Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 21:57, контрольная работа
Смысл и достоинство любви как чувства состоят в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Забота о других и интерес к ним должен быть подлинным, искренним, в противном случае любовь ничего не значит. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви
Введение …………………………………………………………… 3  
Глава I. История философских  размышлений о любви ………… 6 
Глава II. Философский  смысл любви …………………………….. 12 
Заключение …………………………………………………………. 20 
Список литературы ………………………………………………… 22
А если признать, что 
тема «человек» действительно 
 
 
Глава I. История философских 
размышлений о любви 
 
 
О плотской любви 
было известно с самых древних 
времен из мифов Древней Греции. 
А в эпоху греческой классической 
философии уже зарождались первые теории 
любви. Именно тогда появляется ощущение 
духовной исключительности человеческой 
любви, ее абсолютной несравнимости с 
другими человеческими чувствами. Большинство 
мыслителей древности считали любовь 
скорее опасной, чем полезной, видели в 
страстном стремлении мужчины к женщине 
прежде всего то, что вносит в жизнь тревогу, 
беспорядок, угрозу и беду.1 Мнения мыслителей 
о любви в древности расходились не меньше, 
чем в наше время. В частности, один из 
основателей школы киников Диоген Синопский 
считал, что страстную любовь никак нельзя 
считать вещью единственной, и потому 
он объявил, что любовь – дело тех, кому 
делать нечего, в противовес ему у Эмпидокла 
любовь рождает гармонию и красоту. А Платон 
увидел в любви особую божественную силу, 
помогающую человеку преодолевать свое 
земное несовершенство. Любовь сделает 
человека духовно возвышенным, полагал 
он. Платон трактует любовные переживания 
широко и объемно как особую энергию, идущую 
из Космоса. Он понимает под ней напряженное 
и бесконечное стремление человека к возвышенному, 
это стремление к бессмертию; благодаря 
ей разрешается величайшее противоречие 
между смертью человека и бессмертием 
рода людей и человеческого духа. «Пир» 
– тот диалог Платона, где высказана эта 
мысль – самое знаменитое в истории философии 
сочинение о любви. Концепция любви у Платона 
стала первой попыткой философски осмыслить 
сущность «чистой» любви, понять и оценить 
то, что отличает эту строну человеческой 
жизни от физиологического инстинкта 
или простого чувственного удовольствия. 
Аристотель, великий 
логик, ищет в любви прежде всего 
пользы – для человека, семьи, общества. 
И в семье, например, целью любви 
полагает дружбу. 
Очень близкие к 
современным взглядам на роль любви 
в семейной жизни высказывает Плутарх. 
Он находит в любви и поэзию, освещающую 
жизнь, и чисто практическую пользу не 
только для семьи, но и для общества, утверждая 
: «Эрот лучше тех, кого он связывает, любовь 
украшает и совершенствует человека …»1. 
В античности, как 
известно, различали несколько видов любви. 
Но прежде всего ценили силу и красоту 
Эрота. Обожествленный Эрос – это внутреннее 
стремление человека к красоте и силе. 
Эта любовь одновременно страстная и особо 
восторженная. Эротическая любовь главным 
образом проявляется в межполовых отношениях. 
Она, как верховная сила, владеет и управляет 
людьми и человеческими судьбами. Совершенно 
по-иному осмысливается любовь филос – 
духовная любовь. У этого вида любви очень 
большой спектр смыслов и значений: любовь 
к мифам, знаниям, мудрости, искусствам, 
а также братская любовь. Кроме этого, 
у эллинов были и другие виды любви: агапэ 
– любовь нежная, трогательная как выражение 
милосердия и сострадания; филотес – это 
дружба, привязанность; а адарэ – разумная 
любовь, уважительное товарищество и многое 
др. все эти виды любви существуют как 
вместе, так и раздельно. Например, в половой 
любви проявляется как страсть, так и нежность, 
как привязанность, так и сострадание 
Страстной проповедью 
любви пронизано буквально все 
христианское учение. Почти все тексты 
Нового завета восхваляют, воспевают, 
всесторонне внедряя в духовный мир человека 
любовь к Богу, его творениям. Отцы церкви 
на протяжении всей истории христианства 
проповедовали любовь как божественный 
завет. Апостол Павел считает, что любовь 
возможна только в браке, следовательно, 
и брак возможен только в любви. Любовь 
к ближнему в Новом завете – необходимое 
условие любви к Богу. 
Любовь к Богу 
– одно из древнейших светлых и 
глубоких человеческих чувств. Оно 
в основе своей и в своем 
истоке уже само любовь . В общем виде, 
я думаю, что любовь к Богу – это ощущение 
какого-то особого внутреннего благоговения 
перед силой, породившей тебя и тебе подобных. 
