Общая характеристика сфер целостности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Философское и научное познание предполагает соблюдение определенных правил, нарушение которых неизбежно приводит к заблуждениям. Одним из этих правил является: принцип целостности, который предписывает изучать объекты системно, комплексно, то есть в связи с непосредственно соотносящимися с ними другими явлениями. Этот принцип основан на противопоставлении внутренних связей связям внешним. Если сила связей между какими-либо объектами данного множества превышает силу связей любого из элементов данного множества с элементами иного множества, такие связи называются внутренним

Файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 28.83 Кб (Скачать)

           РЕФЕРАТ 
на тему: общая характеристика сфер целостности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Студентки 1 курса 1 потока

                                                                                                  2 группы ,факультету подготовки

                                                                                                  следователей органов внутренних дел  

                                                                                                   Позняк Анастасии 

 

 

                                               Введение  
   Философское и научное познание предполагает соблюдение определенных правил, нарушение которых неизбежно приводит к заблуждениям. Одним из этих правил является: принцип целостности, который предписывает изучать объекты системно, комплексно, то есть в связи с непосредственно соотносящимися с ними другими явлениями. Этот принцип основан на противопоставлении внутренних связей связям внешним. Если сила связей между какими-либо объектами данного множества превышает силу связей любого из элементов данного множества с элементами иного множества, такие связи называются внутренними. Обязанность исследователя состоит в изучении всех таких связей, в которых интересующий объект является одним из элементов некоей системы. Именно этот принцип и есть основой категорий сфер целостности. 
   Философские категории- это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности. 
   Категории целостности обеспечивают нам целостность взглядов на любую материальную и духовную систему явлений, то есть дают возможность синтеза, единства блоков (сфер) категорий непосредственного и опосредованного. Иными словами перед нами стоит задача – соединить единичное (сфера непосредственного бытия) с всеобщим (сфера сущности). Зная все предыдущие категории это можно сделать через некое опосредствующее звено, то есть через особенное. В таком синтезе единичного и всеобщего через особенное и состоит общая схема логического действия. 
                                   

