Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 11:08, контрольная работа

Краткое описание

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с её многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз ставя вопрос о том, что такое человек, как уму следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....2

1.Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика ……………………………..………………………….……3

2. Славянофилы и западники…………………………………………….…8

Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и западников и прокомментируйте их…………………………..…………………………………………….….11

Заключение…………...……………………….……..………………….…12

Список используемой литературы…………………………………….…

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 25.01 Кб (Скачать)

          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

                                 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                        ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

                                                            Филиал г.Барнаул 
 
 
 

                              Контрольная работа

                                        По предмету «Философия» на тему:  

                      Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники.   

                                                  Вариант 20   

                                                                           

                                                                                                                                      Выполнила:

                                                                                                                                                       студентка 2-го курса

                                                                                                                                        группы 2БЭ

                                                                                                                                          Фоминых А.А.

                                                                        

                                                                                                                                       Проверила:

                                                                                                                                          

                                                                

г.Барнаул 2009г. 

                                     Оглавление:

Введение………………………………………………………………….....2

1.Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика ……………………………..………………………….……3

2. Славянофилы и западники…………………………………………….…8

Приведите характерные  высказывания из любых работ славянофилов и западников и прокомментируйте их…………………………..…………………………………………….….11

Заключение…………...……………………….……..………………….…12

Список используемой литературы…………………………………….…13 

                                     Введение

Реальный  процесс возникновения, развития и  смены философских идей изучает  особая наука – история философии. Прошло то время, когда история философии  была чисто описательным видом знания, когда она лишь рассказывала и  пересказывала, популяризировала идеи и учения прошлого.

Сокровенная цель философии (как и религии) –  вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать  его жизни истинный смысл, открыть  путь к самым совершенным ценностям. Но если религия – это массовое сознание, то философия – сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки.

В становлении  и формировании мировоззренческой  культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с  её многовековым опытом критически-рефлексивного  размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз ставя вопрос о том, что такое человек, как уму следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Философская идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже в противоположные направления.

В философии  теория и история связаны между  собой значительно глубже и более  существенным, необходимым образом, чем в любой другой области  человеческого творчества.

Данная  контрольная работа расскажет о  русской философии в целом  и о её постепенном развитии.  

 

1.Основные  этапы развития  русской философии  и их   общая  характеристика.

Русская философия – сравнительно позднее  образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки её далеко уходят в глубь национальной (шире – славянской) истории. Однако предпосылки (к ним, прежде всего, относятся историческое сознание и самосознание народа) ещё не само явление, они лишь подготавливают рождение и развитие его. Само же явление начинается с обретения формы, адекватной своему содержанию.

Если  руководствоваться таким критерием, философия в России начинается не в ХI и даже не в ХVIIIв., а только в ХIХ столетии (в полную силу – во второй его половине). Но это было поистине великое начало, ибо связано оно с именами Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Вл.Соловьёва. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» – уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную духовную полифонию человеческой цивилизации.

Как и  для Запада, для России ХIХ век – это век классики. Классическим мы называем его не только по совершенству, т.е. развитости, сотворённых им форм и новообразований духа. Русская философская классика ХIХ в., как наша классическая литература, несли миру глубоко выстроенную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.

Русская философия – это философия  предубеждения. Её лейтмотив – нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Провидческое Слово великих гуманистов ХIХ столетия было  обращено к нашему, ХХв. Но чтобы быть понятой и услышанной потомками, истина этого ясного и мудрого Слова должна быть наказана многомиллионному народу «от противного»: должны были пролиться не капли, а реки невинной крови, долго не просыхать моря сиротских и вдовьих слёз, должны были рухнуть воздвигнутые на зыбком песке отвлеченного умозрения искусственные, античеловеческие конструкции – монстры, рассеяться и отринуть из человеческих душ ложные, губительные фетиши и соблазны.

С Ф.М.Достоевского ( «Легенда о великом инквизиторе») и Вл.Соловьёва («Три разговора») в русской философии и литературе берет начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый мыслителями и художниками ХХв. Этот жанр нередко требовал языка притчи, исповеди. Глубокие исследователи, подлинные знатоки истории нашей отечественной философии (Н.А.Бердяев, Г.Г.Шпет, Н.О.Лосский, В.В.Зеньковский, А.Ф.Лосев) всегда подчеркивали сверхрационалистический способ и характер русого философствования, связывая его обычно с православным, восточно-христианским мировосприятием и мироощущением славянской души.

Их антипод  – европейский рационализм, и  его вершина – Гегель. На его стороне, прежде всего, оказались сами же европейские (немецкие) философы: Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше.

История философии ХХв. включает в себя такой большой и пока мало исследованный период как философия советской эпохи. В течении более чем шестидесяти лет огромная страна Советский Союз не только жила, воевала, трудилась, но и философствовала. Нынешние критики нередко утверждают, что в Советском Союзе философии не было, что интеллектуальная жизнь умерла или замерла на долгие десятилетия, и только на столичных кухнях непризнанные гении высказывали друг дружке свои прекрасные запретные мысли. Однако это неправда, и на самом деле всё было гораздо сложнее и драматичней.

Можно выделить несколько этапов, которые прошла философия в СССР.

Первый  этап можно условно датировать 1922-1930гг. Это время, когда идеологические тески уже были, но ещё не сжались, и в рамках материалистических представлений осталось место для дискуссий и споров. В 20-е годы в философской жизни происходят многочисленные и бурные дискуссии. В России работают такие, ставшие впоследствии знаменитыми, авторы, как Михаил Бахтин (его работа «К философии поступка» была написана в 1921г.), А.Ф.Лосев, Г.Г.Шпет, Л.С.Выготский и другие.

Второй  этап в истории советской философии – 1930-1953 гг. Он печален и бесславен. Это время теоретического упадка, вынужденного участия многих людей в политических кампаниях по травле то одного, то другого автора или целых изданий.

Третий  этап существования философии в СССР длился с момента смерти Сталина до конца 80-х г. Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х г.

Философы  обнаружили, что кроме марксизма-ленинизма  в его сталинском преломлении  есть ещё и сам Маркс, которого можно и нужно читать. С начала 60-х г. одна за другой выходят книги, посвященные раскрепощенному творчеству прочтению классиков. Это работы М.М.Розенталя, Э.В.Ильенкова, Л.А.Маньковского.

В 70-е  гг. активно обсуждается проблема сознания. Выходят нашумевшие книги  А.Г.Спиркина (автора популярного учебника по философии) «Сознание и самосознание».

Ныне  уже не в СССР, а в России философы продолжают работать, думать, творить. Освободившись от жестоких рамок  официального марксизма, мы ищем новых  путей в теории, нового понимания, открываем для себя прежде неведомые  пласты бытия, переживания, мышления.

 

             2. Славянофилы и западники

Действительно ли разумен мир? На самом ли деле он развивается в «нужную» сторону? Действительно ли разумно, оправдано  наше существование в нём? Дано ли нашему конечному разуму разгадать  пути, начерченные Разумом бесконечным? Если да, то не заменит ли тогда философия  религию, знание – веру в откровение? Кроме этих общих вопросов в ХIХ – начале ХХвв., ставили вопросы, типичные для русских,– о России: где магистраль современной истории? Кто кому должен указать её – Запад России или Россия Западу? В 40–50-е гг. прошлого века эти вопросы разделили русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество.

Лидеры  славянофильства – А.С.Хомяков (1804-1860), И.В.Киреевский (1806-1856) – выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, не только отличного, но и в чём то противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации в Европе, считали они, в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой – потерей целостности человеческой личности, превращением человека из «образа и подобия божьего» в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же можно противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними – истины и заветы православия.

Такие идеи, возражали славянофилам западники (А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, В.П.Боткин), не реалистичны, ибо Россия уже с  петровских времен необратимо «привязана»  к Западу. Но даже если эти идеи были и «безумны», то в России всегда ценилось «безумство храбрых». Спор славянофилов с западничеством ХIХ век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только  славянофилы  ( в середине века), проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития. Однако был ли этот приговор окончательным? ХХ век этот приговор, можно сказать, пересмотрел. Российский «эксперимент», основанный на западноевропейской модели прогресса, потерпел тяжелое, жестокое поражение. И не потому, что это был эксперимент антизападный (1917 год противопоставил Россию буржуазному Западу), а, напротив, потому, (как здесь не вспомнить славянофилов), что экспериментаторы не посчитались с их предостережениями, истребили, уничтожили святая святых народного уклада и народного духа России – общину, артель, назвав это – по страшной иронии истории – «великим переломом», по сравнению с которым «перелом», пережитый в эпоху Петра, был не более чем легкой коррекцией её естественного развития. Сегодня приходится лишь поражаться прозорливости тех русских мыслителей ХIХ в. (Достоевский, Вл.Соловьев), которые отказывались видеть существенное различие между «социализмом», готовившимся русскими «бесами», и той самой буржуазностью, которой «социалисты» (а в действительности буржуазия на изнанку) объявили перманентную гражданскую войну, стоившей народу десятки миллионов человеческих жизней. Такова была цена победы «научных» идей западничества над ненаучной, утопической идеей их оппонентов.

Информация о работе Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники