (ожидания и поведение  людей определяются общественным  статусом и социальными функциями  индивидов),

2) развивающимся  глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы),

3) формальной  системой регулирования отношений  (на основе писаного права:  законов, положений, договоров  и т.п.),

4) сложной системой  социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления),

5) секуляризацией  религии (отделением ее от системы  управления),

6) выделением  множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

В современном  обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации межчеловеческих отношений, которые в большинстве случаев оказываются деперсонифицированы.

Российское общество, несмотря на характерное для нас  «очеловечивание» (архаизацию) статусных, структурных и ролевых, межличностных, отношений давно нельзя назвать  общиной. Оно чрезвычайно сложно структурировано: полиэтнично, функционально дифференцировано, имеет разветвленную систему социального управления, множество развитых общественных институтов.4

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

 

 

2. Концепция общественного  развития в философии

 

Наиболее распространенными концепциями, отражающими исторический процесс современного мира, можно считать формационный подход (наиболее полно сформулированный Марксом и Энгельсом), теорию стадий экономического роста ("Некоммунистический" манифест Ростоу), многоликую теорию индиустриального общества и столь же пеструю по составу и взглядам теорию постиндустриализма.

Маркс выделял  пять основных форм и этапов развития общества (общественно-экономические  формации).

Появление теории "стадий экономического роста", разработанной  специалистом по экономической истории Ростоу, было заметным событием во второй половине 50-х годов. Его работа дала второе дыхание теории единого индустриального общества, получившей распространение в 60-е годы, а на ее основе и концепции постиндустриального общества.

Схематично путь развития человеческого общества (по Ростоу) можно представить так:

1 Традиционное общество

2

Стадия созревания

3

Сдвиг

4

Движение общества к зрелости

5

Стадия высокого массового потребления


 

Рис.1. путь развития человеческого  общества (по Ростоу)

Теория единого  индустриального общества не делала существенных различий между капитализмом и социализмом (ведь и у нас  был съезд индустриализации). "Не призрак коммунизма бродит по планете, а индустриализация. К ней идут и Восток, и Запад". Согласно данной теории, развитое индустриальное общество имеет следующие черты: развитая промышленность, города и растущее городское население; уменьшающаяся занятость в сельскохозяйственном производстве и незначительная доля сельских жителей; большая доля лиц интеллектуального труда; высокое массовое потребление, быстрый рост производительности труда.

Этапы развития общества у постиндустриалистов  выглядят следующим образом:5

 

1 Предындустри- 
альная стадия

2 Переход

3 Индустриальная стадия

4

Стадия высокого   массового потребления

5 Постиндуст- 
риальная стадия


 

Рис.2. Этапы развития общества у постиндустриалистов  
3. Методология социальной философии

 

Социальная философия - размышление об обществе как системе  вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью вместе с другими людьми.

Социальная философия - составная часть любой философской  системы, важнейшая философская  дисциплина, которая оказывала огромное влияние на эволюцию общественного  сознания и социальной практики на всех этапах исторического развития общества.

Социальная философия  выполняет целый ряд функций. Мировоззренческая состоит в  выработке определенного целостного взгляда на строение, функционирование и развитие общества, его прошлое, настоящее и будущее; критически-рефлексивная - в осмыслении современного этапа социального развития с точки зрения представлений об идеальном, совершенном устройстве общественных порядков; методологическая - в определении границ предмета частных социальных и гуманитарных дисциплин - политологии, социологии, истории и т.д., в разработке базовых принципов и понятий этих дисциплин. Есть и другие функции - интегративная, просветительская, но указанные принято считать главными.

Сложность выполнения социальной философией своих функций вызвана тем, что до сих пор все попытки создать единую и единственную социально-философскую теорию общества заканчивались неудачей.

Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной степени могут служить предметом теоретических размышлений и тех, кто причисляет себя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широкими теоретическими обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данном случае как представители социальной философии.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более  отчетливо проявляется в предмете исследования. О предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметной же сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Еще в большей мере различие между  социальной философией и социологией  обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.6

Информация о работе Общество как объект философского исследования