Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:24, доклад
Вырвавшись  из плена природы человек становится пленником мира второй природы, созданного им же самим. И этот новый искусственный мир - техносфера с помощью человека будет и далее развиваться.  
     Происходит  процесс перехода от биосферы к ноосфере (сфера разума) с помощью техносферы. В различных проявлениях культурной жизни все более проявляется  интеллектуальность. В изобразительном  искусстве натурализм, реализм вытесняются  экспрессионизмом, с реализмом и, в целом, мыследействующим искусством.
1.Введение…………………………………………………………………….2
2.Ноосфера……………………………………………………………………4
3.Техносфера………………………………………………………………….9
4.Движение к  ноосфере……………………………………………………..14
5.Заключение………………………………………………………………...15
6.Список литературы………………………………………………………..17
Живое вещество, эволюционируя на определенном этапе развития биосферы, рождает человека - разумное существо, Как показывает Вернадский в своем учении, человеку, чтобы выжить, пришлось использовать, единственное преимущества перед животным миром - разум. Умение учиться, перенимать и передавать опыт рождает такую категорию, как “труд”, которая по природе своей совершенно чужда остальным представителям, живого вещества. Благодаря труду, человек смог выделиться не только из живого вещества, но и из группы животных, близких к нему исторически в процессе эволюции. Благодаря своей деятельности, человек в дальнейшем смог не только выделиться, но и занять главенствующее место в живой природе и даже бросить вызов различным природным явлениям, очевидным законам и попытаются изменить окружающие его мир в соответствии с возникающими потребностями.
Оценить сам 
разум или мысль с точки 
зрения развития ноосферы мы  не в силах. 
Однако эмпирически результаты возникновения 
и развития ноосферы мы уже сейчас можем 
наблюдать вокруг нас на каждом шагу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Вместе 
с тем XX век, определяя современное 
положение человечества в природе, 
ввел в употребление новое понятие 
техносферы, в пределах которой человек 
получает свое специфическое развитие. 
Оно отражено в особом образе человека 
и в понятиях Homo Sapiens и Homo fabes и 
означает возникновение принципиально 
новых связей и нового положения 
человека в природе. Создание материальной 
культуры, утилизация многих форм природной 
энергии, которую удалось человеку 
поставить на службу своим интересам, 
создание искусственной среды обитания 
и техническое усиление своих 
природных способностей - все это 
убедительно доказывает наступление 
нового этапа в отношениях между 
человеком и природой. В этот период, 
длящийся до сих пор, человек освоил 
всю территорию земли, научился пользоваться 
не только наличным природным материалом, 
но и теми ресурсами, которые могли 
служить ему в этом качестве после 
глубокого преобразования. Это потребовало 
от человечества напряжения всех его 
сил и не только обеспечивало его 
выживание и практический успех, 
но и создавало особую воспроизводящуюся 
систему воспитания востребованных 
в человеке способностей. Его внимание 
было приковано к устойчивым повторяющимся 
связям между явлениями природы, 
которые в силу этой устойчивости 
были воспроизводимыми, а значит могли 
быть практически использованы. Природа 
при этом отчуждалась в объект 
познания, в сырье, ресурсы и строительный 
материал, а в человеке развивались 
те качества, которые были для этого 
необходимы. Долгое время все изъятия 
из природы, производимые человеком, не 
разрушали ее целостности и способности 
к восстановлению. Все это время 
господствовало мировоззрение 
     Потребовались 
особые усилия выдающихся ученых для 
того, чтобы расширить понятие 
человеческой психики, включив туда 
и бессознательное. Да и сам человек 
в целом толковался как носитель 
сознании, делавшего его субъектом 
познания, и как производитель, осуществляющий 
преобразование природы в своих 
интересах. Сознание в свою очередь 
объяснялось обеспечивающими 
Техносфера - это период и особый тип связи с природой, которая познается и объясняется на глубину целенаправленного практического усилия человека. Понятие “разумный” сближается по смыслу с понятием извлекающий пользу. Практика, практический успех становится критерием истины. Не забудем и о том, что она была и основой познания. Не следует преувеличивать значение марксистской теории - она была не столько причиной подобных представлений, сколько симптомом
     Аналитика-прагматическая 
парадигма исследования породила в 
сознании человека весьма своеобразное 
представление не только о мире, 
но и о себе самом. Человек был 
объявлен венцом творения, а его 
деятельность высшей формой развития. 
Общество было вынесено за пределы 
биосферы и толковалось как 
       Происходящие 
при этом изменения в сознании 
заслуживают пристального внимания. 
Взять хотя бы горделивое самосознание 
ученых и философов, которые перестали 
испытывать нужду в гипотезе бога. 