Однако любовь к Богу истинна только тогда, 
когда человек искренне любит как своего 
ближнего, так искренне уважает врага 
своего : обоих сотворенных Богом. Не зря 
ведь одной из самых главных заповедей, 
провозглашенных в христианстве является 
заповедь, которая гласит : « … возлюби 
ближнего твоего, как самого себя. Иной 
большей сих заповедей нет».  
Августин разъяснял, 
что есть два вида любви: земная (плотская), 
а другая – святая любовь, возвышающая 
людей до небесных высот; при этом он указывал, 
что любовь должна составлять основу жизни 
всех людей и служить им главным стимулом 
в познании смысла мира и его первопричины. 
Раннехристианские, затем византийские 
мыслители усматривали в любви важнейший 
и универсальный принцип Вселенной, на 
котором основывалось все ее духовное 
и жизненное бытие. По их мнению, только 
любовь очищала дух человека от ложных 
и низменных пристрастий и открывала духовные 
сокровища в нем самом, в глубинах его 
сердца. 
Чуть позже, уже 
у византийских «гуманистов» X – XII 
вв. наметилось стремление достигнуть 
любовного совершенства средневекового 
человека и соединение его с божественным 
началом. Они выработали принципиальное 
представление о любви как «каритасе» 
– сострадании, милосердии, жалости. При 
этом христианство проклинало половой 
акт и благословляло его последствие – 
деторождение. Резко осуждая половую любовь 
как нечто греховное, они стремились заменить 
ее чисто духовным видом – «вхождением 
в Бога». Это было итогом христианского 
учения о любви. 
«Любовь» в эпоху 
Возрождения возвратила себе статус 
жизненной философской 
В XVII – XVIII вв. происходят 
существенные изменения в отношении 
к любви и ее оценки. Для Гегеля 
любовь вовсе не уникальное переживание, 
а только форма нравственной связи 
двух индивидов. Конечно, в разные эпохи 
и у разных народов это ощущение 
выглядело по-разному. Но их объединяло 
то, что любовь приносит человеку и человечеству 
не только радость, но и ответственность. 
Она не только поднимает, вдохновляет 
людей, а порой и требует от них особо нравственных 
поступков. 
В истории философских 
размышлений о любви, ее смысле и назначении 
в истории человечества особая роль принадлежит 
философам XVIII – XIX вв. И. Кант был уверен, 
что любовь играет первостепенную роль 
в судьбе человека, т. к. «когда дело касается 
выполнения долга, а не просто представления 
о нем, когда речь идет о субъективной 
основе действия, в первую очередь определяющей, 
как поступит человек (в отличие от объективной 
стороны, диктующей, как он должен поступить), 
то именно любовь, свободно включающая 
волю другого в свои максимы, необходимо 
дополняет несовершенства человеческой 
натуры и принуждает к тому, что разум 
предписывает в качестве закона»1.  
Мысль о том, что 
любовь представляет собой ответственность 
не только перед собой и за себя, 
но и перед другими и за других 
людей, пронизывает многие произведения 
философов XIX века. 
Уже самые первые 
признаки любви – восхищение, благоговение, 
милосердие – говорят сами за себя. 
Любят ведь не за что-то, а потому, 
что по-другому нельзя. Я считаю, 
что любовь – это такое состояние 
человека, когда хочется дать как можно 
больше другому, даже отдать самого себя 
и без остатка. Эта же мысль подчеркивается 
в произведении Эриха Фромма «Искусство 
любить» : «Наиболее общее определение 
активного характера любви можно сформулировать 
так : любить – значит прежде всего давать, 
а не получать … Но самое важное – отдавать 
не материальные, а специфически человеческие 
ценности. Что же отдает один человек другому 
? Он делится с ним самим собой, своей жизнью, 
самим дорогим, что у него есть. Это отнюдь 
не значит, что он обязательно должен жертвовать 
жизнью ради другого, - просто он делится 
тем, что есть в нем живого : своей радостью, 
своими интересами, своими мыслями, знаниями, 
своим настроением, своей печалью – всеми 
проявлениями своей жизни»1 
Но нельзя упускать 
из виду и еще одну сторону любви, формирующую 
личность. Отдавая все, что только можно 
отдать любимому человеку, любящий стремится 
к получению ответной реакции – заслужить 
любовь к себе, т. к. «если ваша любовь безответна, 
то есть если ваша любовь не порождает 
любовь; если, проявляя свою любовь, вы 
не добились ответа и не стали тоже любимы, 
- значит, ваша любовь немощна, значит, 
она не удалась» ( К. Маркс )2. 
Для того, чтобы заслужить 
любовь другого человека к себе, 
по мнению автора произведения, необходимо 
«заботиться, нести ответственность, уважать 
и знать», « любовь есть деятельная озабоченность, 
заинтересованность в жизни и благополучии 
того, кого мы любим». 
