Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 21:57, контрольная работа
Смысл и достоинство любви как чувства состоят в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Забота о других и интерес к ним должен быть подлинным, искренним, в противном случае любовь ничего не значит. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви
Введение …………………………………………………………… 3
Глава I. История философских размышлений о любви ………… 6
Глава II. Философский смысл любви …………………………….. 12
Заключение …………………………………………………………. 20
Список литературы ………………………………………………… 22
А если признать, что
тема «человек» действительно
Глава I. История философских
размышлений о любви
О плотской любви
было известно с самых древних
времен из мифов Древней Греции.
А в эпоху греческой классической
философии уже зарождались первые теории
любви. Именно тогда появляется ощущение
духовной исключительности человеческой
любви, ее абсолютной несравнимости с
другими человеческими чувствами. Большинство
мыслителей древности считали любовь
скорее опасной, чем полезной, видели в
страстном стремлении мужчины к женщине
прежде всего то, что вносит в жизнь тревогу,
беспорядок, угрозу и беду.1 Мнения мыслителей
о любви в древности расходились не меньше,
чем в наше время. В частности, один из
основателей школы киников Диоген Синопский
считал, что страстную любовь никак нельзя
считать вещью единственной, и потому
он объявил, что любовь – дело тех, кому
делать нечего, в противовес ему у Эмпидокла
любовь рождает гармонию и красоту. А Платон
увидел в любви особую божественную силу,
помогающую человеку преодолевать свое
земное несовершенство. Любовь сделает
человека духовно возвышенным, полагал
он. Платон трактует любовные переживания
широко и объемно как особую энергию, идущую
из Космоса. Он понимает под ней напряженное
и бесконечное стремление человека к возвышенному,
это стремление к бессмертию; благодаря
ей разрешается величайшее противоречие
между смертью человека и бессмертием
рода людей и человеческого духа. «Пир»
– тот диалог Платона, где высказана эта
мысль – самое знаменитое в истории философии
сочинение о любви. Концепция любви у Платона
стала первой попыткой философски осмыслить
сущность «чистой» любви, понять и оценить
то, что отличает эту строну человеческой
жизни от физиологического инстинкта
или простого чувственного удовольствия.
Аристотель, великий
логик, ищет в любви прежде всего
пользы – для человека, семьи, общества.
И в семье, например, целью любви
полагает дружбу.
Очень близкие к
современным взглядам на роль любви
в семейной жизни высказывает Плутарх.
Он находит в любви и поэзию, освещающую
жизнь, и чисто практическую пользу не
только для семьи, но и для общества, утверждая
: «Эрот лучше тех, кого он связывает, любовь
украшает и совершенствует человека …»1.
В античности, как
известно, различали несколько видов любви.
Но прежде всего ценили силу и красоту
Эрота. Обожествленный Эрос – это внутреннее
стремление человека к красоте и силе.
Эта любовь одновременно страстная и особо
восторженная. Эротическая любовь главным
образом проявляется в межполовых отношениях.
Она, как верховная сила, владеет и управляет
людьми и человеческими судьбами. Совершенно
по-иному осмысливается любовь филос –
духовная любовь. У этого вида любви очень
большой спектр смыслов и значений: любовь
к мифам, знаниям, мудрости, искусствам,
а также братская любовь. Кроме этого,
у эллинов были и другие виды любви: агапэ
– любовь нежная, трогательная как выражение
милосердия и сострадания; филотес – это
дружба, привязанность; а адарэ – разумная
любовь, уважительное товарищество и многое
др. все эти виды любви существуют как
вместе, так и раздельно. Например, в половой
любви проявляется как страсть, так и нежность,
как привязанность, так и сострадание
Страстной проповедью
любви пронизано буквально все
христианское учение. Почти все тексты
Нового завета восхваляют, воспевают,
всесторонне внедряя в духовный мир человека
любовь к Богу, его творениям. Отцы церкви
на протяжении всей истории христианства
проповедовали любовь как божественный
завет. Апостол Павел считает, что любовь
возможна только в браке, следовательно,
и брак возможен только в любви. Любовь
к ближнему в Новом завете – необходимое
условие любви к Богу.
Любовь к Богу
– одно из древнейших светлых и
глубоких человеческих чувств. Оно
в основе своей и в своем
истоке уже само любовь . В общем виде,
я думаю, что любовь к Богу – это ощущение
какого-то особого внутреннего благоговения
перед силой, породившей тебя и тебе подобных.
Однако любовь к Богу истинна только тогда,
когда человек искренне любит как своего
ближнего, так искренне уважает врага
своего : обоих сотворенных Богом. Не зря
ведь одной из самых главных заповедей,
провозглашенных в христианстве является
заповедь, которая гласит : « … возлюби
ближнего твоего, как самого себя. Иной
большей сих заповедей нет».
Августин разъяснял,
что есть два вида любви: земная (плотская),
а другая – святая любовь, возвышающая
людей до небесных высот; при этом он указывал,
что любовь должна составлять основу жизни
всех людей и служить им главным стимулом
в познании смысла мира и его первопричины.
Раннехристианские, затем византийские
мыслители усматривали в любви важнейший
и универсальный принцип Вселенной, на
котором основывалось все ее духовное
и жизненное бытие. По их мнению, только
любовь очищала дух человека от ложных
и низменных пристрастий и открывала духовные
сокровища в нем самом, в глубинах его
сердца.
Чуть позже, уже
у византийских «гуманистов» X – XII
вв. наметилось стремление достигнуть
любовного совершенства средневекового
человека и соединение его с божественным
началом. Они выработали принципиальное
представление о любви как «каритасе»
– сострадании, милосердии, жалости. При
этом христианство проклинало половой
акт и благословляло его последствие –
деторождение. Резко осуждая половую любовь
как нечто греховное, они стремились заменить
ее чисто духовным видом – «вхождением
в Бога». Это было итогом христианского
учения о любви.
«Любовь» в эпоху
Возрождения возвратила себе статус
жизненной философской
В XVII – XVIII вв. происходят
существенные изменения в отношении
к любви и ее оценки. Для Гегеля
любовь вовсе не уникальное переживание,
а только форма нравственной связи
двух индивидов. Конечно, в разные эпохи
и у разных народов это ощущение
выглядело по-разному. Но их объединяло
то, что любовь приносит человеку и человечеству
не только радость, но и ответственность.
Она не только поднимает, вдохновляет
людей, а порой и требует от них особо нравственных
поступков.
В истории философских
размышлений о любви, ее смысле и назначении
в истории человечества особая роль принадлежит
философам XVIII – XIX вв. И. Кант был уверен,
что любовь играет первостепенную роль
в судьбе человека, т. к. «когда дело касается
выполнения долга, а не просто представления
о нем, когда речь идет о субъективной
основе действия, в первую очередь определяющей,
как поступит человек (в отличие от объективной
стороны, диктующей, как он должен поступить),
то именно любовь, свободно включающая
волю другого в свои максимы, необходимо
дополняет несовершенства человеческой
натуры и принуждает к тому, что разум
предписывает в качестве закона»1.
Мысль о том, что
любовь представляет собой ответственность
не только перед собой и за себя,
но и перед другими и за других
людей, пронизывает многие произведения
философов XIX века.
Уже самые первые
признаки любви – восхищение, благоговение,
милосердие – говорят сами за себя.
Любят ведь не за что-то, а потому,
что по-другому нельзя. Я считаю,
что любовь – это такое состояние
человека, когда хочется дать как можно
больше другому, даже отдать самого себя
и без остатка. Эта же мысль подчеркивается
в произведении Эриха Фромма «Искусство
любить» : «Наиболее общее определение
активного характера любви можно сформулировать
так : любить – значит прежде всего давать,
а не получать … Но самое важное – отдавать
не материальные, а специфически человеческие
ценности. Что же отдает один человек другому
? Он делится с ним самим собой, своей жизнью,
самим дорогим, что у него есть. Это отнюдь
не значит, что он обязательно должен жертвовать
жизнью ради другого, - просто он делится
тем, что есть в нем живого : своей радостью,
своими интересами, своими мыслями, знаниями,
своим настроением, своей печалью – всеми
проявлениями своей жизни»1
Но нельзя упускать
из виду и еще одну сторону любви, формирующую
личность. Отдавая все, что только можно
отдать любимому человеку, любящий стремится
к получению ответной реакции – заслужить
любовь к себе, т. к. «если ваша любовь безответна,
то есть если ваша любовь не порождает
любовь; если, проявляя свою любовь, вы
не добились ответа и не стали тоже любимы,
- значит, ваша любовь немощна, значит,
она не удалась» ( К. Маркс )2.
Для того, чтобы заслужить
любовь другого человека к себе,
по мнению автора произведения, необходимо
«заботиться, нести ответственность, уважать
и знать», « любовь есть деятельная озабоченность,
заинтересованность в жизни и благополучии
того, кого мы любим».
Тема любви всегда
была очень близка русской философской
мысли. Много глубоких и удивительных
страниц написали о любви Владимир Соловьев,
Лев Толстой, В. Розанов, Николай Бердяев,
И. Ильин, С. Франк и многие другие. В философии
любви известного русского религиозного
мыслителя Вл. Соловьева проповедуется
интересная мысль об особом смысле любви
в нравственном преображении человека
и всего человечества. Качественное преображение
человечества, по Соловьеву, - в красоте.
А красота может быть достигнута только
любовью. «Признавая вполне великую важность
и высокое достоинство других родов любви,
которыми ложный спиритуализм и импотентный
морализм хотели бы заменить любовь половую,
мы видим, что только эта последняя удовлетворяет
двум основным требованиям, без которых
невозможно решительное упразднение самости
в полном жизненном общении с другими.
Во всех прочих родах любви отсутствует
ил однородность, равенство и взаимодействие
между любящим и любимым, или же всестороннее
различие восполняющих друг друга свойств»1.
Как видим, на протяжении
всей жизни человечества высказывались
различные мнения относительно того,
что же такое Любовь и зачем она нужна,
какое значение она имеет для человека.
Многие ученые, философы давали различные
ответы на этот непростой вопрос, но сходились
они все в одном, что любовь – это самая
таинственная и самая парадоксальная
реальность. В чем же заключается эта реальность,
ее философский смысл, каково ее значение
для человека и его духовного развития
?
Глава II. Философский
смысл любви
О философском смысле
любви говорят многие факты, хотя
бы то, что именно любовь представляет
человека как личность и, более того, является
фактором более глубокого, а потому и более
осознанного человеческого формирования.
При этом невольно возникают трудности
в философском осмыслении любви из-за
того, что она всегда как бы «случается»
спонтанно, «любовь подобна лихорадке,
она родится и гаснет без малейшего участия
воли»1.
Не секрет, что
любовь у людей возникает неожиданно
и абсолютно ко всему, что вообще
может волновать сердце и ум человека.
При этом каждый человек обладает
особым искусством индивидуально любить
по-своему. Ведь каждое любовное чувство,
каждое любовное отношение хотя и похожи
в своей основе, но все-таки они совершенно
иначе проявляются в повседневной жизни
и необычны по своему содержанию. Любовные
проявления бывают очень и очень уникальными
по объекту и по своему содержанию в целом
: любовь к родителям, детям, близким, друзьям,
Богу, половая любовь. Все эти и многие
другие виды любви примечательны своей
эмоциональной окрашенностью и имеют
индивидуальное значение.
Воспринимается же любовь
людьми как божественный дар и даже своего
рода вознаграждение. Человек ведь не
может любить по чьей-то указке, как, наверное,
и по собственной воле и желанию в некотором
смысле. Она, как гром среди ясного неба,
приходит вдруг и, казалось бы, без каких
– либо на то видимых причин. Все это так,
но я считаю, что у настоящей любви есть
свои природные законы, т. е. она возникает
только тогда, когда люди постигают потребность
в нежных любовных чувствах, их громадное
общечеловеческое и общественное назначение
в сохранении и продолжении рода человеческого.
Философский смысл
любви не в статике устроения
личной жизни, а в динамике движения
ее, постоянном человеческом самотворчестве.
Это очень важно: нельзя ведь научиться
правильно жить, не научившись страстно
любить. Ведь любовь не просто возвышенное
чувство или прекрасная эмоция, - это мера
и степень нравственной чистоты человека,
которая способна наполнить всю его жизнедеятельность
великим смыслом человеческого бытия.
Чистая любовь свидетельствует о духовной
развитости человека. Не зря же говорят,
что «любовь правит миром». При этом речь
в первую очередь идет об эротической
(половой) любви. Эрос, например, античными
мыслителями связывался с духовной силой
и красотой. Они называли его естественной
тягой к совершенству, желанием обладать
идеалом, стремлением восполнить недостающее
в себе. Эта творческая энергия человека
проявляется вовне как сила завоевательная,
но вместе с тем возвышающая. Любовь во
всех случаях выступает уникальным способом
преодоления духовной самоизоляции и
одиночества, т. к. она всегда соединяет
людей, рассматривая любимого как самого
себя.
Любовь, с точки
зрения ее философского смысла, представляет
собой высшее ценностное измерение
человеческой личности, которое характеризует
ее духовную зрелость и нравственную чистоту.
Без любви даже не дано раскрыть полностью
жизненный потенциал человеческой личности.
Эту же мысль разделяет и усиливает ученый-естественник
И. И. Мечников. Для него любовь есть вообще
драгоценное благо, счастье и условие
человеческой жизни – более того, единственная
подлинная ее основа – это истина общераспространенная,
как бы прирожденная человеческой сущности.1