Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 18:30, контрольная работа
В своей работе я хотела бы рассмотреть основные понятия такого философско-го направления второй половины XIX в, как неокантианство. Яркими предста-вителями данного направления выступали Генрих Риккерт, Вильгельм Вин-дельбанд и Эрнст Кассирер. Неокантианство изначально заявило о себе как о философском учении, для которого раскрытие сущности культуры, выявление закономерностей ее развития является основной задачей. Именно неокантиан-цы сформулировали самое распространенное - аксиологическое - понимание культуры, которое, достаточно глубоко укоренилось в массовом сознании и ко-торым весьма широко до сегодняшнего дня пользуются люди самых различных профессий.
1. Введение 	3
2. История направлений в неокантианстве. 	4
3. Трансцендентальное направление в неокантианстве. Марбургская школа. 	6
4. Трансцендентальное направление в неокантианстве. Баденская школа. 	9
5. Заключение. 	12
6. Список литературы.
Таким образом, 
и гуманитарные и естественные науки 
применяют абстракции и общие 
понятия, но для первых это лишь вспомогательные 
средства, ибо их назначение - дать конкретное, 
максимально полное описание неповторимого 
исторического феномена. Для вторых общие 
понятия в известном смысле - самоцель, 
результат обобщения и условие формулирования 
законов. Тем самым генерализирующий метод 
в науках о культуре не "отменяется", 
а имеет подчиненное значение. 
При этом Риккерт обращает внимание на 
следующие моменты: 
1. Культура как духовное формообразование 
не может быть подчинена исключительно 
господству естественных наук. Более того, 
он считает, что естественно-научная точка 
зрения подчинена культурно-исторической 
- хотя бы потому, что естествознание - 
"исторический продукт культуры". 
2. В явлениях и процессах культуры исследовательский 
интерес направлен на особенное и индивидуальное. 
Поэтому-то в исторических науках о культуре, 
считает Риккерт, мы не можем стремиться 
к установлению его общей природы, но, 
наоборот, должны пользоваться индивидуализирующим 
методом, который находится во внутренней 
связи с ценностным отношением к реальности. 
Дело в том, что ценность чего-либо может 
быть признана только с признанием его 
неповторимости, уникальности, незаменимости. 
3. Если явления природы мыслятся не как 
блага, а вне связи с ценностями, то все 
явления культуры воплощают какие-нибудь 
признанные людьми ценности, которые заложены 
в них изначально. 
4. Исследование культурных процессов 
является научным только тогда, когда 
оно, не ограничивается простым описанием 
единичного и  при этом руководствуется 
определенными ценностями, без которых 
не может быть вообще исторической науки. 
5. Важная задача наук о культуре состоит 
в том, чтобы с помощью индивидуализирующего 
метода и исторических понятий "представить 
исторические явления как стадии развития", 
а не как нечто неизменное, раз навсегда 
данное. 
6. Риккерт убежден, 
что поскольку историческая жизнь не поддается 
системе, то у наук о культуре не может 
быть основной науки, аналогичной механике. 
Но это не означает, что у них отсутствует  
возможность сомкнуться в одно единое 
целое. Такую возможность обеспечивает 
им понятие культуры. 
7. По сравнению с естествознанием исторические 
науки отличаются большой субъективностью 
и важную роль в них играют такие феномены, 
как интерес, ценность, оценка, культура. 
8. Согласно Риккерту, 
в методологическом плане, т. 
е. с всеобщеисторической точки зрения, 
объединяющей все частичные исторические 
исследования в единое целое всеобщей 
истории, всего культурного развития, 
не бывает исторической науки без философии 
истории. Последняя и есть всеобщее концептуально-методологическое 
основание всех наук о культуре. 
Вместе с целым рядом продуктивных идей, 
высказанных представителями баденской 
школы, нельзя не отметить такие  односторонности 
как идеализм, метафизичность в целом, 
стремление резко размежевать естественные 
и гуманитарные науки и их методы.
  
 
 
 
 
5. 
Заключение. 
С 1930-х гг. в 
условиях общего кризиса буржуазного 
либерализма неокантианство постепенно 
утрачивает своё влияние. Но теоретические 
воззрения неокантианцев оказали существенное 
влияние на процесс формирования культурологических 
взглядов многих представителей европейской 
общественной мысли конца XIX — начала 
XX вв., которые в своих культурологических 
изысканиях двигались в русле идей, выношенных 
неокантианцами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6. 
Список использованной 
литературы. 
Информация о работе Неоклассическое направление.Неокантианство