За этим многое: способность удовлетвориться 
практическим успехом, разъятое мира на 
отдельные области, преобладание частных 
задач, неблагодарное пользование 
природой, ценность которой зачастую 
просто игнорируется, беспрецедентное 
завышение роли человека с его 
безудержно растущими потребностями 
и происходящий при этом возгон степени 
удовлетворения материальных потребностей 
в идеал общественного 
В познании разрабатываются 
методики, позволяющие купировать субъективные 
переживания и создавать 
Не случайно 
поэтому теория индивидуальности долгое 
время не разрабатывалась, а философия 
в нашей стране приобретала характер 
работологии. Очень сложно понять, как 
из достоинств современного человека 
возникает реальная возможность 
гибели мира, но эта связь есть. Убежденный 
в своем могуществе человек, окруживший 
себя бетоном и кирпичной кладкой 
занимает позицию космической 
Содержательно движение к ноосфере может быть раскрыто по- разному. С одной стороны, мы вправе продолжать развитие научных исследований в уже освоенных направлениях. Без этого нельзя достичь все более полного охвата явлений природы и общества. Мысль как планетное явление (Вернадск.) предполагает развитие этого направления и вширь и вглубь. Это определение ноосферы особенно часто встречается в работах В.И.Вернадского, посвященных проблеме будущего. Однако очевидно, что развитие этого направления, оставляет нерешенной задачу удержания в сознании целостной природы. Разноязычие конкретных наук, усилия, которые затрачивают ученые, работающие в “своих” областях, затрудняют интеграцию научных данных в общую картину мира. Мозаичность, механическая скомпанованность сведений, разрывы в наших представлениях - это реальная опасность и она осознана многими.
       С 
другой стороны, существует весьма многообещающая 
тенденция формирования межотраслевых 
исследований. Создание методик, позволяющих 
физикам, биологам, химикам разрабатывать 
новые темы, принципиально иных, 
по сравнению с чисто 
Не менее важным можно считать поиск общей теории вещества, математически формализованных схем гармонического в мироустройстве, а также развитие теорий в философии, позволяющих выйти к общим предельным основаниям мира, решить проблему единства многообразно развернутых во времени и в пространстве явлений. Для философии это оказалось непростым делом, т.к. она вслед за естествознанием переживает период специализации и делится не только по направлениям, но и по темам, часто в ущерб своей особой специфической задаче: удержать общую, целостную картину мира.
По силе своего воздействия на планету техновещество в виде системы
техноценозов в состоянии как минимум на равных спорить с живым веществом.
Дальнейшее развитие техники со всей очевидностью требует просчета
оптимальных вариантов взаимодействия составных подсистем техновещества и последствий их влияния на природу, и в первую очередь на биосферу. В результате преобразования человеком естественной среды обитания можно говорить уже о реальном существовании нового ее состояния — о техносфере.
Понятие «техносфера» выражает совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. Ее структура достаточно сложна, так как включает техногенное вещество, технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу.
Более того, с 
началом эры космических 
Нет смысла современному человеку подробно говорить о значении
техносферы в жизни общества и природы. Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, и прежде всего опять-таки на биосферу.
Говоря о важнейшем значении техники в жизни человека, нельзя не
отметить обостряющуюся сегодня проблему гуманизации техносферы. Пока что наука и техника нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой.
Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие,
антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа — вот реальные плоды отрицательного влияния
       человека, 
вооруженного техникой,  на  окружающую  
среду.  Все  это  является также 
следствием недостаточного взаимодействия 
естественных  и  общественных наук 
в осмыслении данной проблемы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержательно движение к ноосфере может быть раскрыто по- разному. С одной стороны, мы вправе продолжать развитие научных исследований в уже освоенных направлениях. Без этого нельзя достичь все более полного охвата явлений природы и общества. Мысль как планетное явление (Вернадск.) предполагает развитие этого направления и вширь и вглубь. Это определение ноосферы особенно часто встречается в работах В.И.Вернадского, посвященных проблеме будущего. Однако очевидно, что развитие этого направления, оставляет нерешенной задачу удержания в сознании целостной природы. Разноязычие конкретных наук, усилия, которые затрачивают ученые, работающие в “своих” областях, затрудняют интеграцию научных данных в общую картину мира. Мозаичность, механическая скомпанованность сведений, разрывы в наших представлениях - это реальная опасность и она осознана многими.
     С 
другой стороны, существует весьма многообещающая 
тенденция формирования межотраслевых 
исследований. Создание методик, позволяющих 
физикам, биологам, химикам разрабатывать 
новые темы, принципиально иных, 
по сравнению с чисто