                                     Всеобщее,особенноеединичное 
   Изучение вещей, предметов объективной действительности переубеждает нас в том, что каждая вещь, явление, с одной стороны, имеет какие-то строго индивидуальные признаки, благодаря которым мы и различаем эти вещи, с другой- каждое отдельное, индивидуальное явление имеет в себе и некоторые общие признаки, характерные для многих явлений. Эти объективные признаки вещей и явлений отображаются в мышлении с помощью категорий единичного и общего. 
   Существует два понимания общего: традиционное, формально- логическое понимание общего как абстрактно- общего, то есть как сходства, одинаковости вещей и явлений и диалектическое понимание общего (всеобщего) как единства многообразного, осуществляемого посредством особенного. 
   В отличие от традиционного понимания, всеобщее, по Гегелю это- « такое в традиционном понимание выглядит всего лишь характеристикой человека как биологического рода. Во втором случае- это человек, производящий орудия труда и вступающий в производственные с другими людьми. Всеобщее выступает- и в начальных стадиях, и в развитом состоянии предмета- не как «разлитая» по всем элементам системы схожесть, а как особенное, собирающие эти элементы в единую систему. 
   Единичное- это отдельный предмет, вещь, явление, событие, факт, которые характеризуются соответствующими пространственными и временными границами, соответствующей определенностью. 
   Всеобщее- это объективно существующее тождество между предметами, вещами, явлениями, что присуще многим предметам, вещам и явлениям в рамках конкретной качественной определенности.  
   Единичное и общее есть единством противоположностей. Единичное существует как таковое отдельно. Общее же не существует отдельно. Его нельзя увидеть дотронуться до него. Оно существует через единичное как его момент. Ми говорим «Иван человек». Уже здесь есть диалектика единичного и общего «Иван»- единичное. «Человек»- всеобщее. «Иван» имеет те черты, которые присущи всем людям, значит, он является носителем общего. Общее не существует вне единичного, отдельным. Отдельное не существует по другому как в той связи, которая ведет к общему. Любое отдельное есть так или иначе общим, потому что оно объективно связано с ним. Всякое общее есть частичкой, элементом, стороной отдельного, поскольку оно отображает последнее не полностью, а частично- в том что есть тождественным в предметах. Единичное, отдельно, по своему содержанию, проявлением богаче чем общее, которое является абстрактным. Но общее глубже раскрывает содержание, сущность вещи. Промежуточной категорией между единичным и общим есть понятие «особенное» , которое отображает момент спорного единства общего и единичного. Особенное- это то, что есть общим по отношению к единичному и единичным по отношению к общему. К примеру: пшеница- единичное; злаковое растение- особенное; растение вообще- общее. Понятие «злаковое растение» есть общим по отношению к понятию «пшеница». В свою очередь «злаковое растение» есть единичным по отношению к понятию «растение вообще». 
    Из сказанного можно сделать вывод, что отличие между общим особенным и единичным относительно. Каждый предмет, вещь, явление являют собой единство единичного общего и особенного в том понимание, что любая вещь, предмет, явление имеют в себе неповторимые, индивидуальные  признаки, черты свойственны и общие для всех этих вещей, предметов и явлений. «Ивану» как человеку присущи общие черты: наличие сознания (мышления), языка, способности к труду и т. п. . Но «Иван» может иметь и неповторимые, индивидуальные способности, черты: прекрасный голос, способность к музыке, к искусству. В особенном преодолевается односторонность как общего, так и единичного, потому что оно фиксирует в себе и то, и другое.  
   Как взаимосвязанные противоположности общее и единичное переходят одно в другое. В живой природе такую взаимосвязь можно проследить на примере взаимосвязи онтогенеза и филогенеза. Филогенез (общее, нажитое родом) переходит в онтогенез (индивидуальное). И наоборот онтогенез переходит в филогенез, то есть эти свойства, которые наживаются индивидом в процессе своего индивидуального развития, передаются им в наследство всему роду. Категории единичного, особенного и общего имеют важное значение в процессе познания. Они отображают его движение, логику, последовательность. Процесс познания есть схождение от единичного к особенному и от особенного к общему. Это неминуемый объективный закон познания, и любая попытка обойти его ведет к субъективизму, к ошибочности. 
    В процессе познания мы сначала познаем единичное, отдельное, а потом путем обобщения переходим к знанию общего. Знание единичного- наглядно-конкретное. Оно есть первичным. Но с помощью такого знания нельзя выяснить  суть вещей и явлений, раскрыть причины их изменения и развития. Общее дает знание сути вещей, оно глубже отображает тенденцию развития, его законы, дает представление о природе понятий, что имеет важнейшее значение в процессе познания. Аристотель по этому поводу писал: «тот, кто знает общее, лучше знает что-либо, чем тот, кто знает частичное».  
   Однако не следует противопоставлять знание единичного знанию общего, потому что это неминуемо ведет к ошибкам. Абсолютизация единичного- путь к эмпиризму, к нагромождению фактов по принципу «дурной бесконечности» - сколько бы мы этого не делали, без обобщения нельзя понять их сути. Вместе с тем нельзя преувеличивать и роль общего, потому что это ведет к отрыву от реальности, от изучения конкретной разнообразности фактов, вещей, явлений- к субъективизму. Иногда особенное, которое объективно существует в вещах, выдают за общее, что ведет к искривлению процесса познания, к его фальсификации. 
   Категории единичного, особенного и общего в процессе познания играют роль его опорных пунктов, ступеней от незнания к знанию. Они также есть важными категориями логики, с помощью которых создаются понятия, обобщения, без чего невозможно познание вообще, настоящее представление сути развития и изменений. Значит категории единичного, особенного и общего являются одновременно и категориями диалектики, теории познания и диалектической логики. И эта их особенность касается всех категорий диалектики которые можно рассматривать в трёх аспектах- онтологическом, гносеологическом и логическом. 
 
                                                    ОТРИЦАНИЕ 
   В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновение нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся, и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием. 
   Термин «отрицание» в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли. 
   Существует два вида отрицаний: первый вид- это уничтожение, отбрасывание, прекращение существования, смерть объекта; второй вид- это отрицание как момент развития, как момент связи этапов развития. Специально оговаривать именно два отрицания приходится потому что ранее считалось, что первый вид отрицания носит чисто субъективный характер. Оно есть произвольное мнение и потому бесплодно: «отрицающий таким образом должен быть не в ладу с миром, должен ворчливо порицать все существующее и все свершившееся, все историческое развитие. Если взглянуть на эволюцию мира живых существ, биосферы, то в объективности «зряшного» , абсолютного отрицания можно убедится, обнаружив огромное количество тупиковых ветвей эволюции».  
   Отрицание - это момент процесса развития, в рамках которого, на основе внутренних взаимосвязей, осуществляется переход от одной ступени развития системы к другому или от одной системы к другой. Это не просто переход от одного качества к другому. Здесь на первый план выступает содержательная сторона процесса развития. Важнейшей особенностью этого процесса является преемственность.

