Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:22, реферат
Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Введение……………………………………………………………………………………...2
1. Характерные черты науки……………………………………….…………….…3
2. Формы и методы научного познания……………………………..........4
3. Критерии научного познания…………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………………….13
Несмотря на внешне парадоксальную форму, а, может быть, и благодаря ей, этот принцип имеет простой и глубокий смысл. К. Поппер обратил внимание на значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в познании. Никакое количество падающих яблок не является достаточным для окончательного подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Однако достаточно всего лишь одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы этот закон признать ложным. Поэтому именно попытки фальсифицировать, т.е. опровергнуть теорию, должны быть наиболее эффективны в плане подтверждения ее истинности и научности.
Теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной. Идея божественного творения мира в принципе неопровержима. Ибо любую попытку ее опровержения можно представить как результат действия все того же божественного замысла, вся сложность и непредсказуемость которого нам просто не по зубам. Но раз эта идея неопровержима, значит, она вне науки.
Можно, правда, заметить, что последовательно проведенный принцип фальсификации делает любое знание гипотетичным, т.е. лишает его законченности, абсолютности, неизменности. Но это, наверное, и неплохо: именно постоянная угроза фальсификации держит науку «в тонусе», не дает ей застояться, почить на лаврах. Критицизм является важнейшим источником роста науки и неотъемлемой чертой ее имиджа.
Заключение.
Белая: Что такое познание? Каковы особенности научного познания? В чём состоит суть принципа верификации и принципа фальсификации?
Синяя: Основной формой человеческого познания является наука. Докажите значимость и важность роли науки в наши дни.
Желтая: Выделите сильные стороны принципа верификации и принципа фальсификации. Способствует ли принятие этих принципов личностному росту? Какие стороны реальности в них отражаются?
Черная: Выделите слабые стороны принципа верификации и принципа фальсификации. Назовите их недостатки. Может ли ограничиться внутренняя свобода человека при принятии какого-либо из этих принципов.
Красная: Представьте себя в мире, где действует принцип верификации. Как вы себя чувствуете? О чём вы думаете? Чем вы будете заниматься? Что вам нравится, а что нет?
Теперь представьте себя в мире, где действует принцип фальсификации. Как вы себя чувствуете? Что вам нравится, а что нет? О чём вы думаете? Чем вы будете заниматься?
Зеленая: Что будет, если все люди на земле примут принцип верификации? А если- принцип фальсификации? В каком мире у человека больше стимула и возможности развиваться? Как можно использовать эти два принципа для изменения общественных отношений и настроений? Какие проблемы можно решать, применяя эти принципы?
Синяя: Нужно ли человеку задумываться о структуре научного познания и его методах? Какой из рассмотренных принципов ближе современной культуре ( для отдельного человека, для всего общества?)
Список литературы
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003.
Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. — М.: Агар, 1996.
Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. – М.: Владос, 2002г.
Современная философия науки. — М.: Логос, 1996г.
Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М.: Гардарика, 2000г.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М.: Наука, 2003г.
Концепции современного естествознания. / Под ред. проф.В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004г.
3