Неоклассическое направление.Неокантианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

В своей работе я хотела бы рассмотреть основные понятия такого философско-го направления второй половины XIX в, как неокантианство. Яркими предста-вителями данного направления выступали Генрих Риккерт, Вильгельм Вин-дельбанд и Эрнст Кассирер. Неокантианство изначально заявило о себе как о философском учении, для которого раскрытие сущности культуры, выявление закономерностей ее развития является основной задачей. Именно неокантиан-цы сформулировали самое распространенное - аксиологическое - понимание культуры, которое, достаточно глубоко укоренилось в массовом сознании и ко-торым весьма широко до сегодняшнего дня пользуются люди самых различных профессий.

Оглавление

1. Введение 3
2. История направлений в неокантианстве. 4
3. Трансцендентальное направление в неокантианстве. Марбургская школа. 6
4. Трансцендентальное направление в неокантианстве. Баденская школа. 9
5. Заключение. 12
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Неоклассическое направление. Неокантиантство.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Таким образом, и гуманитарные и естественные науки  применяют абстракции и общие  понятия, но для первых это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение - дать конкретное, максимально полное описание неповторимого исторического феномена. Для вторых общие понятия в известном смысле - самоцель, результат обобщения и условие формулирования законов. Тем самым генерализирующий метод в науках о культуре не "отменяется", а имеет подчиненное значение. 
При этом Риккерт обращает внимание на следующие моменты: 
1. Культура как духовное формообразование не может быть подчинена исключительно господству естественных наук. Более того, он считает, что естественно-научная точка зрения подчинена культурно-исторической - хотя бы потому, что естествознание - "исторический продукт культуры". 
2. В явлениях и процессах культуры исследовательский интерес направлен на особенное и индивидуальное. Поэтому-то в исторических науках о культуре, считает Риккерт, мы не можем стремиться к установлению его общей природы, но, наоборот, должны пользоваться индивидуализирующим методом, который находится во внутренней связи с ценностным отношением к реальности. Дело в том, что ценность чего-либо может быть признана только с признанием его неповторимости, уникальности, незаменимости. 
3. Если явления природы мыслятся не как блага, а вне связи с ценностями, то все явления культуры воплощают какие-нибудь признанные людьми ценности, которые заложены в них изначально. 
4. Исследование культурных процессов является научным только тогда, когда оно, не ограничивается простым описанием единичного и при этом руководствуется определенными ценностями, без которых не может быть вообще исторической науки. 
5. Важная задача наук о культуре состоит в том, чтобы с помощью индивидуализирующего метода и исторических понятий "представить исторические явления как стадии развития", а не как нечто неизменное, раз навсегда данное.

6. Риккерт убежден, что поскольку историческая жизнь не поддается системе, то у наук о культуре не может быть основной науки, аналогичной механике. Но это не означает, что у них отсутствует возможность сомкнуться в одно единое целое. Такую возможность обеспечивает им понятие культуры. 
7. По сравнению с естествознанием исторические науки отличаются большой субъективностью и важную роль в них играют такие феномены, как интерес, ценность, оценка, культура.

8. Согласно Риккерту, в методологическом плане, т.  е. с всеобщеисторической точки зрения, объединяющей все частичные исторические исследования в единое целое всеобщей истории, всего культурного развития, не бывает исторической науки без философии истории. Последняя и есть всеобщее концептуально-методологическое основание всех наук о культуре. 
Вместе с целым рядом продуктивных идей, высказанных представителями баденской школы, нельзя не отметить такие  односторонности как идеализм, метафизичность в целом, стремление резко размежевать естественные и гуманитарные науки и их методы.

  

 
 
 

 

5. Заключение. 

С 1930-х гг. в  условиях общего кризиса буржуазного  либерализма неокантианство постепенно утрачивает своё влияние. Но теоретические воззрения неокантианцев оказали существенное влияние на процесс формирования культурологических взглядов многих представителей европейской общественной мысли конца XIX — начала XX вв., которые в своих культурологических изысканиях двигались в русле идей, выношенных неокантианцами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Список использованной литературы. 

  1. Вильгельм Виндельбанд. Избранное. Дух и история – М.:, 1995. 
  2. Богомолов А.С. Немецкая философия после 1865г. – М.:, 1969.
  3. Григорьян Б. Т., Неокантианство - М., 1962
  4. В.В. Миронов. Философия.- М., 1998 г.

Информация о работе Неоклассическое направление.Неокантианство