Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:43, контрольная работа
Выбранная мною тема на сегодняшний день так же актуальна, как и в другие времена. Актуальность темы связана с тем, что перед Россией испокон веков стояли роковые вопросы: «Что делать?», «Куда идти России?». «Отношение российского общества к Западу – к базовым ценностям западной цивилизации – один из важнейших факторов исторического развития России и динамики современной глобальной ситуации.
Образ Запада в российском сознании.
     Выбранная мною тема на 
сегодняшний день так же актуальна, как 
и в другие времена. Актуальность темы 
связана с тем, что перед Россией испокон 
веков стояли роковые вопросы: «Что делать?», 
«Куда идти России?». «Отношение российского 
общества к Западу – к базовым ценностям 
западной цивилизации – один из важнейших 
факторов исторического развития России 
и динамики современной глобальной ситуации. 
В России оно неразрывно связано с традиционной 
для неё проблемой выбора пути».1 
Для России всегда была свойственна противоречивость 
в отношении, как и к собственной стране 
и культуре, так и к европейской. То возводилась 
в ранг собственная исключительность, 
самобытность и историческая миссия спасителя 
мировой цивилизации, то, наоборот,  Европейская 
цивилизация представлялась идеалом, 
совершенством, к которому нужно стремиться. 
Чаадаев в своих философских письмах писал: 
«Народы в такой же мере существа нравственные, 
как и отдельные личности. Их воспитывают 
века, как отдельных людей воспитывают 
годы. Все народы Европы имеют общее сходство… 
Идеи долга, справедливости, права, порядка 
овладевают европейским ребёнком с колыбели, 
окружают его среди детских игр и передаются 
ему с ласкою матери, которые в виде чувств 
проникают до мозга его костей вместе 
с воздухом, которым он дышит, и создают 
его нравственное существо раньше, чем 
он вступает в свет и общество».2 
А напротив  - бердяевское восприятие 
Европы, который предрекал ещё в начале 
19 века её скорый закат, сумерки западной 
цивилизации: «Европа – неустойчивое 
образование. В самой Европе скрыты самые 
противоположные начала, самые враждебные 
стихии, самые взаимоисключающие духовные 
типы. Многим народам Германия показалась 
более страшной, чем Россия, более чуждой, 
чем Восток».3 
     От Петра I до Сталина и Хрущева 
в российском менталитете явно или неявно 
присутствует приоритетная цель: догнать 
и перегнать Запад. Положение России как 
страны, догоняющей развитие, порождало 
метания русского сознания как бы между 
двумя полюсами: один – восхищение Западом, 
зависть, стремление к подражанию, второй 
– столь же или еще более эмоциональное 
отторжение западного опыта во имя «умом 
не постижимой» российской самобытности. 
Уже в петровскую эпоху со всей очевидностью 
стало ясно, что «народы живущие особняком, 
нелюбящие сближаться с другими народами, 
жить с ними общей жизнью, - это народы 
наименее развитые… Такие народы замерли 
в младенческом возрасте. Самым сильным 
развитием отличаются народы, которые 
находятся друг с другом в постоянном 
общении; таковы народы европейско-христианские».4 
Они сообщаются друг с другом, обмениваются 
знанием, опытом, поэтому их развитие идёт 
более быстрыми темпами. Поэтому и России 
надо было избавляться от своей замкнутости, 
образно говоря «прорубать окно» в Европу. 
     В Советский период Россия 
была закрытой страной. Она шла по своему 
пути, мало соприкасаясь с Европейской 
цивилизацией. В эти годы советская пропаганда, 
средства массовой информации, из которых 
черпали информацию советские люди, создавали 
образ «загнивающего» западного общества, 
обреченного на скорую кончину. Более 
того, навязывался людям образ Запада 
как врага. В этот период идея самобытности 
нашего общества достигла своего апогея. 
В эту пору люди ничему западному не завидовали. 
Считали, что там процветают безработица, 
проституция, наркомания, псевдодемократия, 
колоссальное имущественное неравенство, 
а у нас - образец демократии (хотя не было 
даже демократических выборов), у нас всё 
хорошо.  Но после открытия железного 
занавеса, в период перестройки, у людей 
появилась возможность увидеть своими 
глазами, как живут люди в европейских 
странах. Оказалось - многое из того, что 
пропагандировалось, не соответствовало 
действительности. Люди увидели на Западе 
технологическое превосходство, истинную 
демократию, главенство закона и равенство 
всех перед ним. Всё качнулось в другую 
сторону, и образ Запада как врага сменился 
на образ друга. Мы захотели стать такими 
же, как они.  В конце 80-х  – начале 90-х 
годов на волне эйфории и наивных надежд 
на скорое «возвращение в семью цивилизованных 
народов» и безболезненное расставание 
с коммунистическим прошлым в массовом 
сознании сформировался и очень ненадолго 
возобладал позитивный образ Запада в 
целом.  
     По данным социологических опросов 1993-1996 
годов, в качестве «западных» респонденты 
чаще всего идентифицировали такие ценности, 
как предприимчивость (42%), богатство (39%), 
неприкосновенность частной собственности 
(37%), свобода выбора убеждений и поведения 
(33%), прибыльность труда (32%), профессионализм 
(30%), гарантии политических прав (29%), невмешательство 
государства в частную жизнь граждан (29%). 
Характерно, что эти представления, насколько 
позволяют судить межстрановые сравнительные 
исследования, часто не совпадали с реальной 
иерархией ценностей западного человека 
и отражали, скорее, те неудовлетворенные 
потребности русских респондентов, которые, 
как они полагали, намного лучше удовлетворяются 
на Западе. Так, в сознании американцев 
«материальные ценности» (богатство, прибыль 
и т.п.) занимают более скромное место, 
чем у россиян, а например - ценность терпимости, 
весьма важная для американцев, мало популярна 
у русских и не идентифицируется ими в 
качестве «западной».5 Потом возник эффект обманутых иллюзий, 
поскольку цивилизованное, демократическое, 
рыночное, правовое общество, очень похожее 
на идеализированный образ Запада, почему-то 
не родилось.  Почему же не родилось? 
Не надо забывать, что западное развитие 
происходило  последовательно, шаг 
за шагом. Демократия, рыночная экономика 
– это путь, по которому они шли уже несколько 
веков. Демократический путь европейских 
стран (выборность власти, освобождение 
производительных сил, то есть крестьян 
от гнёта феодалов, начало рыночной экономики) 
начался еще в  16 веке, после буржуазной 
революции в Нидерландах. А мы захотели, 
чтобы все изменилось у нас за какие-то 
десятилетия. Невозможно одним скачком 
преодолеть вековое отставание. В итоге 
- образ Запада начал расслаиваться.  Более плотное сближение с европейскими 
странами  открыло нам негативные стороны запада. Духовное оскудение европейской цивилизации, 
построение общества безграничного потребления, 
которое не сделало людей счастливее, 
а технологическое развитие  создало опасность 
для  окружающей среды и угрозу ядерной 
войны, которая способна уничтожить вообще 
жизнь на Земле. 
     
Я думаю, что не нужно 
1 Г.Г. Дилигенский. «Запад» в российском общественном сознании// Онс: Общественные науки и современность. 2000. №5.
2 П.Я. Чаадаев. Статьи и письма. – М.: Современник, 1989. – 623с . С. 45.
3 Н. А. Бердяев. Судьба России. – М.: Мысль, 1990. – 200с. С. 116.
4 С.М. Соловьев. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1990. – 758с. С. 424.
5 Г.Г. Дилигенский. «Запад» в российском общественном сознании// Онс: Общественные науки и современность. 2000. №5.