Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:06, реферат
1. Научный закон.
1.1 Законы и их роль в научном исследовании.
Открытие и формулировка законов составляет важнейшую цель научного исследования: именно с помощью законов выражаются существенные связи и отношения предметов и явлений объективного мира.
Все предметы и явления реального мира находятся в вечном процессе изменения и движения. Там, где на поверхности эти изменения кажутся случайными, не связанными друг с другом, наука вскрывает глубокие, внутренние связи, в которых отражаются устойчивые, повторяющиеся, инвариантные отношения между явлениями. Опираясь на законы, наука получает возможность не только объяснять существующие факты и события, но и предсказывать новые. Без этого немыслима сознательная, целенаправленная практическая деятельность.
Например, в физических теориях можно выделить две основные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального аспектов теории - один из источников ее совершенствования и развития.
Методологически
важную роль в формировании теории
играет идеализированный объект, построение
которого - необходимый этап создания
любой теории, осуществляемый в специфических
для разных областей знания формах.
Этот объект выступает не только как
мысленная модель определенного
фрагмента реальности, но и содержит
в себе конкретную программу исследования,
которая реализуется в
Для выделения в чистом виде содержания научных терминов, что необходимо для создания научной теории методология разрабатывает специальные методы, например, методы алгоритмизации (конструктивизации), квантификации, качественного уточнения и т.п., и в основу этих методов ложится метод идеализации.
Идеализация является методом выделения сущности в чистом виде, поэтому весьма трудно переоценить ее роль в науке, даже в истории науки. Так, некогда теорией горения являлась флогистонная теория. Методология науки считает, что теория является истинной (или ложной) не безотносительно, а относительно принимаемых ею идеализаций. И это в корне меняет дело. Так, флогистонная теория в момент ее создания была истинной относительно принимаемых в то время идеализаций, вводящих флогистон. Сегодня эта идеализация не принимается, а вводится понятие кислорода. Но флогистонная теория не применима к идеализации кислорода так же, как она не применима и к другим газам. Отрицание флогистонной теории не даст кислородную теорию горения. А в логике принимается принцип, говорящий, что отрицание лжи есть истинность, а отрицание истинности ложь. Поэтому отрицание, допустим, ложной флогистонной теории должно было бы давать истинную кислородную теорию, что не имеет смысла. Отсюда флогистонная теория не ложна, а бессмысленна или неприменима.
Историческая преемственность теорий такова, что некогда истинные теории не превращаются в ложные, а становятся неприменимыми при новых идеализациях. Впрочем, при новых идеализациях они были бы неприменимы и в момент их создания. Это объясняет вечную истинность математики. Дело в том, что математика, изучая только количественные отношения действительности, вводит крайние идеализации ее, которые были и в Древней Греции, остаются верными и сегодня и будут существовать и в будущем. Если же их изменить, то современная математика тоже будет неприменимой. На смену ей придет более современная.
Говоря о целях и путях теоретического исследования вообще, А. Эйнштейн отмечал, что «теория преследует две цели:
1) Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота).
2) Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть «логической единственностью».2
Подводя итоги, перечислим основные функции теории, как элемента научного знания:
1) Синтетическая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
2) Объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.
3) Методологическая функция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
4) Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
5)
Практическая функция. Конечное предназначение
любой теории - быть воплощенной в практику,
быть «руководством к действию» по изменению
реальной действительности. Поэтому вполне
справедливо утверждение о том, что нет
ничего практичнее, чем хорошая теория.
2.2 Типология научных теорий
Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию. Науковеды и методологи обычно выделяют три типа научных теорий.
К первому типу теорий относятся описательные (эмпирические) теории – эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные психологические теории, традиционные лингвистические теории и тому подобное. На основании многочисленных опытных данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений, формулируют эмпирические обобщения, а затем и законы, которые становятся базой теории. Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии. В них обычно не формулируются явным образом правила используемой логики и не проверяется корректность проведенных доказательств. Описательные теории носят по преимуществу качественный характер.
Второй тип научных теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. В данных теориях конструируется математическая модель, представляющая собой особый идеальный объект, замещающий и представляющий некий объект реального мира. Примером являются логические теории, теории из области теоретической физики. Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе – наличии ряда базовых аксиом, из которых выводятся все остальные положения теории. Часто к исходным данным аксиомам, которые отвечают признакам очевидности и непротиворечивости, добавляется какая-то гипотеза, возведенная в ранг аксиомы. Такая теория должна быть обязательно проверена на практике.