Наследственность - это система связей и отношений, сущность которой заключается в  том, что при переходе от одной  ступени развития к другому или от одной системы к другой хранится часть содержания, связывает предыдущий с последующим моментом развития. Обычно в процессе преемственности сохраняется то, что было выработано в становлении определенного явления, системы как основы их устойчивости. Например, на основе приспособительных реакций в развитии живого организма вырабатывается система безусловных рефлексов, инстинктов, сохраняющих устойчивость вида. Кроме того, преемственность означает, что новое зарождается не на пустом месте в результате разрушения старого, а на основе старого, на предпосылках, которые состоят внутри старого. Новое зарождаясь на основе и внутри старого, укрепляясь и развиваясь, приобретает относительную самостоятельность. Однако оно связано со старым многими нитями. Сложный процесс смены старого новым осуществляется как отрицание, при котором сохраняется общая тенденция, направленность развития.

Преемственность и отрицание - это особенности  внутреннего развития явлений, процессов, систем. Однако они тесно связаны  и с внешними условиями. Внешние условия, постоянно изменяясь, могут быть толчком, побудителем внутренних изменений. А эти внутренние изменения могут привести к зарождению элементов нового содержания в старом. И это новое, сохранив особенности, произведенные предыдущим периодом развития, приобретает своих особенностей, обусловленных изменением внешних связей и отношений. Например, тот же живой организм приспосабливается к быстро изменяющимся условиям с помощью условных рефлексов. Эти рефлексы выражают внутреннюю способность организма к изменениям, чтобы обеспечить свое существование в изменившейся ситуации. Итак, специфика внутреннего процесса преемственности находится в тесной взаимосвязи с внешними обстоятельствами, условиями. Отрицание как момент устранения старого и утверждения нового характеризуется прежде сохранением положительного содержания старого в новом, содержания, который становится основой дальнейшего становления и развития нового, а также тем, что оно выступает как самоотрицание предмета развивается и становления нового предмета. Однако отрицание может включать в процесс изменения одной ступени или системы другой и негативные тенденции. Новое, зарождается в недрах старого и отрицает его, впоследствии тоже устаревает и подвергается отрицанию. В этом процессе возражений наблюдается специфическая особенность, заключающаяся в том, что происходит как бы повторение, возвращение к старому, как происходит круговорот. Однако, это не простое повторение, а воспроизведение того, что было с учетом изменений в содержании процесса развития и внешних условий. Движение принимает форму спирали, в которой каждый новый виток есть вроде возвращением и в то же время - продвижением вперед. Этот процесс спиралевидного движения характеризуется как отрицание отрицания. Имеет место в развитии сложных систем, процессов в природе, обществе, в мышлении.

Например, в процессе производства осуществляется удовлетворение жизненных потребностей. Потребность как исходный импульс  жизнедеятельности обусловливает  необходимость деятельности. Деятельность, обеспечивая удовлетворение потребности, отрицает ее. Будучи удовлетворенной, она бы затухает. Но в процессе деятельности рождается новая потребность, которая, отрицая деятельность, становится реальностью. Но эта новая потребность является не простым повторением старой - она ​​фиксирует в себе и развитие человека, и изменение условий, и необходимость согласования потребности с условиями. А эта потребность обусловливает необходимость новой деятельности. Следовательно, потребность отрицается деятельностью, а новая (как бы повторяющаяся) потребность отрицает ту деятельность, которую обусловила. Фактором, связывает старую и новую потребности, есть преемственность.

Подобная  картина наблюдается принятии растений, животных. Высеянные зерно отрицается выросли из него растением. Растение дает новые зерна (например, колосок пшеницы). Это новое зерно уже выступает и как отрицание растения, как отрицание отрицания, и как повторение ранее высеянных зерна. В то же время, это уже новое зерно, которое испытало на себе влияние удобрений, влаги, других изменяющимся.

Вообще  отрицания составляет способ функционирования системы. Деньги - товар - деньги, яйцеклетка - организм-яйцеклетка - это единство наследственности и изменчивости, в основе которых лежит преемственность, это также поступательность и последовательность в развитии Каждое из возражений - это процесс смены этапов, уровней становления или сущности смены одних сущностей другими в рамках более общей системы.

Отрицание - это одновременно и процесс разрешения противоречий, и переход количественных изменений в качественные. Это три аспекта единого процесса развития. Здесь закон отрицания отрицания выступает как общая внутренняя форма самодвижения, саморазвития явлений, процессов. Являясь отражением универсальных связей, реализованных в генетически связанных этапах поступательного развития, этот закон выступает результативным принципу предвидения будущего.Познание и сознательное использование этого закона становится важным фактором, влияющим на характер практически-духовного освоения мира

 

