Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 18:30, контрольная работа
В своей работе я хотела бы рассмотреть основные понятия такого философско-го направления второй половины XIX в, как неокантианство. Яркими предста-вителями данного направления выступали Генрих Риккерт, Вильгельм Вин-дельбанд и Эрнст Кассирер. Неокантианство изначально заявило о себе как о философском учении, для которого раскрытие сущности культуры, выявление закономерностей ее развития является основной задачей. Именно неокантиан-цы сформулировали самое распространенное - аксиологическое - понимание культуры, которое, достаточно глубоко укоренилось в массовом сознании и ко-торым весьма широко до сегодняшнего дня пользуются люди самых различных профессий.
1. Введение 3
2. История направлений в неокантианстве. 4
3. Трансцендентальное направление в неокантианстве. Марбургская школа. 6
4. Трансцендентальное направление в неокантианстве. Баденская школа. 9
5. Заключение. 12
6. Список литературы.
Таким образом,
и гуманитарные и естественные науки
применяют абстракции и общие
понятия, но для первых это лишь вспомогательные
средства, ибо их назначение - дать конкретное,
максимально полное описание неповторимого
исторического феномена. Для вторых общие
понятия в известном смысле - самоцель,
результат обобщения и условие формулирования
законов. Тем самым генерализирующий метод
в науках о культуре не "отменяется",
а имеет подчиненное значение.
При этом Риккерт обращает внимание на
следующие моменты:
1. Культура как духовное формообразование
не может быть подчинена исключительно
господству естественных наук. Более того,
он считает, что естественно-научная точка
зрения подчинена культурно-исторической
- хотя бы потому, что естествознание -
"исторический продукт культуры".
2. В явлениях и процессах культуры исследовательский
интерес направлен на особенное и индивидуальное.
Поэтому-то в исторических науках о культуре,
считает Риккерт, мы не можем стремиться
к установлению его общей природы, но,
наоборот, должны пользоваться индивидуализирующим
методом, который находится во внутренней
связи с ценностным отношением к реальности.
Дело в том, что ценность чего-либо может
быть признана только с признанием его
неповторимости, уникальности, незаменимости.
3. Если явления природы мыслятся не как
блага, а вне связи с ценностями, то все
явления культуры воплощают какие-нибудь
признанные людьми ценности, которые заложены
в них изначально.
4. Исследование культурных процессов
является научным только тогда, когда
оно, не ограничивается простым описанием
единичного и при этом руководствуется
определенными ценностями, без которых
не может быть вообще исторической науки.
5. Важная задача наук о культуре состоит
в том, чтобы с помощью индивидуализирующего
метода и исторических понятий "представить
исторические явления как стадии развития",
а не как нечто неизменное, раз навсегда
данное.
6. Риккерт убежден,
что поскольку историческая жизнь не поддается
системе, то у наук о культуре не может
быть основной науки, аналогичной механике.
Но это не означает, что у них отсутствует
возможность сомкнуться в одно единое
целое. Такую возможность обеспечивает
им понятие культуры.
7. По сравнению с естествознанием исторические
науки отличаются большой субъективностью
и важную роль в них играют такие феномены,
как интерес, ценность, оценка, культура.
8. Согласно Риккерту,
в методологическом плане, т.
е. с всеобщеисторической точки зрения,
объединяющей все частичные исторические
исследования в единое целое всеобщей
истории, всего культурного развития,
не бывает исторической науки без философии
истории. Последняя и есть всеобщее концептуально-методологическое
основание всех наук о культуре.
Вместе с целым рядом продуктивных идей,
высказанных представителями баденской
школы, нельзя не отметить такие односторонности
как идеализм, метафизичность в целом,
стремление резко размежевать естественные
и гуманитарные науки и их методы.
5.
Заключение.
С 1930-х гг. в
условиях общего кризиса буржуазного
либерализма неокантианство постепенно
утрачивает своё влияние. Но теоретические
воззрения неокантианцев оказали существенное
влияние на процесс формирования культурологических
взглядов многих представителей европейской
общественной мысли конца XIX — начала
XX вв., которые в своих культурологических
изысканиях двигались в русле идей, выношенных
неокантианцами.
6.
Список использованной
литературы.
Информация о работе Неоклассическое направление.Неокантианство