Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:24, доклад
Вырвавшись из плена природы человек становится пленником мира второй природы, созданного им же самим. И этот новый искусственный мир - техносфера с помощью человека будет и далее развиваться.
Происходит процесс перехода от биосферы к ноосфере (сфера разума) с помощью техносферы. В различных проявлениях культурной жизни все более проявляется интеллектуальность. В изобразительном искусстве натурализм, реализм вытесняются экспрессионизмом, с реализмом и, в целом, мыследействующим искусством.
1.Введение…………………………………………………………………….2
2.Ноосфера……………………………………………………………………4
3.Техносфера………………………………………………………………….9
4.Движение к ноосфере……………………………………………………..14
5.Заключение………………………………………………………………...15
6.Список литературы………………………………………………………..17
Живое вещество, эволюционируя на определенном этапе развития биосферы, рождает человека - разумное существо, Как показывает Вернадский в своем учении, человеку, чтобы выжить, пришлось использовать, единственное преимущества перед животным миром - разум. Умение учиться, перенимать и передавать опыт рождает такую категорию, как “труд”, которая по природе своей совершенно чужда остальным представителям, живого вещества. Благодаря труду, человек смог выделиться не только из живого вещества, но и из группы животных, близких к нему исторически в процессе эволюции. Благодаря своей деятельности, человек в дальнейшем смог не только выделиться, но и занять главенствующее место в живой природе и даже бросить вызов различным природным явлениям, очевидным законам и попытаются изменить окружающие его мир в соответствии с возникающими потребностями.
Оценить сам
разум или мысль с точки
зрения развития ноосферы мы не в силах.
Однако эмпирически результаты возникновения
и развития ноосферы мы уже сейчас можем
наблюдать вокруг нас на каждом шагу.
Вместе
с тем XX век, определяя современное
положение человечества в природе,
ввел в употребление новое понятие
техносферы, в пределах которой человек
получает свое специфическое развитие.
Оно отражено в особом образе человека
и в понятиях Homo Sapiens и Homo fabes и
означает возникновение принципиально
новых связей и нового положения
человека в природе. Создание материальной
культуры, утилизация многих форм природной
энергии, которую удалось человеку
поставить на службу своим интересам,
создание искусственной среды обитания
и техническое усиление своих
природных способностей - все это
убедительно доказывает наступление
нового этапа в отношениях между
человеком и природой. В этот период,
длящийся до сих пор, человек освоил
всю территорию земли, научился пользоваться
не только наличным природным материалом,
но и теми ресурсами, которые могли
служить ему в этом качестве после
глубокого преобразования. Это потребовало
от человечества напряжения всех его
сил и не только обеспечивало его
выживание и практический успех,
но и создавало особую воспроизводящуюся
систему воспитания востребованных
в человеке способностей. Его внимание
было приковано к устойчивым повторяющимся
связям между явлениями природы,
которые в силу этой устойчивости
были воспроизводимыми, а значит могли
быть практически использованы. Природа
при этом отчуждалась в объект
познания, в сырье, ресурсы и строительный
материал, а в человеке развивались
те качества, которые были для этого
необходимы. Долгое время все изъятия
из природы, производимые человеком, не
разрушали ее целостности и способности
к восстановлению. Все это время
господствовало мировоззрение
Потребовались
особые усилия выдающихся ученых для
того, чтобы расширить понятие
человеческой психики, включив туда
и бессознательное. Да и сам человек
в целом толковался как носитель
сознании, делавшего его субъектом
познания, и как производитель, осуществляющий
преобразование природы в своих
интересах. Сознание в свою очередь
объяснялось обеспечивающими
Техносфера - это период и особый тип связи с природой, которая познается и объясняется на глубину целенаправленного практического усилия человека. Понятие “разумный” сближается по смыслу с понятием извлекающий пользу. Практика, практический успех становится критерием истины. Не забудем и о том, что она была и основой познания. Не следует преувеличивать значение марксистской теории - она была не столько причиной подобных представлений, сколько симптомом
Аналитика-прагматическая
парадигма исследования породила в
сознании человека весьма своеобразное
представление не только о мире,
но и о себе самом. Человек был
объявлен венцом творения, а его
деятельность высшей формой развития.
Общество было вынесено за пределы
биосферы и толковалось как
Происходящие
при этом изменения в сознании
заслуживают пристального внимания.
Взять хотя бы горделивое самосознание
ученых и философов, которые перестали
испытывать нужду в гипотезе бога.
За этим многое: способность удовлетвориться
практическим успехом, разъятое мира на
отдельные области, преобладание частных
задач, неблагодарное пользование
природой, ценность которой зачастую
просто игнорируется, беспрецедентное
завышение роли человека с его
безудержно растущими потребностями
и происходящий при этом возгон степени
удовлетворения материальных потребностей
в идеал общественного
В познании разрабатываются
методики, позволяющие купировать субъективные
переживания и создавать
Не случайно
поэтому теория индивидуальности долгое
время не разрабатывалась, а философия
в нашей стране приобретала характер
работологии. Очень сложно понять, как
из достоинств современного человека
возникает реальная возможность
гибели мира, но эта связь есть. Убежденный
в своем могуществе человек, окруживший
себя бетоном и кирпичной кладкой
занимает позицию космической
Содержательно движение к ноосфере может быть раскрыто по- разному. С одной стороны, мы вправе продолжать развитие научных исследований в уже освоенных направлениях. Без этого нельзя достичь все более полного охвата явлений природы и общества. Мысль как планетное явление (Вернадск.) предполагает развитие этого направления и вширь и вглубь. Это определение ноосферы особенно часто встречается в работах В.И.Вернадского, посвященных проблеме будущего. Однако очевидно, что развитие этого направления, оставляет нерешенной задачу удержания в сознании целостной природы. Разноязычие конкретных наук, усилия, которые затрачивают ученые, работающие в “своих” областях, затрудняют интеграцию научных данных в общую картину мира. Мозаичность, механическая скомпанованность сведений, разрывы в наших представлениях - это реальная опасность и она осознана многими.
С
другой стороны, существует весьма многообещающая
тенденция формирования межотраслевых
исследований. Создание методик, позволяющих
физикам, биологам, химикам разрабатывать
новые темы, принципиально иных,
по сравнению с чисто
Не менее важным можно считать поиск общей теории вещества, математически формализованных схем гармонического в мироустройстве, а также развитие теорий в философии, позволяющих выйти к общим предельным основаниям мира, решить проблему единства многообразно развернутых во времени и в пространстве явлений. Для философии это оказалось непростым делом, т.к. она вслед за естествознанием переживает период специализации и делится не только по направлениям, но и по темам, часто в ущерб своей особой специфической задаче: удержать общую, целостную картину мира.
По силе своего воздействия на планету техновещество в виде системы
техноценозов в состоянии как минимум на равных спорить с живым веществом.
Дальнейшее развитие техники со всей очевидностью требует просчета
оптимальных вариантов взаимодействия составных подсистем техновещества и последствий их влияния на природу, и в первую очередь на биосферу. В результате преобразования человеком естественной среды обитания можно говорить уже о реальном существовании нового ее состояния — о техносфере.
Понятие «техносфера» выражает совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. Ее структура достаточно сложна, так как включает техногенное вещество, технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу.
Более того, с
началом эры космических
Нет смысла современному человеку подробно говорить о значении
техносферы в жизни общества и природы. Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, и прежде всего опять-таки на биосферу.
Говоря о важнейшем значении техники в жизни человека, нельзя не
отметить обостряющуюся сегодня проблему гуманизации техносферы. Пока что наука и техника нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой.
Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие,
антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа — вот реальные плоды отрицательного влияния
человека,
вооруженного техникой, на окружающую
среду. Все это является также
следствием недостаточного взаимодействия
естественных и общественных наук
в осмыслении данной проблемы.
Содержательно движение к ноосфере может быть раскрыто по- разному. С одной стороны, мы вправе продолжать развитие научных исследований в уже освоенных направлениях. Без этого нельзя достичь все более полного охвата явлений природы и общества. Мысль как планетное явление (Вернадск.) предполагает развитие этого направления и вширь и вглубь. Это определение ноосферы особенно часто встречается в работах В.И.Вернадского, посвященных проблеме будущего. Однако очевидно, что развитие этого направления, оставляет нерешенной задачу удержания в сознании целостной природы. Разноязычие конкретных наук, усилия, которые затрачивают ученые, работающие в “своих” областях, затрудняют интеграцию научных данных в общую картину мира. Мозаичность, механическая скомпанованность сведений, разрывы в наших представлениях - это реальная опасность и она осознана многими.
С
другой стороны, существует весьма многообещающая
тенденция формирования межотраслевых
исследований. Создание методик, позволяющих
физикам, биологам, химикам разрабатывать
новые темы, принципиально иных,
по сравнению с чисто