 
                                                                     РАЗВИТИЕ  
  Развитие- это философское понятие, призванное характеризовать наиболее богатое понимание неотъемлемого способа существования материи-субстанции. Именно по этому эта категория и завершает собой систему категорий содержательной логики. Погружаясь в категорию развития мы последовательно переходим от понимания изменения вообще (движения) через отражение факта вечного обновления, формообразования материи (становление) к внутренней логике порождения Универсумом. Субстанцией своих собственных формообразований включая логику субъектного бытия в мире, логику творчества общественно- исторического субъекта. 
Возникновение субъекта есть одновременно и акт развития субстанции, есть процесс развития и субстанционального и субъектного содержания. 
  Каждой форме развития материи присущи свои пространственно-временные характеристики. «пространство выражает екстенсивный, а время интенсивный аспект процесса развития» как сказал Маркс: « время есть пространство человеческого развития» .   Объективными формами направленности процесса развития являются прогресс и регресс. С содержательной стороны, прогресс выражает творческую тенденцию процесса развития, а регресс- деструктивную. Но по мнению А. А. Хамидова возможен универсальный критерий это- развитие субстанции в направлении возникновения субъекта и становления субъекта из освоения им субстанции. То есть если линия развития форм движения материи ведет к возникновению субъекта, то эта линия прогрессивна. С другой стороны прогресс деятельности любого субъекта есть освоение универсальных характеристик материи-субстанции и превращение их в свои собственные, творческие силы. « Стало быть развитие есть производство, порождение предметом своих собственных состояний, есть самопорождение или, выражаясь словами Гегеля, самоосуществление предмета.» Таким образом развитие выступает как развертывание, осуществления сущности предмета. Начало процесса развития- это неразвернутая, неразвитая, а итог развития- это развернутая и развитая сущность любой развивающейся системы. При этом, разумеется процесс развития есть разрешения заложенного в начале системы противоречия, для чего необходима целая совокупность определенных условий. Бутон розы, при наличие благоприятных для его развития условий , может превратится в прекрасный цветок, а если этих условий не будет то, может засохнуть или замерзнуть. 
                                                               

                                     ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ 
   Это самый сложный закон, вбирающий в себя моменты двух предыдущих. Свое наиболее полное выражение он находит на ступени высшей формы развития- в историческом процессе  человеческой предметно-преобразующей деятельности, поднимающийся до уровня сознательно-свободного творчества. Этот закон отчетливо передает живой ритм человеческой деятельности: вечное движение между опредмечиванием и распредмечиванием. Человек постоянно объективирует свои сущностные силы (отрицание) , а затем, снимая объективизацию, возвращается к себе как к субъекту деятельности (отрицание отрицания). Классической иллюстрацией плодотворного использования данного закона могло бы быть рассмотрение разделения первобытного труда на умственный и физический, а затем соединение этих не способных существовать друг без друга форм труда в современном развитом производстве.  
   В действии закона отрицания отрицания мы видим присутствие и процесс смены мер, появление нового качества и действие внутреннего противоречия. Но почем у именно два отрицания? Гегель вполне рационально объясняет это, но опираясь на два предидущих закона. Если первое отрицание это- снятие первоначальной целостности, непосредственности предмета в результате проявления присущего ему внутреннего противоречия, более того- обостреннее его, то второе отрицание есть разрешение этого противоречия. Завершение цикла (завершения развития данного предмета) имеет форму спирали , то есть возвращение в единство фактически есть возвращение к нему на новой, обогащенной основе. 
 
                                                            
                                             ВЫВОДЫ 
   Рассмотрев категории сферы целостности и закон отрицания отрицания, можно убедится в том, что изучение действительности возможно лишь при системном подходе. Все что было рассмотрено выше и есть система форм познания, отражающая как мир в целом так и каждую отдельно  взятую саморазвивающуюся систему. Категории целостности помогают научиться целостно воспринимать любую материальную и духовную систему явлений, они дают возможность синтеза, единства всех трех сфер (сфера непосредственного бытия и сфера опосредованных отношений, сфера целостности).       
    Материалестическая диалектика, решая вопрос о единстве мира, о общих связях и законах функционирования, развития действительности, становится важным средством для создания реальных предпосылок, обеспечивающих всестороннее развитие каждого человека, прогрессивное, поступательное развитие общества. В связи с тем, что непосредственным миром бытия человека является общество, то знание общих связей и законов развития действительности является необходимым условием сознательной творческой деятельности на благо всего человечества и каждого отдельного человека, условием раскрытия внутренней логики исторического процесса и сознательного управления им. 
    
      

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 
1) А. И. Некрасов «ФИЛОСОФИЯ» 
2) «УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЛОСОФИИ» по редакции доктора философских наук, профессора И. Ф. Надольного 
3) А. А. Ивакин «ФИЛОСОФИЯ» 
4) Ю. В. Осичнюк «ФИЛОСОФИЯ»


Информация о работе Общая характеристика сфер целостности