Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:43, контрольная работа
Выбранная мною тема на сегодняшний день так же актуальна, как и в другие времена. Актуальность темы связана с тем, что перед Россией испокон веков стояли роковые вопросы: «Что делать?», «Куда идти России?». «Отношение российского общества к Западу – к базовым ценностям западной цивилизации – один из важнейших факторов исторического развития России и динамики современной глобальной ситуации.
Образ Запада в российском сознании.
Выбранная мною тема на
сегодняшний день так же актуальна, как
и в другие времена. Актуальность темы
связана с тем, что перед Россией испокон
веков стояли роковые вопросы: «Что делать?»,
«Куда идти России?». «Отношение российского
общества к Западу – к базовым ценностям
западной цивилизации – один из важнейших
факторов исторического развития России
и динамики современной глобальной ситуации.
В России оно неразрывно связано с традиционной
для неё проблемой выбора пути».1
Для России всегда была свойственна противоречивость
в отношении, как и к собственной стране
и культуре, так и к европейской. То возводилась
в ранг собственная исключительность,
самобытность и историческая миссия спасителя
мировой цивилизации, то, наоборот, Европейская
цивилизация представлялась идеалом,
совершенством, к которому нужно стремиться.
Чаадаев в своих философских письмах писал:
«Народы в такой же мере существа нравственные,
как и отдельные личности. Их воспитывают
века, как отдельных людей воспитывают
годы. Все народы Европы имеют общее сходство…
Идеи долга, справедливости, права, порядка
овладевают европейским ребёнком с колыбели,
окружают его среди детских игр и передаются
ему с ласкою матери, которые в виде чувств
проникают до мозга его костей вместе
с воздухом, которым он дышит, и создают
его нравственное существо раньше, чем
он вступает в свет и общество».2
А напротив - бердяевское восприятие
Европы, который предрекал ещё в начале
19 века её скорый закат, сумерки западной
цивилизации: «Европа – неустойчивое
образование. В самой Европе скрыты самые
противоположные начала, самые враждебные
стихии, самые взаимоисключающие духовные
типы. Многим народам Германия показалась
более страшной, чем Россия, более чуждой,
чем Восток».3
От Петра I до Сталина и Хрущева
в российском менталитете явно или неявно
присутствует приоритетная цель: догнать
и перегнать Запад. Положение России как
страны, догоняющей развитие, порождало
метания русского сознания как бы между
двумя полюсами: один – восхищение Западом,
зависть, стремление к подражанию, второй
– столь же или еще более эмоциональное
отторжение западного опыта во имя «умом
не постижимой» российской самобытности.
Уже в петровскую эпоху со всей очевидностью
стало ясно, что «народы живущие особняком,
нелюбящие сближаться с другими народами,
жить с ними общей жизнью, - это народы
наименее развитые… Такие народы замерли
в младенческом возрасте. Самым сильным
развитием отличаются народы, которые
находятся друг с другом в постоянном
общении; таковы народы европейско-христианские».4
Они сообщаются друг с другом, обмениваются
знанием, опытом, поэтому их развитие идёт
более быстрыми темпами. Поэтому и России
надо было избавляться от своей замкнутости,
образно говоря «прорубать окно» в Европу.
В Советский период Россия
была закрытой страной. Она шла по своему
пути, мало соприкасаясь с Европейской
цивилизацией. В эти годы советская пропаганда,
средства массовой информации, из которых
черпали информацию советские люди, создавали
образ «загнивающего» западного общества,
обреченного на скорую кончину. Более
того, навязывался людям образ Запада
как врага. В этот период идея самобытности
нашего общества достигла своего апогея.
В эту пору люди ничему западному не завидовали.
Считали, что там процветают безработица,
проституция, наркомания, псевдодемократия,
колоссальное имущественное неравенство,
а у нас - образец демократии (хотя не было
даже демократических выборов), у нас всё
хорошо. Но после открытия железного
занавеса, в период перестройки, у людей
появилась возможность увидеть своими
глазами, как живут люди в европейских
странах. Оказалось - многое из того, что
пропагандировалось, не соответствовало
действительности. Люди увидели на Западе
технологическое превосходство, истинную
демократию, главенство закона и равенство
всех перед ним. Всё качнулось в другую
сторону, и образ Запада как врага сменился
на образ друга. Мы захотели стать такими
же, как они. В конце 80-х – начале 90-х
годов на волне эйфории и наивных надежд
на скорое «возвращение в семью цивилизованных
народов» и безболезненное расставание
с коммунистическим прошлым в массовом
сознании сформировался и очень ненадолго
возобладал позитивный образ Запада в
целом.
По данным социологических опросов 1993-1996
годов, в качестве «западных» респонденты
чаще всего идентифицировали такие ценности,
как предприимчивость (42%), богатство (39%),
неприкосновенность частной собственности
(37%), свобода выбора убеждений и поведения
(33%), прибыльность труда (32%), профессионализм
(30%), гарантии политических прав (29%), невмешательство
государства в частную жизнь граждан (29%).
Характерно, что эти представления, насколько
позволяют судить межстрановые сравнительные
исследования, часто не совпадали с реальной
иерархией ценностей западного человека
и отражали, скорее, те неудовлетворенные
потребности русских респондентов, которые,
как они полагали, намного лучше удовлетворяются
на Западе. Так, в сознании американцев
«материальные ценности» (богатство, прибыль
и т.п.) занимают более скромное место,
чем у россиян, а например - ценность терпимости,
весьма важная для американцев, мало популярна
у русских и не идентифицируется ими в
качестве «западной».5 Потом возник эффект обманутых иллюзий,
поскольку цивилизованное, демократическое,
рыночное, правовое общество, очень похожее
на идеализированный образ Запада, почему-то
не родилось. Почему же не родилось?
Не надо забывать, что западное развитие
происходило последовательно, шаг
за шагом. Демократия, рыночная экономика
– это путь, по которому они шли уже несколько
веков. Демократический путь европейских
стран (выборность власти, освобождение
производительных сил, то есть крестьян
от гнёта феодалов, начало рыночной экономики)
начался еще в 16 веке, после буржуазной
революции в Нидерландах. А мы захотели,
чтобы все изменилось у нас за какие-то
десятилетия. Невозможно одним скачком
преодолеть вековое отставание. В итоге
- образ Запада начал расслаиваться. Более плотное сближение с европейскими
странами открыло нам негативные стороны запада. Духовное оскудение европейской цивилизации,
построение общества безграничного потребления,
которое не сделало людей счастливее,
а технологическое развитие создало опасность
для окружающей среды и угрозу ядерной
войны, которая способна уничтожить вообще
жизнь на Земле.
Я думаю, что не нужно
1 Г.Г. Дилигенский. «Запад» в российском общественном сознании// Онс: Общественные науки и современность. 2000. №5.
2 П.Я. Чаадаев. Статьи и письма. – М.: Современник, 1989. – 623с . С. 45.
3 Н. А. Бердяев. Судьба России. – М.: Мысль, 1990. – 200с. С. 116.
4 С.М. Соловьев. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1990. – 758с. С. 424.
5 Г.Г. Дилигенский. «Запад» в российском общественном сознании// Онс: Общественные науки и современность. 2000. №5.