Третий тип – дедуктивные теоретические системы. К их построению привела задача обоснования математики. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Исходные положения таких теорий формулируются в самом начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены путем логического вывода из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, и доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами. Для построения дедуктивных теорий обычно используются особые формализованные языки. Такие теории обладают большой степенью общности, поэтому возникает очень сложная проблема интерпретации этих теорий, превращение их формального языка в знание в собственном смысле слова.
2.3 Философия и научная теория
Специфическая роль философии в научном познании состоит в том, что сама философия выступает как орудие или способ познание, наделяющего субъект познания способностью к теоретическому мышлению. Речь идет о том, что ученые осознанно или неосознанно поднимаются на уровень теоретического осмысления бытия и сущности познания, что как только перед ученым раскрывается это осмысление бытия, то можно говорить, что в сознании данного ученого присутствует философия.
Возникает
вопрос, в каком виде, она, философия
присутствует? На это можно ответить
следующим образом. Она присутствует
в виде логики и методологии познания,
в виде мировоззренческих схем, картины
мира, миропонимания, как совокупности
наиболее фундаментальных научных
положений, с помощью которых
человек создает единство в понимании
процессов, происходящих в окружающем
мире, в виде образа (парадигмы) научных
теорий, определенного стиля научного
мышления. В том контексте философия
является наукой о наиболее общих
универсальных законах бытия, формулирует
такие понятия и категории, которые
в силу своей абстрактности и
всеобщности могут
Философия
возникла как новая попытка
2.4 Теория и эксперимент
Важнейшим методом эмпирического познания является эксперимент, который обычно включает в себя наблюдение и измерение, а также непосредственное физическое воздействие на изучаемые объекты.
Эксперимент есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимое с целью познания этого объекта.
В эксперименте можно выделить следующие элементы:
Каждый из этих элементов может быть положен в основу классификации экспериментов. Например, эксперименты можно разделять на физические, химические, биологические и т.д. в зависимости от различия объектов экспериментирования. Одна из наиболее простых классификаций основывается на различиях в целях эксперимента.
Целью
эксперимента может быть установление
каких-либо закономерностей или
обнаружение фактов. Эксперименты,
производимые с такой целью, называются
«поисковыми». Результатом поискового
эксперимента является новая информация
об изучаемой области. Однако чаще всего
эксперимент проводится с целью
проверки некоторой гипотезы или
теории. Такой эксперимент называется
«проверочным». Ясно, что невозможно
провести резкой границы между этими
двумя видами эксперимента. Один и
тот же эксперимент может быть
поставлен для проверки гипотезы
и в то же время дать неожиданную
информацию об изучаемых объектах.
Точно так же и результат поискового
эксперимента может заставить нас
отказаться от принятой гипотезы или,
напротив, даст эмпирическое обоснование
нашим теоретическим
Эксперимент
всегда представляет собой вопрос,
обращенный к природе. Но чтобы вопрос
был осмысленным и допускал определенный
ответ, он должен опираться на предварительное
знание об исследуемой области. Это
знание дает теория, и именно теория
ставит тот вопрос, ответ на который
должна дать природа. Поэтому эксперимент
как вид материальной деятельности
всегда связан с теорией. Первоначально
вопрос формулируется в языке
теории, т.е. в теоретических терминах,
обозначающих абстрактные, идеализированные
объекты. Чтобы эксперимент мог
ответить на вопрос теории, этот вопрос
нужно переформулировать в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Факты, с которыми имеет дело научная теория, можно разделить на три группы:
По
мере развития теории количество объясняемых
ею фактов увеличивается. Получают объяснение
известные факты, открываются новые,
предсказанные теорией. Даже те факты,
которые первоначально казались
противоречащими теории, переосмысливаются
таким образом, что противоречие
устраняется. И если все-таки остаются
факты, с которыми теории никак не
удается справиться, то ученые сохраняют
надежду на то, что развитие теории,
в конце концов, приведет к их
объяснению. Никогда не бывает так,
что теория согласуется со всеми
известными фактами в своей области.
Однако это вовсе не означает, что
теория порочна. Расхождение теории
с некоторыми фактами обычно рассматривается
как свидетельство
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: