Общая характеристика экзистенциализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:39, реферат

Краткое описание

Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего "бытия-в-мире". Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая, согласно экзистенциализму, непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами).

Файлы: 1 файл

Общая характеристика экзистенциализм.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Экзистенциальная психология - наука о разнообразии и типологии  человеческих жизней, ибо как все  люди уникальны, равно - уникальны их жизненные пути. Всеобщие внешние события - войны, катастрофы, революции и, напротив, - стабилизация и консервация общественного бытия делают наши жизни похожими. Принадлежность к поколению, нации, культуре, религиозной конфессии превращает судьбы людей в социально типичные. Но сквозь типичное и универсальное пробиваются ростки особенного и уникального. Это наука о непохожести человеческих судеб.

Экзистенциальная психология - наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути. Существует выбор, детерминируемый бессознательным, после трудов 3.Фрейда и результатов современной глубинной психологии это глупо отрицать. Однако лишь сознание позволяет человеку соотнести себя с собственной жизнью, поставить и попытаться решить проблемы своего индивидуального существования, а не только ответить на гамлетовский вопрос: "Быть или не быть".

Ясно и выразительно пишет об этом Эрих Фромм:

"Сознание делает  человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией Вселенной. Он - часть природы, подчиненная ее физическим законам и неспособная их изменить. Одновременно он как бы противостоит природе, отделен от нее, хотя и является ее частью. Он связан кровными узами и в о же время чувствует себя безродным. Заброшенный в этот мир случайно, человек вынужден жить по воле случая и против собственной воли должен покинуть этот мир. И поскольку он имеет самосознание, он видит свое бессилие и конечность своего бытия. Он никогда не бывает свободен от рефлексов. Он живет в вечном раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить". И далее: "Человек не может жить только как продолжатель рода, как некий образец своего вида. Живет именно ОН. Человек - единственное живое существо, которое чувствует себя в природе неуютно, не в своей тарелке: ведь он чувствует себя изгнанным из рая. И это единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой; он должен решать ее сам, и никто не может ему в этом помочь. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию "гармонии" с природой, и он не знает, куда попадет, если будет двигаться дальше. Экзистенциальные противоречия в человеке постоянно приводят к нарушению его внутреннего равновесия. Это состояние отличает его от животного, живущего в "гармонии" с природой".

Человек в отличие  от животного не имеет "экологической  ниши", к которой его приуготовил  процесс эволюции. Точнее было бы сказать: человек должен выбрать, создать  эту экзистенциальную нишу или выйти за пределы данной ему обстоятельствами. Биология человека не соответствует его существованию в водной среде, в воздухе или в космосе: но человек плавает по морям и рекам, погружается под воду, пилотирует самолеты и космические корабли.

Экзистенциальная психология - дочь экзистенциальной философии  и сводная сестра экзистенциальной психотерапии. За несколько веков  своего существования экзистенциальная философия под разными именами  поставила важнейшие проблемы индивидуального  человеческого бытия и, как любая философия, не решила их, ибо задача философии - не решать проблемы, а предоставлять их решение науке. Философия жизни Ф.Ницше и М.Унамуно, русская религиозная философия С.Франка и Г.Шпета и т.д., и т.п. - опора экзистенциальной психологии.

С экзистенциальной психологией  тесно граничат возрастная психология и психология развития, точнее, речь идет о той дисциплине, которая  называется "психологией развития жизни" (life span developmental psychology). Она оперирует  понятиями "время жизни", "пространство жизни" и исследует психическое развитие индивида от рождения до смерти. Главная причина изменения личности, согласно специалистам в области психологии жизненного развития, - возраст и сопряженные с ним изменения социального, социально-психологического, психологического и психофизиологического статуса личности.

Экзистенциальный психолог относится к жизни как к  целому, но вынужден делить ее на жизненные  этапы, которые определяются выбором  образа жизни, а внутри этих этапов вычленять жизненные события.

Психолог не может  эмпирически охватить индивидуальную жизнь. Во-первых, она не короче его  личной жизни, поэтому наблюдение полного  жизненного цикла одного человека одним  психологом невозможно, а несколько  психологов на одного наблюдаемого - непомерная роскошь. Во-вторых, наблюдение не может быть сплошным, ибо существенная часть жизни человека скрыта от других, да и сам психолог имеет право на личную жизнь. В-третьих, никто никогда не согласится на вторжение в свою жизнь, в жизнь детей. Человек - не дрозофила и не кишечная палочка.

Итак, если наблюдение в  экзистенциальной психологии и возможно, то оно ситуативно, отрывочно во времени и неполно. Невозможность  применить наблюдение для изучения процесса индивидуальной человеческой жизни в "естественной среде" и в реальном режиме физического времени является главным критерием, отделяющим экзистенциальную психологию от естественнонаучной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистен-циализме. М., 1972.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2001.
  3. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история. М., 1988.
  4. Зарубин А.Г. Философия экзистенциализма (проблема времени). М., 2002
  5. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.П. Сартра // Вопросы философии. 1994. № 11.
  6. Максименко С.Д. Общая психология. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». - 1999. - 528с.
  7. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.
  8. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
  9. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.
  10. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л., 1990.
  11. Философия М.Хайдеггера и современность. М., 1991.

Информация о работе Общая характеристика экзистенциализма