Тема любви всегда 
была очень близка русской философской 
мысли. Много глубоких и удивительных 
страниц написали о любви Владимир Соловьев, 
Лев Толстой, В. Розанов, Николай Бердяев, 
И. Ильин, С. Франк и многие другие. В философии 
любви известного русского религиозного 
мыслителя Вл. Соловьева проповедуется 
интересная мысль об особом смысле любви 
в нравственном преображении человека 
и всего человечества. Качественное преображение 
человечества, по Соловьеву, - в красоте. 
А красота может быть достигнута только 
любовью. «Признавая вполне великую важность 
и высокое достоинство других родов любви, 
которыми ложный спиритуализм и импотентный 
морализм хотели бы заменить любовь половую, 
мы видим, что только эта последняя удовлетворяет 
двум основным требованиям, без которых 
невозможно решительное упразднение самости 
в полном жизненном общении с другими. 
Во всех прочих родах любви отсутствует 
ил однородность, равенство и взаимодействие 
между любящим и любимым, или же всестороннее 
различие восполняющих друг друга свойств»1. 
Как видим, на протяжении 
всей жизни человечества высказывались 
различные мнения относительно того, 
что же такое Любовь и зачем она нужна, 
какое значение она имеет для человека. 
Многие ученые, философы давали различные 
ответы на этот непростой вопрос, но сходились 
они все в одном, что любовь – это самая 
таинственная и самая парадоксальная 
реальность. В чем же заключается эта реальность, 
ее философский смысл, каково ее значение 
для человека и его духовного развития 
? 
 
 
Глава II. Философский 
смысл любви 
 
 
О философском смысле 
любви говорят многие факты, хотя 
бы то, что именно любовь представляет 
человека как личность и, более того, является 
фактором более глубокого, а потому и более 
осознанного человеческого формирования. 
При этом невольно возникают трудности 
в философском осмыслении любви из-за 
того, что она всегда как бы «случается» 
спонтанно, «любовь подобна лихорадке, 
она родится и гаснет без малейшего участия 
воли»1. 
Не секрет, что 
любовь у людей возникает неожиданно 
и абсолютно ко всему, что вообще 
может волновать сердце и ум человека. 
При этом каждый человек обладает 
особым искусством индивидуально любить 
по-своему. Ведь каждое любовное чувство, 
каждое любовное отношение хотя и похожи 
в своей основе, но все-таки они совершенно 
иначе проявляются в повседневной жизни 
и необычны по своему содержанию. Любовные 
проявления бывают очень и очень уникальными 
по объекту и по своему содержанию в целом 
: любовь к родителям, детям, близким, друзьям, 
Богу, половая любовь. Все эти и многие 
другие виды любви примечательны своей 
эмоциональной окрашенностью и имеют 
индивидуальное значение. 
Воспринимается же любовь 
людьми как божественный дар и даже своего 
рода вознаграждение. Человек ведь не 
может любить по чьей-то указке, как, наверное, 
и по собственной воле и желанию в некотором 
смысле. Она, как гром среди ясного неба, 
приходит вдруг и, казалось бы, без каких 
– либо на то видимых причин. Все это так, 
но я считаю, что у настоящей любви есть 
свои природные законы, т. е. она возникает 
только тогда, когда люди постигают потребность 
в нежных любовных чувствах, их громадное 
общечеловеческое и общественное назначение 
в сохранении и продолжении рода человеческого. 
Философский смысл 
любви не в статике устроения 
личной жизни, а в динамике движения 
ее, постоянном человеческом самотворчестве. 
Это очень важно: нельзя ведь научиться 
правильно жить, не научившись страстно 
любить. Ведь любовь не просто возвышенное 
чувство или прекрасная эмоция, - это мера 
и степень нравственной чистоты человека, 
которая способна наполнить всю его жизнедеятельность 
великим смыслом человеческого бытия. 
Чистая любовь свидетельствует о духовной 
развитости человека. Не зря же говорят, 
что «любовь правит миром». При этом речь 
в первую очередь идет об эротической 
(половой) любви. Эрос, например, античными 
мыслителями связывался с духовной силой 
и красотой. Они называли его естественной 
тягой к совершенству, желанием обладать 
идеалом, стремлением восполнить недостающее 
в себе. Эта творческая энергия человека 
проявляется вовне как сила завоевательная, 
но вместе с тем возвышающая. Любовь во 
всех случаях выступает уникальным способом 
преодоления духовной самоизоляции и 
одиночества, т. к. она всегда соединяет 
людей, рассматривая любимого как самого 
себя. 
Любовь, с точки 
зрения ее философского смысла, представляет 
собой высшее ценностное измерение 
человеческой личности, которое характеризует 
ее духовную зрелость и нравственную чистоту. 
Без любви даже не дано раскрыть полностью 
жизненный потенциал человеческой личности. 
Эту же мысль разделяет и усиливает ученый-естественник 
И. И. Мечников. Для него любовь есть вообще 
драгоценное благо, счастье и условие 
человеческой жизни – более того, единственная 
подлинная ее основа – это истина общераспространенная, 
как бы прирожденная человеческой сущности.1